Гениальный музыкант, виртуозный дирижер Петр Дранга – новый герой нашей рубрики. Он артист, совершивший революцию в отечественной музыке. Именно он сделал аккордеон любимым миллионами. Петр Дранга родился в музыкальной семье, и уже с детства его судьба была предопределена. Мальчишкой поступил в школу по классу аккордеона, потом стал студентом Гнесинской академии. Был участником различных конкурсов, экспериментировал с рок- и поп-коллективами и пришел к собственному стилю исполнения. Его путь к музыкальному олимпу не был стремительным, артист всегда много работал и безостановочно двигался к поставленным целям. Совсем недавно музыкант дал грандиозный концерт в Кремле, где представил свою новую программу «Музыка народов мира» совместно с DYP Orchestra. Незадолго до дня рождения музыканта, совпадающего с Международным женским днем, мы побеседовали для «Учительской газеты».
– Петр, вы стали тем, кто популяризировал инструментальную музыку. Это было вашей целью или стечением обстоятельств?
– Передо мной всегда стояла задача делиться с людьми эмоциями через музыку. Не буду лукавить, были разные периоды, когда я так или иначе относился к жанру, часто все смешивал. Но инструментальной музыкой мне было интересно заниматься с самого детства. Для меня это палитра красок, которая ярче, чем песня. Хотя я очень уважаю вокальное творчество и сам пишу песни для других исполнителей. Привязанность к словам часто мешает. Иногда я не хочу слышать смыслы в песнях, я хочу сам их вкладывать, а такое возможно, только когда слушаешь инструментальную музыку. Музыка таких композиторов, как Чайковский, Вагнер и Шостакович, производит на меня гораздо большее впечатление, чем песня.
Что касается вокальной музыки, у меня много было разных коллабораций с артистами. Иногда в качестве шутки или бонуса это может иметь место, но, по сути, инструментальная музыка – очень тонкая материя, а инструментальное творчество легко обидеть, и оно будет молча страдать. Артист-музыкант, стоящий на сцене с вокалистом, всегда будет аккомпаниатором заднего плана независимо от профессиональных качеств исполнителя, его отдачи и уровня музыкальной подготовки. И кто профессиональнее из этих людей, у кого из них более крутая отдача, неизвестно. Я очень долго старался сделать так, чтобы инструмент был на сцене наравне с вокалом, думаю, получилось. Публике со временем передалась моя уверенность в успехе аккордеона, люди его полюбили.
– Этой зимой у вас состоялся грандиозный концерт в Кремле. С какой программой вы там выступали?
– Вы знаете, вообще творческий всплеск у меня со времени начала пандемии. Тогда практически исчезли концерты, и многое пришлось переосмыслить. Но это был очень хороший период, потому что именно тогда я создал DYP Orchestra. Моими первыми зрителями и слушателями были чайки на океане и камни в парке. У меня получилось сделать так, что музыку я сочинял в момент рассвета и восхода солнца. И оркестр был создан, потому что я захотел, чтобы больше музыкантов участвовало в этом перформансе. Это была первая задача – сочинять музыку на закате и из этого делать большие интересные проекты, где взаимодействие музыки и природы дает результат, лечит наши души и сердца.
А дальше получился прекрасный спектакль «Фрида», в котором был задействован мой оркестр. Для этого спектакля была написана музыка с интеграцией мексиканских этнических инструментов. Кстати, концертный тур «Музыка народов мира» проходит тоже в сопровождении коллектива DYP Orchestra.
Мне интересно выступать с оркестром, потому что я долго к этому шел. С четырех лет занимался академической музыкой. Потом меня сильно помотало, были и панк-коллективы, и рок-коллективы, и аккордеон в эстрадном ключе. Я благодарен этому опыту, но все должно меняться и развиваться. Захотелось заниматься творчеством глубже, появилось больше уверенности в себе и желания делать новое.
– В музыке вы выбрали свой индивидуальный путь. А было такое, что вас отговаривали?
– Миллион раз! Люди часто думают, что они помогают, а тебя это может разрушать. И за это обвинять никого не нужно. Слушать нужно себя! Иначе можно стать похожим на цветную мозаику и потеряться как личность. Это очень опасный момент.
– Вы считаете себя модным в музыкальном смысле исполнителем? И насколько для вас важно быть модным?
– В моем случае это не мода, а стиль. Это взаимодействие оркестра и электронной музыки. Мода и тренд – понятия кратковременные. Например, когда-то был тренд на определенную музыку, и он прошел. В этом и есть специфика тренда, в быстротечности момента. В принципе, если твоя музыка содержит смысл, ты понимаешь, что хочешь сказать, эта музыка вне времени. Мне кажется, мы до сих пор можем слушать многие группы, отгремевшие давно, получать удовольствие от того, что это качественная и стильная музыка.
– А как вообще обстоят дела сегодня в музыкальном мире? Что вам нравится, а что не очень симпатично?
– Нравится то, что происходит в образовании, например в Академии музыки имени Гнесиных, в Консерватории имени П.И.Чайковского. У нас очень сильные педагоги по теории музыки, а также в целом у нас сильный классический балет, высокопрофессиональные оркестры, замечательные музыканты.
А не нравится конъюнктурность. Копировать исполнителя – это не значит творить. Я понимаю, что можно вдохновиться и взять какие-то элементы, но часто это очень сильно конъюнктурно. Условно говоря, я очень радуюсь новым артистам и их поддерживаю, но, если они появляются на материале, который слышал вчера, у меня происходит отрицание. Это касается в принципе общемировых тенденций, не только отечественной музыки.
– Популярность к вам пришла в очень молодом возрасте. При этом вы остались открытым и скромным человеком. Искушения славой не было?
– Мои первые выступления были в 5-6 лет, это довольно ранний возраст. В возрасте 8-9 лет я ездил на международные выступления. Известность приходила постепенно. Сначала меня стали узнавать в профессиональном кругу, потом пошли выступления на ТВ и радио. Поэтому популярность была не мгновенная, а постепенная, что не дало мне потерять голову от происходившего. Дорога к узнаваемости была долгой, протоптанной трудом, наверное, в этом заслуга моего адекватного восприятия происходящего. На самом деле известность – это благословение Бога, если она подкреплена действиями и не является главным мотивом для артиста.
– А был момент, когда утром встали и почувствовали себя звездой?
– Такого не было. Было, что выходил из дома и замечал, как все показывают пальцем на меня, изображая руками игру на аккордеоне. Причем тогда люди еще не знали моего имени, но уже так показывали. (Улыбается.)
– Помимо того что вы музыкант, вы еще продюсер. А что именно продюсируете?
– Сейчас всецело занят продюсированием собственных проектов. Я стал генеральным продюсером спектакля «Фрида», а также с Екатериной Акимовой мы поставили детский спектакль «Сказки Акстер», в рамках «Территории Kids».
– Аккордеонная музыка в спектакле, в частности во «Фриде», – это сложно?
– Кстати, сейчас как раз это модно! А сложность в том, что мне пришлось спродюсировать весь спектакль. Так сложилось, что вместе собрались творческие люди, и я взял на себя функцию главного. Но работа получилась благодаря всей команде: Сергей Сотников, режиссер, Илья Старилов, художник. Там играют потрясающие актрисы Марина Александрова и Дарья Мороз. А собрать эту историю мне помог мой друг Евгений Витальевич Миронов. Конечно, я благодарен каждому, кто поддержал.
– Не думали заняться продюсированием кого-то из артистов?
– Сейчас точно нет. Раньше делал, сейчас отказываюсь. Я могу спродюсировать оркестр, быть худруком, дирижировать. Но сделать еще артиста не готов… Артист – это такая тонкая субстанция, живой и очень нестабильный организм. И он сам себя должен довести до стабильного состояния. Продюсер может сделать красивый имидж и направить, но изменить органику, содержание личности, а также человеческий фактор продюсер не может. И продюсер не тот человек, который трансформирует артиста. Самое главное, что продюсер своему артисту не психолог, не эстетик, не риторик. Так это не работает. Заметьте, мировые звезды, во-первых, талантливые музыканты. Во-вторых, они артисты. И в-третьих, они высокоорганизованные люди, у которых есть команды. Например, Sting. По идее, настоящий артист сам себе продюсер.
– Петр, помимо того что вы инструментальный музыкант, вы еще вокалист. У вас есть несколько клипов. А готовы отказаться от инструмента?
– Вокал для меня – это хобби. Творческих экспериментов в жизни у меня было очень много. Я и пою, и рисую, и пишу песни для других исполнителей. Со многими продюсерами работаю. Я люблю писать абсолютно разную музыку, это помогает определиться, что хочу в глубине души. Сегодня занимаюсь спектаклями. Могу с кем-то из артистов спеть дуэтом, но чаще это разовая история для какой-либо телепередачи к празднику.
– Вы сейчас находитесь в Тюмени на гастролях. Как вас принимает публика?
– Этой зимой я много где побывал: Иркутск, Братск, Новосибирск, Красноярск, Когалым, Сургут. Это места, где морозы достигают минус 35. Казалось бы, от такой жизни можно стать злым и суровым… (Улыбается.) Но какие они добрейшие и гостеприимные люди, очень внимательные и открытые! Я давно езжу по стране и всегда наблюдаю эту картину.
Сам я коренной москвич и могу сказать, что и в Москве люди принимают хорошо, разницы особой нет между аудиторией Москвы и других городов. Когда артист хорошо выступает, его везде принимают тепло. А если плохо, то независимо от места выступления зритель встречает скупо.
– Что вас вдохновляет?
– Любовь, общение с людьми, новые знакомства, человеческая искренность. Еще искусство, выставки, концерты. Конечно, природа. Природа для меня номер один, она дает силы, питает. Я люблю созерцать красоту. Это может быть парк, река, озеро, пустыня.
Однажды я создал композицию «Тихая лодка», на написание которой меня вдохновил храм Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах. Я его увидел, пришел к батюшке и попросил разрешения на то, чтобы снять небольшую видеозарисовку со стенами храма. Он разрешил, я написал музыку для этого видеофрагмента. Это произведение о человеческой душе…
Досье «УГ»
Петр Юрьевич Дранга – российский музыкант, аккордеонист-виртуоз, дирижер, композитор, режиссер, певец и актер, продюсер многих престижных и ведущих конкурсов в области академической музыки: 6-го и 7-го Открытого конкурса аккордеонистов (Москва, 1996, 1999), Международного конкурса в Италии (1996), международных фестивалей в Санкт-Петербурге (1997), в Москве (2003), Международного конкурса в Испании (2003), в Китае (2002), Всероссийского конкурса музыкантов «Новые имена». Принимал участие в 3-м сезоне шоу «Точь-в-точь» на Первом канале. Перевоплощался в Валерия Меладзе, Эминема, Владимира Кристовского, Энрике Иглесиаса, Вячеслава Тихонова, Серегу, Джастина Тимберлейка, Александра Васильева, Петра Налича, Джея Кея и Игоря Талькова. В 2018 году принял участие в шоу «Звезды под гипнозом».
Предпочитает играть на инструментах итальянской марки Bugari Armando. Всего у музыканта шесть сделанных на заказ аккордеонов этой фирмы. Среди хобби центральное место занимают занятия плаванием и дайвингом. Работает моделью. Неоднократно выступал у принца Монако и Ричарда Брэнсона. В 2022 году Петр Дранга основал коллектив DYP Orchestra, стал композитором и генеральным продюсером спектакля-концерта «Фрида».
Комментарии