search
main
0

Песочные фантазии. Эффективный способ помочь ребенку вырасти гармоничной и целостной личностью

​Развитие творческих способностей важно, человек должен обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. В обществе происходят изменения. Человек вынужден реагировать на них адекватно и, следовательно, должен активизировать свой творческий потенциал.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи для педагога, которые он должен ставить перед собой для достижения образовательных результатов. Одна из них – это овладение дошкольниками элементарными практическими умениями и навыками в различных видах творческой деятельности. Игра для ребенка – это необходимая, естественная и любимая деятельность. А что может быть ближе, чем игра в песок?В школе №2117 с 1 октября 2017 года действует объединение дополнительного образования «Песочная фантазия», цель которого – развитие творческого потенциала дошкольников. Программа занятий предполагает работу детей с песком, как с обычным, так и с цветным, и с кинетическим. Занятия в кружке чаще всего пересекаются с темами основных занятий. Таким образом, дети получают возможность закрепить знания, полученные ранее.Какой ребенок не любит возиться в песке? А ведь это, казалось бы, незамысловатое развлечение многих поколений детей имеет глубокую психологическую основу, оказывающую влияние на саморазвитие. Поэтому песочная терапия сегодня – это эффективный способ помочь ребенку дошкольного возраста вырасти гармоничной и целостной личностью. При игре с песком невозможно ошибиться, сделать что-то не так. Не нужно особых навыков и умений.При работе с песком взгляд ребенка сосредоточен на столе, и даже когда ребенок отвлекается, светящийся стол «автоматически» возвращает его назад. Так вырабатываются усидчивость и внимательность.Манипуляции с песком позволяют корректировать эмоционально-личностную и познавательную сферы, совершенствовать мелкую моторику, тренировать межполушарное взаимодействие. Рисование песком способствует снижению тревожности у детей, повышению уверенности в себе и своих силах. Пробуя рисовать песком, дети быстрее осваивают буквы и цифры, учатся различать понятия «право» и «лево», отличать день и ночь, времена года. Такие занятия помогают намного эффективнее обучать детей. Занятия с песком в детском саду способствуют развитию наглядно-образного мышления, восприятия и памяти, тактильной чувствительности и мелкой моторики рук. В процессе рисования на песке у детей развиваются тактильная чувствительность, воображение, творческие способности, память, а также происходит активное формирование речи.Удивительным образом руки малыша превращают горсть песка в пейзаж, звездное небо, лес, море или волшебную страну. Кляксы и каракули стимулируют фантазию ребенка. Особую радость доставляет детям использование подсветки, в том числе цветной или разноцветной. Такая деятельность помогает улучшить графические навыки, развивает объемное мышление, фантазию, глазомер. Занятия проводятся в затемненной комнате, в ходе работы звучит музыкальное сопровождение (например, Дэвид Сан «Спокойствие», серия «Наедине с природой»). Можно предложить ребенку воспользоваться цветными стеклянными камешками, предназначенными для оформления аквариумов.Рисование цветным песком вносит разнообразие в художественное творчество детей. Этот удивительный материал для создания «насыпных» картин приятный на ощупь, пластичный и красочный, позволяет легко воплотить самые фантастические замыслы! Эта техника способствует развитию мелкой моторики у детей. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Песок, будучи цветным, способен влиять на детей через цвет: желтый наполняет теплом, красный добавляет оптимизма, синий действует успокаивающе, зеленый вдохновляет свежестью. Наблюдение и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на общее самочувствие детей.Существуют различные способы рисования цветным песком. На начальном этапе надо иметь под рукой клей, картон под основу, простой карандаш, можно использовать цветные картинки, чтобы ребенок мог повторить нужный цвет. Один из способов: вырезается трафарет, кладется на картон, смазывается клеем и насыпается песок. Вместо клея можно использовать двухсторонний скотч. Песок тоже на него хорошо прилипает. Предлагая ребенку выбрать любую картинку для раскрашивания и спрашивая, почему именно эта картинка его заинтересовала, мы даем ему возможность самостоятельного выбора.Кроме плоских рисунков можно создавать объемные композиции с помощью цветного песка. Для этого используются различные стеклянные сосуды, которые заполняются цветным песком. Понадобятся только воронка, стеклянный сосуд, цветной песок и богатое воображение. И заплещется море, появится радуга, зацветут яркие цветы. И это прекрасное продолжение нашей песочной сказки.А когда за дело берется ребенок, у него появляется возможность познакомиться с огромным миром, где есть место сказке и реальности, добру и злу и, конечно, чуду!Рисование песком рекомендуется детям старше 1 года под присмотром родителей, а точнее с их помощью. Даже такой маленький ребенок будет с удовольствием посыпать цветным песочком предлагаемый рисунок. Правда, в раннем возрасте рисование песком носит скорее развивающий характер. Ребенок знакомится с материалом и получает удовольствие от игры с цветным песком. Ребенок 3-7 лет сможет по-настоящему рисовать песком, создавая целые картины.Чем полезно рисование цветным песком для детей:- ребенок создает удивительный цветной мир, развивая фантазию и воображение;- развивает мелкую моторику и координацию движений, так как высыпать из пакетика цветной песок нужно «прицельно» и аккуратно, а иногда подсыпать прямо руками;- становится внимательнее и аккуратнее, так как от этого зависит качество произведения;- отдыхает и успокаивается. Этот эффект связан со свойствами самого материала: песок приятен на ощупь, текуч и послушен творцу.Также в программу включены занятия с кинетическим песком. Это уникальный продукт, обладающий всеми свойствами знакомого с детства материала для игр и творчества. На 98% кинетический песок состоит из обычного кварцевого песка, остальные 2% составляет добавка, используемая в легкой и пищевой промышленности, фармакологии. Этот факт дает гарантию экологической чистоты материала игры, ее безвредности для ребенка. Его состав абсолютно не токсичен, не вызывает аллергии и не поддерживает развитие микроорганизмов.Кинетический песок позволяет лепить различные фигуры, строить замки или просто делать «пасочки», но в отличие от простого песка, набранного в песочнице во дворе, он не липнет, не пачкает руки и одежду. Просыпанный песок не разлетается, а остается в виде компактной массы. Благодаря этому им практически невозможно засорить глаза, что любят делать некоторые озорники. Поиграв с песком, его легко собрать, просто скатав в шар, чтобы далее использовать повторно. Кинетический песок кажется влажным на ощупь, не высыхает со временем и остается рассыпчатым. В свободно насыпанном состоянии песок создает впечатление мягкого, рыхлого и пористого. В то же время изделия из него могут сохранять форму на протяжении продолжительного времени.Во что можно играть в кинетической песочнице? Полет фантазии тут безграничен. Ведь в песке можно создать целую жизнь.Кинетический песок можно мять, лепить из него песочные скульптуры. С помощью формочек для песка дети создают крепости и строят целые города. На песке, рассыпанном в песочнице, рисуют следы животных и птиц, изображают несложные картины, выдумывают целые сюжеты. Песок можно гладить, перебирать, сжимать в ладонях, наблюдая, как он оживает прямо на глазах, меняя свою консистенцию. Процесс игры с кинетическим песком – не просто занимательное занятие, но также способ развития творческих способностей ребенка, и даже метод, используемый психологами и психотерапевтами в коррекции различных расстройств. Песочная терапия давно перестала являться просто методикой, став отдельным направлением в психотерапии.Удивительные тактильные ощущения и возможности для повышения мотивации к созидательной продуктивной деятельности предоставляет необычный сыпучий материал, по структуре подобный влажному и пластичному пляжному песку. Отличают его мягкость, текучесть, а во время работы руки малышей остаются чистыми, поэтому игры с кинетическим песком в детском саду набирают популярность.Все эти виды песка можно использовать не только в работе кружка. Для педагогов этот необычный материал дает возможность сделать свои занятия более увлекательными, интересными для детей.Валентина ЕГОРОВА,педагог дополнительного образования школы №2117

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте