search
main
0

Песня без слов. Как адаптировать к жизни студентов-инвалидов

​Эти ребята правда особенные. Вот Ильдар Хабибуллин вдохновенно поет песни собственного сочинения, аккомпанируя себе на гитаре деформированной рукой. А жестовое пение вы когда-нибудь видели? Это когда слабослышащие и глухие пропевают песню, движениями рук рассказывая, о чем в ней говорится. Удивительное зрелище… Эмоциональное впечатление от слов и музыки усиливается во много раз. На выступлении жестового хора Университета управления «ТИСБИ» многие зрители не могут сдержать слез. Тем более что дружат с артистами. Студенты этого вуза своих однокашников, ребят-инвалидов, знают и любят. Всегда готовы ненавязчиво взять под руку соседа, который не очень хорошо двигается, или еще чем-то помочь. Недаром университет почти 20 лет занимается образованием людей с ограниченными возможностями здоровья.

Как так получилось, что именно негосударственный вуз – некогда Татарский институт содействия бизнесу, а ныне Университет управления «ТИСБИ» – стал одновременно республиканской и федеральной площадкой по реализации модели инклюзивного образования? Все началось 19 лет назад, когда ректор молодого вуза по своим делам оказалась в Москве, в Минобре России, а там ей возьми и покажи письмо, в котором педколлектив 34-й школы рабочей молодежи с нарушением слуха из Казани просил чиновников: помогите, хотим, чтобы наши дети учились в ТИСБИ. Чудо: письмо случайно нашло  единственно нужного адресата! При этом министерство давить на нее не могло – институт-то негосударственный, просто «доводило до сведения». Вернувшись, Нэлла Матвеевна Прусс пригласила к себе директора и завуча школы и уже не смогла им отказать. Почему они захотели, чтобы их воспитанники учились именно здесь?- Я могу только предполагать, – говорит Нэлла Матвеевна. – Думаю, педагоги очень хотели, чтобы эти дети учились дальше (а их не принимали в обычные учреждения СПО и ВПО), и ходили по разным институтам и техникумам. И у нас им понравилось – пусть это нескромно, но мы вуз высокой культуры, – они видели, с каким уважением и вниманием тут относятся ко всем студентам и как ребята общаются друг с другом. Мы приняли первых 16 человек на наш факультет СПО. Когда они отучились, на их выпускной пришли все учителя вместе с директором и плакали: не узнавали ребят, они стали раскрепощенными и уверенными в себе. Ведь они участвовали в нашей самодеятельности, спорте, общались со здоровыми детьми…Нэлла Матвеевна – легендарная личность. По решению Комитета по образованию Государственной Думы она вошла в состав Экспертного совета по специальному и инклюзивному образованию. И немудрено: за 19 лет университет прошел большой путь развития инклюзии, включающий и создание безбарьерной среды первым в республике, и обучение педагогов – ребятам-инвалидам необходимо сопровождение тьюторов, психологов, сурдопереводчиков и еще разных специалистов, и создание специальных программ и методик обучения таких ребят (у большинства из них индивидуальная программа обучения), и работу по развитию толерантности в вузовской среде. Тонкостей в такой работе масса. Пожалуй, все их знает директор окружного учебно-методического центра Приволжского федерального округа по обучению инвалидов, базирующегося в ТИСБИ, Елена Мелина. Так, абсолютно всем ребятам с ограниченными возможностями необходима помощь тьюторов – они подскажут что-то или просто успокоят. При сдаче экзамена (инвалиды имеют право поступать в вузы как по результатам ЕГЭ, так и внутренних экзаменов), к примеру. Артур Хадиев, первокурсник по направлению «Экономика, финансы и кредит» с нарушениями опорно-двигательного аппарата, яркое тому подтверждение.- Я вообще-то сначала поступал в другой вуз, – смущаясь, рассказывает парень. – Но завалил экзамены. И хорошо, мне здесь нравится…- А знаете, почему так случилось? – спрашивает Елена Валерьевна, когда Артур уходит. – Другие вузы не всегда предусматривают экзамены для инвалидов, они сажают их за ЕГЭ, а там другие требования. Кроме того, не предоставляют сопровождение – некоторые ребята нуждаются в сурдопереводчике, увеличенном тексте. Также не все увеличивают в связи с их особенностями время сдачи экзамена, хотя у детей с ОВЗ есть такое право. Успел или не успел уложиться во времени – твои проблемы. Мы увеличиваем время. В итоге Артур справился.Артуру и его друзьям (сейчас в ТИСБИ очно и заочно учатся 140 инвалидов) повезло: его окружают не только чуткие люди и опытные специалисты, поражает и оборудование вуза. В вузе есть специальные  компьютерные  аудитории с увеличением текстового носителя и звуковым сопровождением для ребят с нарушениями зрения, для слабослышащих и глухих – уникальный класс, появившийся при поддержке первого президента РТ Минтимера Шаймиева, с зеркалами по кругу, позволяющий видеть сурдоперевод с любого ракурса. Библиотека укомплектована аудиокнигами, книгами со шрифтом Брайля и т. д. Все это, разумеется, весьма дорогостоящее.Вы не поверите, но негосударственный вуз все эти годы обучает студентов-инвалидов бесплатно, за свой  счет! Пока по закону государство не может их субсидировать (однако власти ценят работу вуза и всячески поддерживают). Причем здесь не только обучают. Для работы со студентами с ОВЗ созданы психологический центр, медицинский кабинет, центр студенческого творчества, кафедра физической культуры, научный центр и даже кадровое агентство. То есть вуз еще и устраивает их в самостоятельной, трудовой жизни. Уже несколько лет проходит открытая защита дипломных работ студентов-бухгалтеров с нарушением слуха с приглашением потенциальных работодателей: специалистов отделов по персоналу банков, коммерческих структур, общественных организаций. В нынешнем году сразу пятерых студентов пригласили после этого на работу в ведущие банки РТ. Ребята даже имеют возможность пройти тестирование в зарубежной аудиторской компании Pricewaterhouse coopers, с которой вуз сотрудничает. Словом, здесь делают все, чтобы молодые люди нашли себя в этом мире и он стал к ним немного добрее.Цифры и факты    За 19 лет в Университете управления «ТИСБИ»  получили образование более 600 инвалидов.    Всего в вузах республики по состоянию на 1.06.2015 года обучается около 500 студентов с ОВЗ. Количество выпускников 2015 года – более 120 человек.     В 2013-2014 году ТИСБИ обучил работе с инвалидами 70 человек профессорско-преподавательского состава своего вуза, в том числе сотрудников факультета среднего профессионального образования.    В 2015 году ТИСБИ обучил инклюзивным технологиям более 500 педагогов республики.История вопроса    В 1997 году впервые в истории Республики Татарстан студенты с ОВЗ смогли поступить в обычное учреждение профобразования – в колледж при Университете управления «ТИСБИ» на направление «Бухгалтерское дело». В штат педагогического коллектива были приняты сурдопереводчики и сурдопедагоги.     В 1998 году в вузе была создана Международная кафедра ЮНЕСКО, что позволило вывести работу в образовании лиц с ОВЗ на международный уровень.    С 1999 года вуз разработал и внедрил интернет-систему дистанционного асинхронного обучения (ДАО) для лиц с ОВЗ по четырем программам высшего профессионального образования: «Юриспруденция», «Финансы и кредит», «Менеджмент организации» и «Программное обеспечение вычислительной техники».     В 2002 году ТИСБИ становится федеральной экспериментальной площадкой по развитию образования и социальной поддержки детей с особыми нуждами, выравниванию доступа к образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья.    В 2004 году на базе вуза создан окружной учебно-методический центр по обучению инвалидов Приволжского федерального округа – структура нового типа, ориентированная на многоуровневое обучение лиц с ОВЗ востребованным профессиям и специальностям с обеспечением комплекса психолого-абилитационных услуг, направленных на их успешную социализацию.    В 2011 году на базе университета сформирован научно-образовательный кластер, целями которого являются повышение качества образования и обеспечение доступности получения профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.    В 2013 году был создан Межвузовский республиканский центр по работе с лицами с ОВЗ, в который вошли 18 вузов Республики Татарстан. Одна из задач центра – содействие трудоустройству инвалидов.    В 2014 году университет получил статус экспериментальной площадки ФИРО по теме «Разработка модели инклюзивного образования лиц с нарушениями зрения в Республике Татарстан с учетом кластерного подхода».    В 2014 году приказом Министерства образования и науки РТ университет определен республиканской базовой площадкой по инклюзивному образованию по направлению «Разработка и внедрение механизмов и технологий инклюзивного образования с учетом кластерного подхода в среднем и высшем профессиональном образовании в РТ».     Согласно перечню о федеральных инновационных площадках на 2015-2019 годы, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, Университет управления «ТИСБИ» стал федеральной инновационной площадкой, реализующей идеи и принципы инклюзивного образования по теме «Разработка и внедрение механизмов и технологий инклюзивного образования с учетом кластерного подхода в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте