Дмитрию Александровичу Гурову предрекали большое музыкальное будущее. С 9 лет он профессионально занимался вокальным искусством, регулярно становясь призером областных и районных конкурсов, и ничто не мешало восхождению к вершинам певческого мастерства, кроме… самого Дмитрия. Он совершил неожиданный пассаж – не музыкальный, но гармоничный: поступил в Педагогический институт Тихоокеанского государственного университета. И нет, не для того чтобы просто получить диплом о высшем образовании, а с твердым намерением стать учителем.
– Все мне говорили: «Дима! Музыка – это твое!» – рассказывает Дмитрий Александрович. – Действительно, это так. Я просыпаюсь утром и слышу мелодию Моцарта. Иду по дороге, и в душе звучат звуки симфонии Вивальди. Звуками можно передать все, и мою жизнь тоже. Это странная мелодия, в которой есть место и моим победам, и разочарованиям, и надеждам…
На факультете начальных классов Тихоокеанского государственного университета, традиционно считающемся девичьим, он был не единственным мужчиной, но единственный дошел до выпуска. Практика в хабаровской гимназии не подкосила, как других, а воодушевила:
– Вначале музыка нагнетает беспокойство… Вижу картинки. Мама с тревогой смотрит на меня, уезжая на работу. А я с не меньшим волнением смотрю на двоюродных сестер – надо помочь им делать уроки. В душе – органные звуки оратории Баха, а в глазах сестер – только мюзикл, веселый и игривый. Надеваю маску Арлекина – и конфликт исчерпан. Это моя первая педагогическая победа.
Часто вспоминаю этот эпизод. Он стал основой для осмысления первого педагогического принципа: учить нужно в игре, быть участником и одновременно ведущим. Конечно, мне очень помог наставник, методикой я овладел не сразу, но с детьми быстро нашел общий язык.
Дмитрию Александровичу удалось, пожалуй, главное на первом этапе – несмотря на юность, дети восприняли его именно как учителя – тактичного, доброго, терпеливого, справедливого, но взрослого лидера. Так обнаружился еще один талант – дирижера не оркестра, но класса.
– Я стал увереннее в себе, и зазвучала уже другая музыка, – вспоминает он. – Слышится барабанная дробь, и издалека доносятся звуки скрипки. Снова сестры: мы играем в школу – самодельная доска, мел и две послушные ученицы. Самостоятельно пишу конспекты, печатаю журнал, выставляю оценки. Я счастлив! Счастливы и сестры: у них появились успехи в учебе. Так я сформулировал второй принцип: в учении, как и в музыке, есть ритм. Если повторяешь одно и то же, то становишься автором гармонии.
Гармония – именно то, чего не хватало Дмитрию Александровичу, пока он не попал в школу. Устроиться на работу сразу после диплома не получилось, но вмешалось провидение: в начале сентября позвонили из сельской школы, расположенной в 14 километрах от поселка Приамурский, где он живет. В школе-саду №22 села Имени Тельмана Дмитрий Александрович тоже оказался единственным мужчиной-педагогом. Что, впрочем, его не смутило, тем более что коллеги приняли с радостью, помогая и поддерживая.
– Я работаю в школе! Я учитель! – такими были его первые ощущения. – Меня переполняли эмоции: я достиг своей цели, своей мечты, сейчас мою музыку слышат другие! Внешне был сдержан, но внутри звучали бравурные мелодии. Хотя опять увидел мюзикл в глазах теперь уже двенадцати ребят. Но верил, что скоро зазвучит оркестр, исполняющий общую мелодию на разных инструментах. Хотелось, чтобы общим рефреном звучала фраза: «У меня это получилось!» Так родился третий принцип: общее составляется из единичного, индивидуального. Чем совершеннее индивидуальное, тем лучше общее.
Теперь (спустя четыре года) можно сказать точно: у Дмитрия Александровича получилось. В этом году его первый выпуск.
– У меня чудесные дети, – говорит Дмитрий Александрович. – Четыре года назад были совсем маленькие. Половина не ходили в детский сад, не были адаптированы к школе. Сейчас я вижу, как повзрослели, изменились мои 12 четвероклашек. Абдулахид, например, пришел в первый класс чуть позже, чем все остальные, – вместе с семьей приехал из Узбекистана ближе к Новому году.
Ребенок настолько нестандартно воспринимает наш мир, нашу культуру, наш быт, что и сам заражаешься его азартом исследователя, ему все интересно. Сейчас у нас по окружающему миру идет изучение истории, и я вижу, как у него горят глаза. Но больше всего радует, что он пишет очень грамотно, красиво читает. Причем изучает сразу несколько языков – родной, русский, английский. Конечно, горжусь, и родители, и я вложили немало труда в его успехи: мы постоянно на связи, часто возникали трудности перевода. Но вот прошла Всероссийская проверочная работа, и у Абдулахида пятерка! Это ли не счастье учителя?
Есть в его классе девочка-солнце и девочка-тучка. У солнца изумительная улыбка, видно, что у нее все хорошо и в школе, и дома, и везде, где она появляется. А тучка всегда строга, серьезна и чуть хмуровата, и не потому что все плохо, просто такой темперамент, как объясняет Дмитрий Александрович. Есть у него и задиры, с которыми приходится разговаривать по-мужски, воспитывая уважительное отношение к женскому полу.
– Учителю начальных классов важно не только наладить контакт с каждым ребенком, узнать его поближе, но и самому быть примером, – объясняет он. – Воспитание – это такой треугольник, где есть школа, семья и ребенок, и если один элемент не вовлечен, то ничего не получится. Знать, как живут семьи, – моя задача как классного руководителя. Приходит ребенок в плохом настроении – надо выяснить, что случилось в семье, в окружении, в школе, почему ему не до учебы. Не напугать, но помочь. Бывает, видишь нежелание учиться, и тут важно понять причину. Иногда это просто оттого, что ребенка мало хвалят, а ему очень нужно, чтобы родители гордились успехами, даже самыми маленькими. Непростая работа у учителя начальных классов, но я вижу результат, и это очень вдохновляет. Иногда грущу – так быстро выросли мои ребята, а хочется, чтобы их детство продлилось подольше…
Свои педагогические ценности Гуров сформулировал кратко: «Уважай личность каждого ученика, его интересы и чувства. Не требуй от ребенка больше того, что он может. Будь открытым, честным, люби детей».
– Конечно, они еще не вполне сформировались, но уже личности, и от меня зависит, какими они станут, – считает Дмитрий Александрович. – Всегда стараюсь выслушать мнение каждого. После урока обязательно спрашиваю, согласен ли с оценкой. Если нет, то почему. Мероприятия обязательно готовим вместе: слушаем каждого, потом делаем вывод. Часто рефлексирую: правильно ли я поступил в той или иной ситуации, может быть, был неправ? Говорят, я очень добрый учитель, это иногда и мне мешает. Дети такие разные, но каждый достоин любви, пусть он задира, пусть не всегда аккуратен, но в каждом я нахожу черты, которыми можно восхищаться. Хочу, чтобы каждому ребенку было комфортно в классе, чтобы он шел в школу без опасений, зная, что его тут всегда ждут. И дети, надеюсь, отвечают мне взаимностью. Часто спрашиваю ребят, кем они хотят быть, когда вырастут. Один – пожарным, другой – спасателем, третий – парикмахером. А один – учителем! Все еще может измениться, конечно, но для меня это маленькая победа.
Ни одного ребенка Дмитрий Александрович не оставляет без внимания. Готовиться к урокам в классе, в котором 12 детей или даже четверо, как в третьем, где он тоже ведет уроки, приходится еще больше – каждый ждет. Во время самоизоляции пришлось вести практически индивидуальные уроки: записывал видео, давал задания и обсуждал их с каждым через Ватсап.
– Принято считать, что учитель начальных классов должен быть внимательным и заботливым, как мама. И это правильно! Только я – как папа, – смеется он. – Иногда ребятишки забываются, так и называют. Как говорил Лев Толстой, если учитель имеет только любовь к делу, он будет хорошим педагогом, если только любовь к ученику – как отец и мать, он будет лучше того, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. А вот если он соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель. Мне хочется стать совершенным.
Ученики Гурова в школу ходить любят, и уроки не кажутся им тяжелой обязанностью, потому что проходят легко и интересно. На математике они, к примеру, играют… в мяч.
– Изучаем, допустим, таблицу умножения, – рассказывает Дмитрий Александрович. – Говорю: «5 умножить на 5», кидаю мячик, кто поймал, тому отвечать. Нехитрая игра, но дети включаются в процесс и таблицу умножения уже «щелкают» с удовольствием. Даже мне как учителю игровой метод помог: я математику в детстве терпеть не мог, а теперь это мой самый любимый предмет. Конечно, использую современные технологии, видео, презентации. Но вот что интересно: если на той же математике детям интереснее написать ответ маркером на интерактивной доске, то на русском им больше нравится выводить буквы мелом на обычной доске.
Вокальные данные на уроках тоже пригождаются, голосом Дмитрий Александрович владеет так виртуозно, что дети слушают как завороженные: где-то делает акцент, где-то меняет темп. Петь на математике или русском пока не приходилось, но, если детям от этого станет лучше, Гуров и на руках может пройтись. По крайней мере, для того чтобы заниматься с ними после уроков, освоил шахматы и основы самбо. Но песнями его ученики не обделены, все концерты готовят вместе. Вот только так и не удалось найти песню про «учителя первого моего»:
– Стихи и песни исключительно про учительницу, – говорит Гуров. – Давно пора разрушить этот стереотип. Учителей разного пола отличают и личностные характеристики, и особенности мышления, и степень выразительности речи. Они учат по-разному, но было бы хорошо, если бы в педагогических коллективах воцарилось гендерное равновесие, это бы дало, по-моему, серьезный эффект, особенно если учесть количество неполных семей, в которых воспитываются дети. Судя по статистике, учителей начальных классов мужского пола в России не больше 5 процентов, но за последние годы я познакомился со многими из них, и это действительно люди, увлеченные своей профессией. Сейчас мне стали писать студенты факультетов начальных классов, прося совета, стоит ли им идти в школу. И я, конечно, говорю, что стоит, хотя бы попробовать себя.
Во время финала конкурса «Учитель года» Дмитрию Александровичу поступило немало престижных предложений. А он слушал и думал, как рассказать своим ребятам про красивый город Волгоград, про страшную войну, про жизнь и смерть, любовь и мужество.
Маленькая школа, где сложился прекрасный ансамбль учеников и педагогов, стала для него родной. Каждый день на школьном автобусе он ездит в поселок Имени Тельмана, и считает, что только в малокомплектной школе можно стать педагогом-оркестром и виртуозом-импровизатором.
– Я хочу быть учителем, это профессия, данная мне Богом, – признается он. – Пока еще у меня мало опыта, но я стараюсь его получать, учусь без конца. Конкурс «Учитель года» тоже дал очень многое, но главное – веру в себя и вдохновение.
Мечтает он не о карьере, а совсем о другом – о том, чтобы его дети выросли людьми, которые имеют свою точку зрения, не боятся ошибок, всегда стремятся к цели.
– Я пока не знаю, в каком музыкальном жанре будет написана мелодия моей жизни, – говорит Дмитрий Александрович. – Но это будет авторская песня о школе. Пока в ней есть только первый куплет, а остальные еще впереди…
Наталья ЯКОВЛЕВА, пос. имени Тельмана (Приамурское г. п.), Смидовичский район, Еврейская автономная область
Комментарии