Два в одном
…Осеннее солнце на этот раз не пряталось за облаками, а светило с летней неутомимостью. Конкурсантам в радость: для большинства Петербург – вечно насупившийся город. Более ста участников из 45 регионов России. От села Совхозного Зольского района Кабардино-Балкарии до Чурапчинского улуса Республики Саха (Якутия).
Первый этап конкурса “Я-сам, я-сама” требовал короткого, но емкого самопредставления. Кто пел, кто плясал, кто играл на гитаре. Поразило пристрастие почти всех к стихотворному жанру. Ольга Кудреватых (г. Белово Кемеровской области) из художественной номинации за предложенные десять минут сыграла на сцене мини-спектакль, чем покорила публику.
Наталье Циприанович( г. Волгодонск, Ростовская область) из физкультурно-спортивной номинации на первом этапе “крупно” повезло. Вытянув билетик с последним номером, она нежданно-негаданно обрела зрителем министра образования Владимира Филиппова. Владимир Михайлович понимающе кивал, улыбался, а напоследок пообещал зайти в гости, когда будет в Туапсе. Люстра при этом в Красной гостиной Аничкова дворца радостно дребезжала ( по историческому поверью – к исполнению желаний).
Защита образовательных программ проводилась в учреждениях, сотрудничающих с системой дополнительного образования. Научно-техническая номинация размещалась в стенах Петербургского государственного электротехнического университета “ЛЭТИ”. Художественная – в Союзе композиторов, декоративно-прикладная – в Этнографическом музее, эколого-биологическая – в Ботаническом институте им. академика В.Л.Комарова, туристско-краеведческая – в Русском географическом обществе, номинация старших вожатых – в музее Политической истории, физкультурно-спортивная – в Олимпийском зале Комитета по физической культуре и спорту, социально-педагогическая – в государственном педагогическом университете им. А.И.Герцена.
Каждый педагог выстраивал защиту образовательной программы по-своему. Большинство предпочитали стандартную схему. Кто-то просто зачитывал выдержки из программы. Многие иллюстрировали рассказ фотографиями и видеокассетами. Защита образовательной программы – это умение участника донести до присутствующих смысл текста. Передать собственную идею, защитить ее. Пусть истины будут спорны, но когда человек уверен и у него есть методики, технологии, он заставит прислушаться к себе. Если есть научные руководители, то программа только выигрывает. Впрочем, важен не сам текст ( они все, разумеется, разного качества), важно, каков сам творец, как он подготовлен, в какой степени сосуществуют теория и практика.
“Введение в образовательную программу”.
Одно из самых интересных открытых занятий провела Ольга Кудреватых из художественной номинации (г. Белово Кемеровской области).
Кто такая Баба Яга? Страшная, горбатая, в ступе и с метлой. Так отвечают дети на первые вопросы педагога. Ответить мало – надо нарисовать. Рисуют все, на листах, развешенных по стенам, под веселую песенку. Но это только присказка, самое-самое начало. Чем “говорит” театр? – Актерской игрой. Литература? – Словом. Живопись? – Красками. А музыка? Вот и подошли к основной тематике занятия.
Ольга Кудреватых представляет детскую студию камерной музыки “Камертон”. Возраст детей от 4 до 12 лет. Ольга уверена: нельзя учить музыке как отдельному виду искусства, все искусства должны быть слиты, связаны на занятиях. На ее уроках – и музыка, и изобразительное искусство, и хореография, и вокал, и театр.
Где наша Баба Яга живет? В доме на курьих ножках, это все знают. Где этот дом: может, на полянке, усаженной березками? Ольга подсаживается к роялю, и в одном из сыгранных ею музыкальных фрагментов дети узнают тот самый лес, дремучий, темный, где живет Баба Яга. Разве можно после этого не поиграть в этот лес; ну-ка, кто лучше скривится, у кого самые цепкие ветки? Сразу после такой разминки можно узнать первую музыкальную краску, именно ту, которой рисовали эти заросли; называется “диссонанс”. Трудное слово, трудно запомнить. Но оно – перед глазами весь урок: музыкальная краска, нарисованная живописной (гуашь) и образной (лес).
Обязательно нужно показать, как воспользовались этой краской люди, имена которых неплохо бы и запомнить. Педагог снова за роялем. Чайковский. “Баба Яга”. Дети узнают: вот Баба Яга, вот и диссонанс, в самом начале!
Студия Ольги Кудреватых “Камертон” дает представление о музыкальном наследии не с точки зрения персоны или стиля, а тематически. “Вот, например, приходят дети на занятие, – рассказывает Ольга, – и я им говорю: сегодня у нас на уроке птицы! Все, какие существуют: жаворонки, лебеди… А на следующем уроке – мифические герои. При этом дети все равно запоминают имена композиторов, названия произведений, у них остается большой объем знаний, а форма ее подачи им интересна”.
Форма действительно интересна. Ольга наряжается Бабой Ягой и под музыку Чайковского начинает игру. Дети весело отскакивают от метлы, а чуть позже узнают, что музыка-то звучала не зря: ведь метла двигалась по определенному правилу, в акцент! Вторая музыкальная краска заняла место в палитре урока.
Третья появляется на занятии из очередного необычного задания: нужно хромать. Все с восторгом припадают на одну ногу. Это хорошо получается под музыку, нарисованную “форшлагом”. Теперь в трех музыкальных красках не заплутаешь, вот они, у всех на виду: лес-“диссонанс”, метла-“акцент”, костыль-“форшлаг”.Что же ими еще можно нарисовать? Оказывается, много разного. Например, диссонанс – чем не приход нежданного гостя?..
Перенесемся из волшебства музыки в царство практиков. Оно серьезное и… чисто мужское. Впервые научно-техническая номинация состояла из тринадцати представителей сильного пола. Почти все спортсмены, а Вячеслав Осипенко из Волгограда мог бы похвастаться не одной сотней часов, проведенных на боевом самолете.
– Сейчас особенно заметно, как много в дополнительное образование пришло профессионалов, – отметила Маргарита Комарова, судья республиканской категории. – Уволенные по сокращению штатов, пенсионеры. Конечно, далеко не каждый педагог от Бога, но многие стремятся свои знания, умения передать с любовью. А это немаловажно. Сам факт, что человек хочет найти ученика, отдать ему накопленное собственным опытом, развить творчески и оторвать от улицы, уже симптоматично. Еще отрадно, что в программах стали уделять место воспитанию патриотизма. Яркое подтверждение тому мы увидели на занятии Сергея Винокурова (г. Заречный Пензенской области). Построил он его на расcказе о первом автомобиле, о городе Ленинграде, в котором тот был собран. Ребята слушали, затаив дыхание.
Последняя ступень
О том, как она будет называться , не знал никто из участников. В конце концов выяснилось, что требуется не много, не мало, а вывести “Формулу педагогического успеха”. Пока участники готовились, а сопровождающие кусали от волнения губы, я попросила поделиться своим впечатлением о происходящем Наталию Кучер, начальника отдела Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования РФ, заслуженного работника культуры, члена жюри в номинации “Художественная”(декоративно-прикладное творчество).
– География в этот раз представлена столь широко, что просто диву даешься. Высочайший культурный уровень конкурсантов, удивительное знание своего края. Как замечательно, как красиво рассказала детям Залина Доева о Северной Осетии-Алании. О поэтах и писателях, о традициях в костюме, быту. Конкурс должен способствовать тому, чтобы местная власть, начиная от районной и кончая губернатором, убедилась еще раз и приняла меры, чтобы поддержать этих людей.
Плохо одно: все наши конкурсанты – одиночки. В территориях не налажена система обучения кадров.
Тем временем “Формула педагогического успеха” была выведена. С помощью бумаги, красок, стихов, графиков. Ольга Суркова (г. Смоленск) из социально-педагогической номинации прибегла к помощи математики: из слагаемых уравнения составила слово “любовь”. К детям.
Время новых надежд
Еще гудело эхо аплодисментов лауреатам и дипломантам в концертном зале “Карнавал”, еще звучали торжественной музыкой слова заместителя министра образования РФ, председателя оргкомитета Елены Чепурных о том, что Петербургу дано право проводить IV Всероссийский конкурс педагогов дополнительного образования, а мне уже не терпелось узнать реакцию генерального директора городского Дворца творчества юных Владимира Киселева на это заявление.
-Система дополнительного образования Петербурга достаточно развита, но насколько бы гениальны и уникальны мы ни были, учиться есть чему. Конкурс – это ресурс для дальнейшего развития. Ресурс содержания. Посмотрите, как работают участники! Кашу из топора варят! Находят такие методические приемы, о каких можно лишь мечтать.
Конкурс находится в стартовом состоянии. Мне кажется, нужно создать некий идеальный вариант, а потом запускать его по регионам. Обидно будет, если планка понизится.
Может быть, “Я-сам, я-сама” и “Формула педагогического успеха” в следующем году воплотятся в фестивальной форме. Они не должны влиять на результаты. В общем, будем работать. Будем готовиться к следующей осени.
Чуть позже я увиделась с Мариной Быковой, участницей II Всероссийского конкурса.
– Жаль, что нельзя участвовать в конкурсе каждый год! Я столько для себя приобрела, что хватит на десяток лет. Программы, сценарии, а главное, друзья, общение. В прошлом году был очень молодой состав участников – 30 лет. Сейчас конкурс повзрослел, и это отразилось на качестве. Многое хочется перенять, переписать для себя.
Нет предела совершенству. Конкурс набирает силу. И Владимир Киселев уже говорит о принятии “петербургского стандарта”, который будет состоять из трех компонентов: общее базовое образование, дополнительное и высшая школа. Наталия Кучер не сомневается, что в скором времени на учрежденный в системе дополнительного образования День выпускника соберутся замечательные люди. Альтруисты, лидеры, таланты.
Наталья АЛЕКСЮТИНА
Санкт-Петербург
Список победителей
Номинация ” Научно-техническая”
1-е место, лауреат Винокуров Сергей Викторович(г. Заречный Пензенской области)
2-е место, Белых Андрей Алексеевич (г. Каменск-Шахтинск Ростовской области)
3-е место, Падурин Василий Дмитриевич ( г. Омск)
Номинация “Художественная” (декоративно-прикладное творчество)
1-е место, лауреат Хмелев Валерий Леонидович (г. Малая Пурга Республики Удмуртия)
2-е место, Радченкова Валентина Александровна ( Третьяковский район Алтайского края)
3-е место, Павленко Татьяна Константиновна ( пос. Тарко-Сале Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа)
Номинация “Художественная”
1-е место, лауреат Ахметов Константин Закарович (Санкт-Петербург)
2-е место, Пахомова Ольга Николаевна (г. Оренбург)
3-е место, Зань Алексей Иванович (г. Ульяновск)
Номинация “Эколого-биологическая”
1-е место, лауреат Корнеева Людмила Анатольевна (г.Ярцево Смоленской области)
2-е место, Плетнева Елена Владимировна (г. Сызрань Самарской области)
3-е место, Хасаншина Лилия Ядыкаровна (г. Туймазы Республики Башкортостан)
Номинация “Туристско-краеведческая”
1-е место, лауреат Пучко Михаил Александрович (п.Мирный Красноярского района Самарской области)
2-е место, Герлинская Елена Васильевна (г. Старый Оскол Белгородской области)
3-е место, Мишаков Кирилл Евгеньевич (г.Санкт-Петербург)
Номинация “Физкультурно-спортивная”
1-е место, лауреат Шелохнева Валентина Алексеевна (г.Санкт-Петербург)
2-е место, Дюбченко Юрий Александрович (Самарская область)
3-е место, Ершова Светлана Владимировна (г. Березники Пермская область)
Номинация “Социально-педагогическая”
1-е место, лауреат Котина Людмила Валентиновна (Всеволожский район Ленинградской области)
2-е место, Куняшева Надежда Павловна (г. Санкт-Петербург)
3-е место, Кудашов Григорий Николаевич (г. Тюмень)
Номинация “Старшие вожатые”
1-е место, лауреат Павлова Лена Семеновна (Усть-Алданский улус Республики Саха(Якутия))
2-е место, Апикова Мадина Мухамедовна (с. Совхозное Зольского района Кабардино-Балкарии)
3-е место, Ковалева Ольга Ивановна (г.Северск Томской области)
Приз имени Алексея Бруднова присужден Дворцу творчества юных (г. Санкт-Петербург)
Комментарии