search
main
0

Петр Каптерев: ученый, который первым ввел в обиход понятия «педагогическая психология» и «педагогический процесс»

Когда размышляешь над путями развития российского образования, судьбами его подвижников, то становится ясно, что Петр Федорович Каптерев (1849-1922) одна из наиболее крупных величин отечественного просвещения. Вся его более чем полувековая научно-педагогическая деятельность – это беззаветное наставническое служение России, школе, учительству и детям.

Потомственный священнослужитель

Петр Каптерев родился 7 (19) июля 1849 года. Его отец служил приходским священником в селе Кленове Подольского уезда Московской губернии. Многодетная семья рано лишилась кормильца, несмотря на небольшую пенсию, выплачиваемую епархией, находилась в довольно тяжелом материальном положении. Детям приходилось много работать в поле и на огороде.

Петр, как и его братья – дети священнослужителя, мог получить бесплатное среднее образование только в духовных учебных заведениях. Он окончил духовное училище в Подольске и в 1862 году поступил в духовную семинарию. Как талантливый и дисциплинированный воспитанник после окончания семинарии в 1868 году он был принят уже в высшее учебное заведение – на историческое отделение Московской духовной академии, готовившей кандидатов на высшие церковные должности, образованных богословов, а также преподавателей духовных училищ и семинарий.

После окончания в 1872 году духовной академии Петр Федорович Каптерев, поскольку не принял монашество или священнический сан, должен был шесть лет прослужить преподавателем в системе высших и средних духовных учебных заведений. Талантливый выпускник был избран советом Санкт-Петербургской духовной семинарии преподавателем философских учений (логики, психологии, дидактики, педагогики). Ему доверили заведование воскресной школой, избрали в члены распорядительного совета правления семинарии. Молодой преподаватель сразу снискал уважение коллег и семинаристов. Всех покоряли личность Каптерева, сила его интеллекта, обширность и глубина знаний, способность ясно их излагать.

На общественно-педагогическом поприще

Тогда же у педагога проявилась склонность к общественной деятельности, он был принят в Петербургское педагогическое общество. В 1874 году П.Ф.Каптерев стал членом совета Петербургского фребелевского общества, где читал лекции по педагогике и психологии слушательницам курсов, готовивших воспитательниц детских садов. Работу на этих курсах он вел в течение четверти века.

Однако научные и общественные интересы Петра Федоровича шли вразрез с уставом духовного заведения. Он тяготился службой в нем, но покинуть смог лишь в конце августа 1878 года, когда истек срок обязательной службы по духовному ведомству за четырехлетнее бесплатное обучение в Московской духовной академии.

Но сразу устроиться на государственную службу, гарантировавшую постоянный заработок, он не смог. Лишь через год ему удалось поступить преподавателем педагогики на Женские педагогические курсы, принадлежавшие Ведомству учреждений императрицы Марии. На этой должности Каптерев прослужил около шести лет.

Когда Женские педагогические курсы Мариинского ведомства были преобразованы в Женский педагогический институт (1903), Каптерев получил разрешение на чтение в нем на словесно-историческом отделении лекций по психолого-педагогическим дисциплинам (психологии, дидактике, педагогике, всеобщей и русской истории педагогики).

Все эти годы П.Ф.Каптерев продолжал свою необычайно разностороннюю научно-педагогическую деятельность. Он публиковал статьи по детской психологии, педагогике, дидактике, логике и даже русской литературе.

Еще во время преподавания в Петербургской духовной семинарии Петр Каптерев постоянно печатался в различных педагогических журналах и приступил к созданию одного из главных своих научных произведений – «Педагогической психологии для народных учителей, воспитателей и воспитательниц», которое увидело свет уже в 1876 году в журнале «Народная школа» в виде цикла статей. А в следующем году эта книга вышла отдельным изданием. Впоследствии уже значительно переработанная, дополненная (под названием «Педагогическая психология») книга публиковалась дважды: в 1883 и 1914 годах.

В 1879 году издаются его курсы лекций по педагогике и логике. В 1880-е – 1890-е годы он становится организатором и участником многих объединений психологов, педагогов и врачей при Педагогическом музее военно-учебных заведений в Петербурге (педагогическая секция, отдел Я.А.Коменского, а потом К.Д.Ушинского, родительский кружок), принимает активное участие в подготовке и проведении съездов по семейному воспитанию, педагогической психологии, экспериментальной психологии, народному образованию.

Выдающийся ученый-педагог

Все, за что брался Петр Федорович Каптерев, он делал капитально, по сути, создав российскую педагогическую науку, заложив в основание отечественной педагогики свои фундаментальные труды. Все они – новаторские для своего времени – и сегодня входят в золотой фонд отечественной педагогической мысли.

Поражает широта проблематики его творчества. Вот названия некоторых публикаций только за один год: «Значение христианства в постановке первоначального воспитания», «Характерные черты среднего образования в Англии», «Трагизм судьбы Гоголя», «О детской лжи», «Ответственность родителей перед детьми». По свидетельству авторитетного издателя Н.Рубакина, «Каптерев уже к началу 90-х годов XIX столетия был одним из самых популярных авторов, книги которого читались не только педагогами, но и всеми, кто занимался самообразованием, родителями».

Более того, самой судьбой Петру Федоровичу Каптереву в развитии отечественной педагогической науки отведено особое место. Он дебютировал своей «Педагогической психологией» в 1877 году. К этому времени уже сошла с педагогической авансцены или даже покинула этот мир плеяда ученых-педагогов 1860-х годов, которая связана с именами Н.И.Пирогова и К.Д.Ушинского.

Новых же ярких имен всероссийского масштаба не появлялось. По сути, на протяжении без малого сорока лет Каптереву если не в одиночку, то с очень узким кругом педагогических мыслителей – К.Н.Вентцелем, В.П.Вахтеровым, В.В.Розановым – доведется разрабатывать широкие пласты педагогической теории и практики.

И здесь нельзя не поразиться той поистине исполинской миссией, на которую Петр Федорович сам себя обрек. На протяжении трех лет – с 1877 по 1880 год – он создает комплекс капитальных трудов, посвященных педагогической психологии, педагогике, дидактике, истории педагогики: «Педагогическая психология», «Педагогический процесс», «Дидактические очерки», «История русской педагогии». Позднее, к 65-летию мыслителя, в существенно переработанном виде эти труды будут переизданы. Не стоит забывать, что именно Каптереву принадлежит авторство таких привычных для нас понятий, как «педагогическая психология» и «педагогический процесс», он первым ввел их в научный оборот.

В 1912 году ученому было присвоено «в исключение из Закона и не в пример другим» ученое звание профессора по словесно-историческому отделению Академии наук России.

Проповеднический стиль и глубина изложения

В фундаментальных трудах, рассмотрев широкий спектр основополагающих педагогических проблем, П.Ф.Каптерев все это высветил через такие очень значимые вопросы, как общественная направленность педагогического процесса, соотношение общечеловеческих и национальных ценностей, пути создания народной школы.

Характеризуя особое место Каптерева в истории педагогической науки, следует обратить внимание еще на два важных аспекта.

П.Ф.Каптерев был, по сути, первым в России профессиональным ученым-педагогом, который занимался теорией и историей обучения и воспитания не в виде хобби, а в качестве основной служебной обязанности.

И еще: хотя Петр Федорович, несомненно, принадлежит к числу светских ученых-педагогов, давших именно светские ответы на такие важнейшие вопросы, как формирование мировоззрения, развитие ума, характера и воли ребенка, все же на его научном творчестве сказывалось то, что свое образование он получил в Духовной академии. Это прежде всего проявилось в стиле его публикаций, который близок к проповедничеству, пасторству, глобальности замыслов и постоянному пристальному вниманию к широкому спектру вопросов духовно-нравственного воспитания становящейся личности.

Основоположник семейного воспитания

В Год семьи стоит особо подчеркнуть, что среди многогранного творчества замечательного педагога есть тема, которая красной нитью проходит через всю его деятельность, – семейное воспитание. Участие Каптерева в родительском кружке сыграло важную роль в разработке им вопросов семейного воспитания. С 1884 года на протяжении многих лет он ежегодно делал доклады о развитии личности и воспитании ребенка в семье.

А с 1898 года под общей редакцией Каптерева стали выходить брошюры «Энциклопедия по семейному воспитанию и обучению». Авторами брошюр были видные педагоги, психологи, врачи, ученые и литераторы П.И.Ковалевский, А.Ф.Кони, П.Ф.Лес­гафт, А.Н.Острогорский, И.А.Си­кор­ский.

Издание такой популярной энциклопедии, включившей около 60 отдельных небольших книг объемом в 60-70 страниц, было «посвящено вопросам воспитания и обучения детей, преимущественно дошкольного возраста», то есть фактически речь шла о домашнем воспитании и обучении, а также о физическом развитии и сохранении здоровья детей младшего возраста.

Основная цель всей этой деятельности педагога – вовлечь отцов и матерей в гуманное воспитание детей, дать им необходимые психологические познания, объяснить, что на самом деле стоит за детскими ложью, страхом, мужеством, подражательностью, радостями и печалями, играми и развлечениями.

Научные труды и деятельность родительского кружка привлекли внимание западноевропейской общественности. На выставке работ родительских кружков Франции, Англии, Германии, Бельгии и других стран петербургский кружок получил в Льеже (Бельгия, 1906) первую премию.

Президент академии образования

Обнаженным нервом для Каптерева всегда являлось тяжелое положение русского учителя и народной школы. Он стоял у истоков общественного педагогического движения, был редактором и сотрудником ряда журналов, активным участником педагогических съездов, много выступал перед учителями. Долгое время его голос не был слышен властями.

Но именно Каптереву в 1915 году министр народного просвещения П.Н.Игнатьев поручил возглавить мозговой центр подготовки реформы образования. По сути, ученый тогда занимал должность, соответствующую нынешнему президенту Российской академии образования. И то, что в итоге коллективом ученых и практиков были созданы, несомненно, лучшие в отечественной педагогике материалы по реформе образования, – его весомая заслуга.

Из-под глыб

С радостью восприняв Февральскую революцию, П.Ф.Каптерев настороженно встретил Октябрьскую. Он некоторое время жил в Петрограде, однако осенью 1918 году после долгой тяжелой болезни и в связи со сложным продовольственным положением в городе перебрался в Острогожск, один из уездных центров Воронежской губернии.

Впрочем, даже здесь Каптерев не оставил своего служения делу народного образования. Еще не оправившись от тяжелой болезни легких, он поступил на должность разъездного инспектора уездного отдела народного образования и всячески способствовал реформированию в Острогожском уезде школ, в том числе и сельских. Даже трудно представить всю меру стойкости и страданий 70-летнего выдающегося ученого, который с воспалением легких зимой в мороз шел пешком по глубокому снегу от одной сельской школы к другой.

С начала 1919 года П.Ф.Каптерев, несмотря на болезни и преклонный возраст, начал преподавать сразу в трех учебных заведениях Острогожска: двух школах и учительской семинарии, которую скоро и возглавил. В 1921 году Петр Федорович перебрался в губернский центр – Воронеж. Он стал профессором Воронежского университета и одновременно организовал педагогический техникум.

В последний год жизни П.Ф.Кап­те­рев успел сделать очень многое для развития педагогического образования в Воронеже. При техникуме им были созданы подготовительные курсы, педагогический музей, образцовый детский сад. В ведение администрации техникума были переданы две общеобразовательные школы. Сюда же пригласили читать лекции лучших профессоров Воронежского университета.

В 1921 году Каптерев опубликовал пронзительную статью «Педагогика и политика». Это смело, страстно и убежденно высказанный призыв ни в коем случае не превращать учителей и учащихся в разменную монету в политической игре, а школу – в механизм осуществления идеологической диктатуры. В этой последней статье-завещании мыслитель развивал центральную для него идею, своеобразное кредо: педагогический процесс должен быть автономным, то есть свободным от каких бы то ни было политических влияний извне.

Этой статьи П.Ф.Каптереву советская власть так и не смогла простить. Долгие 60 лет, до середины 1980-х годов, его работы не переиздавались, а о педагогических идеях ученого если и писали, то как бы сквозь зубы, не забывая подчеркивать, что он выражал «хорошо знакомые, типичные для буржуазной педагогики антинаучные теории аполитичности воспитания».

Михаил БОГУСЛАВСКИЙ, главный научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики Института стратегии развития образования, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, лауреат премии «Золотое перо» «Учительской газеты»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте