Чего бы хотелось многим молодым педагогам во время отпуска? Правильно – отдыхать после серьезной профессиональной нагрузки в течение года. Это можно делать, используя ресурсы природы. Они по-настоящему целебны, если правильно работать с предметами окружающей среды.
Для достижения изменений в эмоциональном состоянии педагогу не обязательно консультироваться только в кабинете психолога. Есть упражнения, которые можно делать самостоятельно за его пределами. К ним относятся упражнения с песком.
Они не гарантируют решение проблемы без участия специалиста-психолога. Однако помогают снять усталость, уменьшить тревожность, повысить настроение.
Рекомендуем выполнять описанные ниже психологические упражнения после проработки своего вопроса со специалистом. Иначе самостоятельная работа с песком будет похожа на тренировку в спортивном зале без тренера: не зная точно, как правильно заниматься на тренажерах, можно сделать упражнения с ошибками и даже травмировать себя.
Упражнение «Нарисуйте сказку на песке»
Цель: улучшение настроения, раскрытие личностных ресурсов посредством создания изображений на песке.
Инструкция: Нарисуйте на песке любую позитивную картину. Кроме песка, можно использовать любой подручный материал – ветки, камни.
Из подручных материалом можно создать декорации для собственной сказки. Дайте волю фантазии. Мечтайте, сочиняя истории.
Сопровождайте действия с песком сочинением историй. Рисуя на песке, даже просто его пересыпая, смотрите, какие получаются сюжеты.
Анализ рисунков: Рисунки, которые вы создаете на песке, «песочные» сказки, наделяются особым смыслом. В любых невероятных историях через собственные творения можно разглядеть самого себя, свои мечты. Этот подход помогает не только проанализировать прошлые истории, но и подготовиться к будущим событиям.
Упражнение «Целительная сила песка»
Цель: проанализировать положительные стороны ваших личных историй посредством сооружений из песка; понять, что вы сами – творец своей истории. Вы сможете как создавать ее, так и изменять, улучшая.
Инструкция: Постройте из песка любое архитектурное сооружение. Проанализируйте, что у вас получилось. Напоминает ли постройка какое-либо хорошее событие в вашей жизни? Подумайте, какие чувства вы испытываете, глядя на это строение, положительные ли они. Возникает ли желание что-либо изменить в этом сооружении, улучшить, усовершенствовать? Сможете ли вы также изменять события в своей жизни? Для этого вам достаточно свих ресурсов или нужна поддержка со стороны других людей? Если нужна, то какая или в чем?
Анализ работы с песком: Строя и разрушая сооружения из песка, можно прийти к выводу, что любые события – проходящие. Вместе с песком проходят беды и печали. Как в известном суждении: все пройдет и это пройдет. Погружая руки в песок, можно ощутить, как туда буквально из рук утекает негативная энергия, а природа настолько сильна, что в дальнейшем сумеет ее экологично переработать.
Бывает достаточно просто походить босиком по песку. Каждый из нас способен чувствовать и думать, как использовать целительную силу природы. Взрослый, умный человек способен изменить себя, свое мышление, восприятие окружающего мира с помощью природных ресурсов, а психологи только показывают этот путь.
Кейс
Одна из мам рассказывала, каким образом ее дочке помогли рекомендации психолога по использованию песка для анализа произошедшего.
Девочка во время прогулки со взрослыми выкопала ямку на берегу моря, как оказалось, немаленькую. Но надо ж ей было заглянуть внутрь ямы перед приливом. Любопытство закончилось тем, что девочка упала в ямку вниз головой, тут же набежала морская волна и ребенка накрыло волной. Конечно, взрослые сразу вытянули ее из ямки с водой, но страх оставался.
Получилось изменить отношение к окружающему миру с помощью того же морского песка по рекомендации психолога. Для этого мама с девочкой приходили к берегу моря, и, не доходя до него, вместе читали сказки, разговаривали о волшебстве, играли с песком, рисовали.
Девочке, для понимания, что и дальше можно жить смело, хватило нескольких дней при работе с песком. Психолог понял, что страх прошел, когда мама показала картинку: девочка нарисовала позитивную фигурку на песке и спокойно, расслабленно, с улыбкой расположилась внутри нее.
Ранее Ирина Колиниченко рассказала сетевому изданию «Учительская газета», как педагогам экологично справляться с негативными эмоциями.
Комментарии