В Тамбовской области город Моршанск традиционно считается лидером в организации работы образовательных учреждений. Но, как и в любом другом муниципалитете, есть здесь свои ведущие направления, в которых успехи наиболее заметны. Об этом наш разговор с Валентиной КОМАРОВОЙ, председателем Комитета по образованию города Моршанска.
– Валентина Александровна, позади очередной учебный год, а значит, есть повод поговорить о его итогах. Расскажите, на что обращалось особое внимание в прошлом году?- Система образования города представляет собой сбалансированную и развитую сеть образовательных организаций, которая в течение трех последних лет стабилизирована и не содержит неэффективных расходов. А это в свою очередь является одним из высоких показателей деятельности системы образования города. На сегодняшний день у нас 21 образовательная организация: 4 средние общеобразовательные школы, среди которых одна гимназия, одна школа с углубленным изучением отдельных предметов и две общеобразовательные, а также одна начальная школа – детский сад, 12 дошкольных образовательных учреждений (в том числе один центр развития ребенка) и 4 учреждения дополнительного образования детей, среди них два оздоровительно-образовательных лагеря.С 1 января 2012 года все образовательные учреждения города перешли в новый организационно-правовой статус – бюджетные, что позволило заняться серьезной работой по оказанию дополнительных платных услуг. Благодаря этому в 2012 году в образовательных учреждениях города реализовывалось 107 образовательных программ в рамках платных дополнительных образовательных услуг. Это позволило дополнительно получить в бюджет города 2 миллиона 799,8 тысячи рублей, из которых на долю школ пришлось 283,2 тысячи рублей, в дошкольные учреждения поступило 928,4 тысячи, а в учреждения допобразования – 1 миллион 588,2 тысячи рублей. В ушедшем учебном году в городе действовало 116 программ платных дополнительных услуг. Объем заработанных средств за 2013 год составил 1 миллион 304 тысячи рублей в дошкольном образовании, 1 миллион 811 тысяч – в общем образовании и 1 миллион 19 тысяч рублей – в дополнительном. В 2014 году уже 189 образовательных программ, на лицевые счета образовательных учреждений поступило 5 миллионов 838,2 тысячи рублей.Платные услуги позволяют образовательным учреждениям легально и на законных основаниях получать дополнительный доход, и одновременно мы решаем задачу легитимности репетиторства нашими педагогами. Они по-прежнему имеют право заниматься на платной основе с детьми, готовя их к ЕГЭ или подтягивая по каким-то предметам во внеурочное время, только теперь это делается через заключение соответствующих договоров с родителями и через оплату в банке, а не из рук в руки. И соответственно с отчислением положенных налогов.- Как относятся к этому родители?- Мы ежегодно проводим опрос среди обучающихся и родителей, и, по последним данным, удовлетворенность населения предоставляемыми образовательными услугами составляет 80,4%. Результат неплохой, он еще раз доказывает, что в городе создана оптимальная сеть общеобразовательных учреждений.Говоря об их материальной обеспеченности, я начну с того, что в 2013 году в реализацию проекта «Модернизация системы общего образования на 2011-2013 годы» было включено пять школ города. Средства по проекту в размере 12 миллионов 639 тысяч рублей были направлены на следующие цели: приобретение оборудования – 7497642 рубля, пополнение фондов библиотек – 1044524 рубля, развитие школьной инфраструктуры (ремонт учебных классов, актовых залов, туалетов, ремонтные работы в пищеблоках, ремонт путей эвакуации) – 2619665 рублей, повышение квалификации и профессиональная переподготовка руководителей и учителей – 228458 рублей и на осуществление мер, направленных на энергосбережение (замена оконных блоков, входных дверей, покупка энергосберегающих ламп), – 860969 рублей.В целом участие школ города Моршанска в данном федеральном проекте позволило повысить долю учащихся в образовательных учреждениях, соответствующих современным требованиям, до 100% в 2014 году. В 2010-м было всего лишь 57,2%. На сегодняшний день все учащиеся первых, вторых и третьих классов, а это 72,7% от общей численности учеников, обучаются по новым федеральным государственным образовательным стандартам. Соответственно 100% кабинетов начального обучения с 1-го по 4-й класс отремонтированы и оснащены в соответствии с федеральными требованиями. В следующем 2014-2015 учебном году обучаться по новым стандартам и соответствовать всем требованиям ФГОС будет вся начальная школа.За три года реализации проекта можно выделить следующие наиболее значимые результаты. Отремонтировано и оснащено новым технологическим оборудованием восемь школьных столовых, охват горячим питанием составляет 82,3% учащихся. Все 100% кабинетов 1-3-х классов отремонтированы, обеспечены компьютерным оборудованием и ростовой мебелью. Подвоз обучающихся к месту учебы и обратно на территории города обеспечивают 4 автобуса, оборудованных спутниковой системой навигации ГЛОНАСС.- Валентина Александровна, расскажите о дошкольном образовании. Как вам удается решать вопрос с местами, сохраняется ли очередь в детские сады?- Сегодня в Моршанске проживают 2985 детей до семи лет, а услугами дошкольного образования охвачены 2892 ребенка, причем в возрасте от 3 до 7 лет, когда садик наиболее востребован, охват 100%. Тем не менее очередь действительно сохраняется, но сравнительно небольшая. По состоянию на 1 апреля 2014 года в очереди на получение места в детском саду стояли 392 человека. До конца этого года мы планируем выдать 319 направлений – полностью это проблему не решит, но очередь существенно уменьшится.Также в последнее время наблюдается повышенная востребованность ясельных мест – для детей в возрасте от 1 до 2 лет. Мы планируем провести капитальный ремонт здания бывшего детского дома, расположенного по улице Красная, 98, что позволит открыть дополнительные группы полного дня на 80 мест с оптимальными условиями для пребывания детей раннего возраста. Планируем открыть одну группу на 15 человек для малышей от года до двух, еще две группы на 40 мест для детей от полутора до трех лет и одну разновозрастную группу на 25 человек для детей от трех до пяти лет. Есть у нас еще одно направление в дошкольном образовании, которому мы уделяем повышенное внимание. Это работа с детьми, имеющими особенности в развитии. В 2010 году на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №6 «Рябинка» мы создали мини-центр по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. А в центре развития – детском саду №16 «Родничок» работает служба ранней помощи. Ее специалисты помогают детям-инвалидам, обучают их плаванию, массажу, консультируют родителей. Такая помощь оказалась востребована жителями всего Моршанского района.Не менее интересный опыт накоплен в детском саду компенсирующего вида №10 «Золотая рыбка». Год назад детишек с особенностями развития начали активно вовлекать в «песочную терапию» – рисование песком и на песке. Это позволило организовать проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления детьми-инвалидами трудностей в обучении.Детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в Моршанске 92 человека, в том числе 76 детей-инвалидов. В обычных общеобразовательных школах учатся 52 ребенка по различным формам обучения. Например, на дому обучаются 20 детей, но они не изолированы от сверстников. Они участвуют в классных, школьных и городских мероприятиях. С этими ребятами и их родителями работают школьные педагоги-психологи. Семеро детей-инвалидов изучают отдельные предметы в форме дистанционного обучения. В школе №3 открыты 4 класса специального коррекционного обучения, а всего в городе на базе четырех общеобразовательных школ и начальной школы – детского сада №5 «Елочка» создано 29 интегрированных классов, в которых обучаются 54 ребенка с ОВЗ.- Учитывается ли мнение родителей, когда выносят решение о том, в какой школе и по какой программе должен обучаться ребенок-инвалид? – Конечно. Для полной оценки ситуации Комитет по образованию систематически проводит мониторинг деятельности школ в вопросах организации обучения и воспитания детей с ОВЗ и обучения детей-инвалидов. Но в каждом конкретном случае вопрос об инклюзии ребенка решается исходя из желания родителей, индивидуальных особенностей самого ребенка и возможностей образовательного учреждения включить его в учебный процесс. Главное, о чем здесь нужно помнить, – это то, что ребенок с нарушениями в развитии нуждается в согласованных действиях родителей, педагогов и специалистов. Тамбовская область
Комментарии