search
main
0

Петр МАМОНОВ: Любить надо не тварей, а творца

Петр Николаевич Мамонов – отец-основатель явления под названием “Звуки Му”. Явление было легендарной московской рок-группой, затем проявилось в кино (“Игла”, “Такси-блюз”, “Время печали еще не пришло”, “Нога”), а позже продолжило свое существование на сцене Московского драматического театра им. К.С. Станиславского в форме спектаклей “Лысый брюнет”, “Полковнику никто не пишет” и “Есть ли жизнь на Марсе”. Вслед за самим явлением трансформации не избежал и его основатель, которому на днях исполняется 50 лет.

– Многие до сих пор помнят вас только как крутого рок-н-ролльщика. Однако вы уже давно отошли от дел мирских и праздных. Чем сейчас живет Петр Николаевич Мамонов?
– На данном этапе для меня существуют три основные вещи, то есть я так понимаю свою жизнь и свое предназначение, и если ошибаюсь, другие меня поправят. Первое – призывать Господа в сердце свое все время, для чего есть определенная техника. Второе – бороть искушения, если они есть, а возникают они от пустого места в нашей душе или Бог посылает их, чтобы испытать, крепко ли мы верим. И третье – делать добрые дела по мере сил, делать их втайне, чтобы благодарность была не от людей, а от Бога. Вот так сейчас я стараюсь жить. Иногда получается, иногда нет – очень сильны старые стереотипы, привычки. То, что раньше мне казалось мелочным и пустяшным, теперь стало совсем не безразличным.

– Как получилось, что вы поменяли Москву и андерграундную богему на деревню, уединение и религию?
– Вот вам в чистом виде Божий промысел: никогда я не думал, что буду жить один в деревне. Мирские люди сказали бы, что все вышло случайно, а люди верующие, что это Божья воля. Значит, раз так все выходит, Бог любит меня, не забыл и посылает мне испытания. Но испытания могут быть гораздо более серьезными, чем внутренняя борьба: лишения, беды и т.д. В нашей православной вере страдание – это благо, путь к вечной жизни. Причем вечная жизнь не “может быть существует”, а она есть, души наши будут жить вечно. Это трудно представить: вечное блаженство или вечные муки. Не больше и не меньше. Никакими своими чувствами, разумом или душой мы не можем представить себе, что уготовил Бог любящим его. Так давайте же и мы тоже чуть-чуть чем-то пожертвуем, хоть гадкой привычкой своей, пусть сделаем ее опять на следующий день, а потом еще пару дней без нее проживем, может быть, получится и совсем отказаться. Но не с понедельника, а сегодня начнем. Не потачку себе сделаем, а придем к этому совершенно сознательно.

– Что требуется от человека, чтобы встать на путь истинный?
– От нас требуется желание и вера, что в принципе очень трудно. Что такое вера? Вот “Символ веры”: полубог, получеловек был за нас распят, мучился, а на третий день воскрес из мертвых и вознесся на небо. При рациональном подходе трудно поверить: воскрес из мертвых, вознесся на небо. Но двигаясь именно таким путем, начинаешь видеть, кто ты такой, начинаешь видеть чудеса, которые в мирской жизни как слепец не видишь напрочь. Самое чудо – то, что мы есть, пальцы наши, руки, ноги. И на все вопросы – такого же рода ответы.

– Остается ли у человека что-то свое личное или он полностью начинает принадлежать Богу?
– Я всего лишь приемник, и поэтому спрашивать у приемника, что он передает, бессмысленно. Меня можно ругать за то, что плохо передаю, значит, дешевый приемник. Если я чист перед Богом, значит, и чисто передаю, значит, и у тех, кто ловит мой сигнал, отличный звук, и они довольны качеством приемника. А если лажу передаю, значит, не ловит моя антенна ничего хорошего. Верующие люди удачно устроились – не они отвечают, а Бог отвечает через них. Мне труднее, потому что я привык анализировать, думать сам. Простоты в сердце у меня нет. Все идет мудрование какое-то. А надо убрать свою волю. Тогда вы будете только глиняным горшочком, в который налита или дрянь, или святой дух. Если чисто и правильно живете, стараетесь стяжать божью благодать, то Он все за вас сделает. Надо только держать горшочек чистым и просить, чтобы налили туда. И если Он услышит, то все, ничего не надо больше, как раньше говорили, “святым духом сыт”, и это действительно так.

– Трудно ли сломать старого себя, чтобы взглянуть на мир по-новому?
– Скажем, вопрос “Как можно возлюбить ближнего как себя самого?”. Нормальному человеку ведь нереально это сделать. Ну ладно, семью, родных, близких, но каждого?! Вон он валяется под забором, пьяный, или хама какого-нибудь, вот его возлюбить?! Не укладывается в голове. А дело в том, что если Бога призываешь в сердце, то начинаешь его очень сильно любить, потому что он дает тебе “кайф”, он все делает, управляет все твои дела. За что ни взялся – все в руки. Волей-неволей, не сразу, но первая заповедь – Бога люби. А следующая – ближнего своего как себя самого. И если Бога очень любишь, то и все остальные становятся милы тебе сами по себе. Каждый день встаешь – и все радует взгляд, все хорошо, главное, только не забывать Господа призывать в сердце. Но не все, конечно, так замечательно. Много трудностей на пути, много мук. Иной раз пну кошку, а потом волосы на себе рву и плачу – как я мог ее ударить. Падаю на колени и прошу прощения, молюсь, рыдаю. И падать приходится часто, и муки страшные, и горько от содеянного, но спасение только в молитве, в вере.

– Что вы сейчас читаете?
– Раньше думал, что надо и то почитать, и то. А сейчас скорее только почитать Евангелие. Читать Священное писание, не понимая ничего, читать и читать. И через это слово все устроится. Не потому читать, что там интересно, а пытаться вникнуть и потом все само устроится, уляжется. Почитал днем – вечер хороший, а не почитал – что-то не то, так себе вечер. Одному оптинскому старцу пишет заблудившийся интеллигент, вроде меня: работа хорошая, жена отличная, все-все нормально. Но не могу спать по ночам, мучаюсь, незачем жить, вплоть до самоубийства. Старец отвечает: читайте Библию. Второе письмо: читаю, отец, не понимаю ничего. Ответ: продолжайте читать. И постепенно все улеглось, ведь бесы-то понимают и отступают, нет страстей, привычек, всей этой шелухи. На то слово и послано на Землю. А потом уж Господь и мудрость даст, и все-все-все. Хочешь бросить алкоголь, курение, наркотики – не надо, оказывается, напрягаться бросать. Надо только Бога поставить в сердце, и тогда все остальное будет снаружи тыкаться в тебя, а там уже столп, там это место занято, и сами тогда эти искушения отойдут.

– Откуда же тогда появляются все наши беды?
– Все наши беды появляются тогда, когда хотим настоять на своем. Стоит только собственную волю убрать, как все будет происходить по твоему желанию.

– А как уживаются вера и театральная сцена?
– Я не знаю, что будет со сценой и окружающим миром. Как Бог даст. Но уже чувствую, что эти вещи занимают не первое место в моей жизни, как раньше. В Писании сказано, что танцы – это грех. Читаю и думаю, что занят греховным делом. Но вроде нет, вроде через это действо что-то от меня людям идет. Как быть? К духовному отцу идти, к священнику. Он представитель твой перед Богом. И если он говорит, что нельзя это делать, значит, все, буду завязывать. Даже если он не прав, то это его грех, но все равно надо закончить. Нельзя думать “а если еще чуть-чуть”, “пойти бы к другому отцу”, и т.д. И сейчас я спросил у своего батюшки, говорю, что это работа моя, занят ей уже 25 лет, он ответил, что надо посмотреть, как все это выглядит, что это такое вообще. И вот надо ему показать видеокассету, а боюсь, потому что если скажет он “нет”, то надо будет это забыть. Тяжело, конечно, все мучаюсь, боюсь к нему идти, но придется. Так что если встал на этот путь, то вопросов не задавай.

– Как складывается ваша жизнь в деревне?
– Тяжело в деревне жить. Сегодня вот снег до обеда расчищал, полы мыл. Печки надо там и там растопить, для этого нужны дрова и т.д. Скотины не держу никакой, даже кур. С ними вообще невозможно – вставать в 5 утра и, главное, никуда ни отъехать, ни отойти. Так и живу трудом и молитвой. Нет никакой умственной работы, мыслей и т.д. По хозяйству управился, сразу Писание читать, и не надо больше ничего. Остальное все как сон.

– Можно ли не верить и быть при этом приличным человеком?
– Я очень мучился: то ли можно, а то ли нет. Раз ты верующий сам, то нет. Без Бога ничего хорошего не будет. Христос пришел в мир для грешников. Праведникам он не нужен. Но кто может сказать, что он праведный? На 100%? То есть ни разу не соврал, ничего плохого не сделал? Никто. Значит, все равно есть болезнь. А раз есть болезнь, нужен врач, но ни в коем случае не самолечение вроде того, что с завтрашнего дня кофе не пью и т.д. Чепуха это все. Нужен лечащий врач, но придет он только к тем, кому он действительно нужен. Именно поэтому наш народ и стал богоизбранным.

– Как к такому преобразованию отнеслась ваша семья?
– Семье-то лучше, если я хороший. Они видят, что я не ору, не вешаю оплеухи, естественно, им так лучше. Если я буду рассказывать, а делать сам все не так, то мне веры не будет. А я не рассказываю, просто делаю. Полагаюсь на Бога, и семья видит мою борьбу, мои достижения и поражения и тоже начинает к этому стремиться. Жена отвечает перед мужем, а муж перед Богом. Дальше если читать в Писании, то написано “жена должна беспрекословно слушаться мужа”. Этот фрагмент в миру обычно выдергивают и выставляют как какое-то назидание, забывая, что там есть и продолжение: “Муж должен жену свою любить больше, чем себя”. Тогда ей и подчиняться – в радость. Так что когда у человека начинается движение в сторону Бога, то все у него и складывается: семья, дом, работа, кошки, там, собаки…

– При таком подходе нужна ли вам собственность, земные блага и т.д.?
– Надо быть готовым все земные блага потерять, понимать, что это все в аренду, что это все не мое, что все это мне дадено, и как дадено, так может быть и отнято. Закон для всех один – живи прилично и будет все у тебя, будешь жить гадом – отнимется. А если здесь не отнимется и будешь купаться в роскоши, тогда там отнимется уже все. Почему есть явные грешники, но благоденствующие? Потому что Господь не любит их, он их забыл, а они спят и там не будут отмечены и не будет им сказано “Приди ко мне”.

– Как складывается жизнь ваших детей? Наложило ли на них отпечаток обучение в деревенской школе после московской?
– Старший сын сейчас учится в институте, средний готовится поступать. Они проучились здесь, в сельской школе, 4 года, а сейчас переехали обратно в Москву. Разный уровень знаний, конечно, и возможностей поступить в институт, проучившись в городской школе, значительно больше. Но, как я полагаю, знания – это чушь. Вот последний раз возвращался со спектакля, заехал на бензоколонку. 30 литров бензина и сок. Кассир считает на калькуляторе: 270 плюс 28 рублей. У нее выходит 308. Я говорю: нет, 298, а кассир изумленно спрашивает, как я посчитал. В уме. То есть эти люди даже не умеют сейчас это делать: думать, считать. И правильно, не надо им этого так называемого образования. То, чего ни в одном компьютере нет, – это нравственность. С этим, конечно, лучше в деревне, потому что денег меньше, жизнь труднее, меньше соблазнов. У нас здесь все нищие по московским меркам, но все ходят, друг другу улыбаются, общаются, дружат. И вся Россия живет как мы, а не как Москва.

Роман КУПЦОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте