search
main
0

Петь, танцевать, рисовать – хорошо. Но – негде. Кто расставит все точки над «i»?

10 лет назад на одной из коллегий бывшего Минобра РФ встал вопрос об интеграции основного и дополнительного образования, развитии дополнительного образования детей в рамках общеобразовательного учреждения, проще говоря, школы. И это понятно. Ведь у нас только 10 миллионов школьников (или 37 процентов с небольшим) посещают учреждения дополнительного образования детей. И тут очень важно создать условия для того, чтобы все желающие помимо основной программы общеобразовательной школы могли получить знания, практические навыки в соответствие со своими возможностями, интересами, потенциальными потребностями. Все бы хорошо, но… Если прежде речь шла об осознанной необходимости развития дополнительного образования на базе школ, где для этого были созданы все необходимые условия, сегодняшняя задача в этом смысле настораживает опытных практиков. Настораживает уже сама формулировка: все школы должны в обязательном порядке предоставить возможность получать дополнительное образование в своих стенах. Сегодня своими радостями, тревогами и сомнениями делится начальник отдела воспитания и дополнительного образования детей Департамента государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ Валентина Александровна БЕРЕЗИНА

– Валентина Александровна, как вы расцениваете нынешнюю ситуацию в сфере дополнительного образования детей?

– Что ж, с одной стороны, ситуация складывается неплохо. Современное законодательство так или иначе защищает систему дополнительного образования детей как на муниципальном, так и региональном уровне, поскольку есть юридическое основание для сохранения и развития этих учреждений. Так, Закон «Об образовании» в новой редакции закрепил тип образовательного учреждения – «учреждение дополнительного образования детей». Статья 31 Закона «Об образовании» (в редакции ФЗ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ) относит к полномочиям органов местного самоуправления муниципального уровня «организацию предоставления дополнительного образования детям … на территории муниципального района». В законе от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ пункт 2 статьи 26.3 дополнен подпунктом 14.1 следующего содержания: «14.1) предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения;». Есть изменения в этой части и непосредственно на уровне конкретного общеобразовательного учреждения. Здесь даже в большей степени, потому что в законодательстве прописано обеспечение «государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательном учреждении…» (Закон от 22.09.1999 г. № 184, статья 26-3, пункт 13).

– А сейчас так происходит?

– Сейчас все дело за тем, как все это будет применено на практике. В любом случае на законодательном уровне школа имеет право создавать условия для организации дополнительного образования детей на собственной базе в свободное от основного учебного процесса времени. Более того, сегодня в числе приоритетных направлений развития образовательной системы РФ до 2010 г. признано как раз развитие дополнительного образования в школе за счет снижения недельной нагрузки учебного плана, расширения спектра услуг дополнительного образования учащихся.

– Вот это тот самый вопрос, который заставляет задуматься очень многих: а как пойдет эта работа в конкретно взятом общеобразовательном учреждении?

– Да, у многих родителей и педагогов такой подход вызывает много вопросов, так как механизма конкретной разработки и реализации этой идеи в практической деятельности на сегодняшний день нет. Ведь когда речь зашла на той коллегии о развитии дополнительного образования детей в условиях школы, мы говорили не о валовом подходе, а об индивидуальном, пошаговом решении проблемы с учетом готовности конкретных школ к этой работе. В этой связи мы показывали различные модели реализации этой идеи в жизнь. В частности, на примере Ижевска и других районов Удмуртии, где до 95% детей находят себя в системе дополнительного образования в рамках своей школы.

– Но сегодня, повторю, поставлена четкая задача, все школы в обязательном порядке должны предоставлять такую возможность детям.

– И здесь возникают большие трудности. Я их обозначу. Мы всегда подчеркивали, что дополнительным образованием детей можно считать только то образование, которое включает в себя три обязательные составляющие части. В первую очередь это педагог – профессионал своего дела. Не учитель истории или химии, который к этой работе никакого отношения раньше не имел и вдруг стал педагогом дополнительного образования. Но именно профессионал, который понимает, что дополнительное образование и основное – это все-таки две большие разницы. Здесь разные принципы, разные подходы, иной уровень взаимоотношения с детьми, формы работы. Второе – дополнительная образовательная программа, рассчитанная на достаточно длительный период времени. Третья составляющая – материально-техническое оборудование, необходимое для реализации той или иной дополнительной образовательной программы. Если не будет хотя бы одного из этих трех составляющих, не будет и качественного дополнительного образования детей «в чистом виде» в соответствии с требованиями того же Закона «Об образовании» и Типового положения об учреждении дополнительного образования детей, в рамках которого мы сегодня работаем.

Сегодня эти требования (не без трудностей) стараются соблюдать в учреждениях дополнительного образования детей и тех общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях, где оно хорошо развито. Смогут ли все школы развивать качественное дополнительное образование детей – у меня есть все основания для сомнений. И первое – кадры. Сегодня у нас в системе дополнительного образования детей работают 440 тыс. педагогов. Пятьдесят на пятьдесят. Половина – это педагоги по образованию, а вторая – мастера своего дела в различных сферах деятельности. Это инженеры и музыканты, хореографы и доктора технических наук, спортсмены и мастера прикладного творчества и т.п. И это наше счастье, что они у нас есть.

– Теперь о грустном. Скажите, какие потери мы несем по понятным причинам «на фронтах» системы?

– Вы правы. К сожалению, в связи с принятием, в первую очередь, Федерального закона №122-ФЗ в ряде субъектов Российской Федерации наблюдается необоснованная реорганизация, а иногда и ликвидация отдельных учреждений дополнительного образования детей по причине отсутствия бюджетного финансирования. За девять месяцев 2004 года система уже потеряла 24 муниципальных учреждения. Следовательно, мы потеряли многих профессиональных педагогов дополнительного образования, а самое главное – детей, которые все свое свободное время занимались любимым делом, социально значимой деятельностью. Пожалуй, самым показательным (со знаком минус) в этом направлении оказался г. Тверь, где серьезно пострадала система дополнительного образования детей города.

– А на каком же основании?

– Эти действия мотивированы тем, что в бюджете города не хватает средств на финансирование данных учреждений. А во-вторых, они не приносят никакого дохода.

– Так, и сколько мы имеем сегодня, после таких ликвидаций, праздношатающихся детей?

– По оперативным данным 2004 года, уже 100 тысяч. Причем далеко не всегда эти дети переходят в другие учреждения – к своим стенам привыкли. Однако свято место пусто не бывает, и теперь у руководства должна болеть голова о том, как они будут обеспечивать профилактику безнадзорности, правонарушений, других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних.

– Валентина Александровна, есть ли еще время исправить ситуацию? Как вы полагаете?

– Я все-таки по жизни оптимист и всегда надеюсь на лучшее, на возобладание разума. Меня, например, с одной стороны, очень порадовало Послание Президента Федеральному Собранию, в котором он расставляет точки над «i», говорит о необходимости духовно-нравственного воспитания, формирования здорового образа жизни, развития потенциала детей и молодежи, о необходимости создания гражданского общества. Все эти задачи во многом призвана решать и государственная система дополнительного образования детей, для этого есть необходимые кадры, возможности, желание. Нужна лишь соответствующая поддержка на всех уровнях власти.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте