search
main
0

Песня «Батяня-комбат» – мой пароль. Александр ШАГАНОВ

Напевая рефрен полюбившейся песни, мы вспоминаем того, кто ее исполняет. А композиторов и поэтов, благодаря которым эта песня появилась, зачастую не знаем даже по именам. Александру Шаганову повезло больше. Он стал известен, получив сразу две премии – «Овация» и «Профи». Александр – автор многих популярных песен группы «Любэ», Дмитрия Маликова, группы «Иванушки Интернешнл» и других.

– Александр, вам однажды вручили сразу две награды: премии «Овация» и «Профи». Помните, за что вы их получили?

– Конечно, помню, причем очень хорошо. Это был 1991 год. В то время на мои стихи звучало особенно много песен. Это был расцвет популярности группы «Любэ». Везде звучали песни «Не валяй дурака, Америка», «Атас»… Успехом пользовались и песни, которые я написал для Димы Маликова, Сергея Чумакова. Именно тогда обратили внимание на меня как на поэта. Мне было очень приятно оказаться среди самых первых лауреатов «Овации». Причем я тогда был самым молодым среди одиннадцати награжденных, мне было 25 лет. За несколько месяцев до этого события мне вручили приз «Профи». Если лауреатов «Овации» выбирали зрители, то «Профи» определяли профессионалы. Оба события происходили в концертном зале «Россия», где была очень красивая, торжественная обстановка. Помню, какое сильное волнение испытал, когда мне вручили «Овацию» – красивые бронзовые ладошки и очаровательный букет цветов.

– Скажите, а не обидно бывает, когда лавры все-таки достаются исполнителям?

– Ну конечно, обидно. Но вот однажды великая наша певица Алла Борисовна Пугачева мне сказала: «Саша, ты пойми, все исполнители живут вашими мозгами». Я эти ее слова запомнил.

– Ваша песня «Батяня-комбат» многими слушателями была воспринята как отклик на события в Грозном. Прежде чем написать такую песню, вы, наверное, побывали в этих местах? И вообще, как появилась на свет эта песня?

– У этой песни интересная история. Она стоит как бы особняком из всего, что я сочинил. Я думаю, что в каждом из нас живет отголосок большой войны, большой беды, которую приносит война. Я сам никогда не был в Чечне, мне не довелось воевать, но, мне кажется, в каждом из нас живет память о войне, о той большой беде, которую она приносит с собой. Как-то композитор Игорь Матвиенко сказал, что есть, мол, такое хорошее, яркое слово «комбат». Я его запомнил. Прошло время, и в августе 93-го я сочинил эти стихи. Через два года, как раз к юбилею Великой Победы, Игорь написал к ним музыку. 9 мая 1995 года в Центральном парке Советской Армии состоялась премьера песни «Батяня-комбат». Ее спел Николай Расторгуев. Признаться, я не ожидал, что она станет такой популярной. Понимаете, теперь эта песня словно пароль, своеобразный пропуск к душам людей, с которыми мне приходится общаться. Но все-таки должен сказать, что во многом известность песне принесли Игорь Матвиенко и Коля Расторгуев.

– Раньше вы всегда просили называть себя поэтом-песенником. Стеснялись слова поэт?

– Видите ли, я всегда мечтал писать именно песни. Мой первый опыт стихосложения тоже относился к песенному творчеству. Когда я только делал свои первые шаги, мне было всего семнадцать лет, напечататься где-нибудь было очень трудно, практически невозможно. Да что говорить обо мне, ведь даже стихи Владимира Высоцкого не печатали при его жизни. В душе же я всегда считал себя поэтом. Но поэзия – это очень серьезная вещь, и решать, настоящий ли я поэт или нет, должны все-таки другие. В прошлом году у меня вышла вторая книга, я думаю, что она отвечает на вопрос, кто я: поэт или поэт-песенник. Она называется «Батяня-комбат». В 1999 году вышла в свет моя первая книга «Станция Таганская». Я называю книги по названиям песен, которые исполняет группа «Любэ». Если откровенно, я очень доволен своими книгами.

– У вас вышло много дисков.

– Много, правда, не скажу, сколько именно, потому что не считал. Недавно вышел мой сольный компакт-диск «Катька». Это такой городской фольклор.

– Для вашего творчества важно, что вы – коренной москвич?

– Очень важно. Здесь я дома, чувствую себя спокойно. Люблю бывать на Воробьевых горах, на Тверском бульваре. Кстати, песня «Улочки московские» – мое признание в любви моему родному городу. Она была написана к 850-летию столицы. Причем в каждом названии улицы, которая упоминается в песне, закодированы адреса моих друзей или мои любимые маршруты. Но все это совсем не значит, что поэтом можно стать, только живя в Москве. Многие наши известные поэты из провинции.

– Вы ведь принимали участие и в конкурсе на написание текста гимна России.

– И этот факт был в моей биографии. Хотя с самого начала у меня не было желания участвовать в этом конкурсе. Но случилось так, что вместе с Сашей Баратаевой, депутатом Госдумы, лидером «Молодежного единства», я ездил по Кавказу. Это было в рамках программы «Мы – едины». Во время поездки Саша спросила меня, почему бы мне не попробовать написать текст гимна. Я подключил к работе своего товарища, замечательного детского писателя, поэта Петра Синявского, и в таком соавторстве получился текст. За неделю до утверждения гимна мне позвонили и сказали, что остались два варианта, которые рассматриваются на самом высоком уровне. Один из них был мой. Нас потом пригласили на Старую площадь, в администрацию президента, и попросили кое-что доработать. В конце концов, как известно, утвердили вариант Сергея Михалкова, но ведь мой текст все-таки занял почетное второе место.

– Вам приходится писать на заказ?

– Просто передо мной ставят конкретную задачу, которую мне надо решить. Вот я ее и решаю. Общаюсь с человеком, стараюсь узнать, какой он, мне это важно, чтобы написать текст, отталкиваясь от его образа. Несколько песен написал для фильмов, кажется, получилось неплохо. Хотя должен признаться, что на заказ писать очень сложно. Особенно непросто писать о каком-то конкретном месте, где я никогда не бывал.

– Что помогает вам писать стихи?

– Я люблю одиночество. Остаюсь с кофе и сигаретами, которые являются моими верными помощниками. С их помощью я накручиваю себя, чтобы пришло вдохновение.

– Где вас чаще всего достает вдохновение для написания стихов?

– Как-то я разговаривал с замечательным композитором Александром Зацепиным. Он мне сказал: «Ты знаешь, Дербенев написал подтекстовку к моей одной из самых популярных песен «Молодая», когда… брился. Представляете? То есть у каждого творческого человека есть свои маленькие секреты, у меня они тоже имеются. На меня влияют обстановка моего дома, то, что лежит на моем письменном столе, вид из окна… Да таких на первый взгляд мелочей очень много. Стихи рождаются по-разному. Бывает, что строчки совершенствуются долгое время, тема живет в тебе, не дает покоя. А бывает такой всплеск, что стихи появляются очень быстро.

– У вас есть постоянные композиторы, с кем вы сотрудничаете?

– Игорь Матвиенко, Володя Матецкий, Олег Калинин, Олег Макин, Валера Башенев стали как бы моими родственниками, настолько тесно мы сотрудничаем. С некоторыми композиторами сделали всего одну-две песни.

– Как родилась ваша песня «Там за туманами»?

– Я придумал ее за одну ночь после большого круиза по северным морям. Видимо, напитался там морской романтики. Игорь Матвиенко предложил мне готовую мелодию, а я сочинил стихи. Она вскоре зазвучала по стране. Я знаю, что эта песня была любимой у экипажа трагически погибшей подводной лодки «Курск».

– Кто ваши самые близкие друзья?

– В первую очередь это мой коллектив, группа «Атас», с которой я много гастролирую. Вместе с ребятами я пою свои песни.

– Вы ведете себя очень скромно. А как же можно было с таким интеллигентным воспитанием и поведением пробиться в шоу-бизнес?

– Мне приходилось себя буквально ломать. Нередко ловил музыкантов у служебного входа и предлагал им свои стихи. Они порой на меня смотрели как на сумасшедшего. Но ведь в результате победил я!

– Вам передался от родителей ваш талант?

– Думаю, что нет. Их уже, к сожалению, нет. Мама была учительницей, а папа – простым рабочим. Детей в семье было трое: у меня есть старший брат Юрий и младшая сестра Лариса. Мы жили не очень богато, но зато очень дружно, мы, дети, всегда чувствовали родительское тепло и заботу.

– Помните, когда написали свое первое стихотворение?

– Мне тогда было 14 лет. Первые строчки там были такие: «Я хотел бы жить в том месте, где сходятся все дороги. Где нет ни на миг тишины от раздоров и вечной тревоги. Не понять мне тех людей, что стремятся к теплу и покою. В мире мы живем только раз. И зачем тишина нам с тобою?». Вот такие наивные строки написал 14-летний Саша Шаганов.

– Обычно в таком возрасте чаще всего пишут стихи о любви.

– А мне не хотелось писать о любви, слишком много песен тогда звучало о любви и по радио, и по телевидению. Я старался как-то выделиться. Энтузиазма у меня было хоть отбавляй, а вот мастерства – ни на грамм. Но было огромное желание совершенствоваться, писать, что я и делал.

– Вы в детстве никогда не уезжали из Москвы?

– Мой отец родился недалеко от Суздаля. Я туда лет до четырнадцати ездил на каникулы. И потом бывал. Мне нравится гулять в тех местах по полям, в лесу, я просто дышу свежим, чистым воздухом и отдыхаю душой. Очень люблю свою дачу. Когда родилась дочка, ей нужен был свежий воздух, мы живем на Таганской улице, там все-таки душновато. Вот мы решили обустроить дачу. Место выбрали обалденное, под Москвой, вблизи города Обираловка – это историческое название Железнодорожного. Там Лев Толстой писал «Анну Каренину».

– Саша, почему вы так поздно женились?

– Ну что тут ответить? Так уж случилось. До этого я был в личной жизни, скажем так, не очень счастлив. Считаю, что за свой творческий успех пришлось расплатиться личным счастьем.

– Теперь все хорошо?

– Отлично! В 38 лет я могу назвать себя счастливейшим человеком. У меня прекрасная жена Катя. Господь послал нам такое чудо – дочку Лизу. Я без них очень скучаю. Вот сегодня приехал из творческой поездки в Курган и все-таки нашел полтора часа, чтобы заехать домой и повидаться с ними до вечернего концерта.

– Жену нашли в шоу-бизнесе?

– Нет. Катя закончила Академию предпринимательства. Но она тоже человек творческий, у нее художественные способности, она неплохо рисует.

– Как вы с ней познакомились?

– Это произошло давно во Дворце спорта «Олимпийский». Тогда она работала корреспондентом одной из московских радиостанций для юношества. После этого лет десять просто поддерживали отношения, когда однажды поняли, что не можем друг без друга. И тогда поженились. Надеюсь, что у нас крепкая, хорошая семья.

– В кухне к плите встаете?

– А почему нет? Я умею и люблю готовить. У меня есть и свои фирменные блюда. Одно из них я готовил в программе Андрея Макаревича «Смак». Это окрошка. Самое интересное, что я в окрошке картофель мну вместе с луком, а не режу. Необычным у меня получается и щавелевый суп.

– Один уважаемый артист признался, что в юности часто употреблял спиртное, но потом с этим завязал, поняв, что это плохо влияет на здоровье. Вы так долго были холостяком, неужели не привыкли употреблять?

– Очень хорошо по этому поводу сказал композитор Владимир Шаинский: «Я могу выпить, если этого потребует Родина. Но что делать, если Родина этого требует каждый день?». По-моему, надо во всем знать меру. Конечно, я могу принять участие в застолье, не отказываюсь от дружеских вечеринок. Но в последние годы я настолько загружен серьезной работой, у меня настолько трепетное, нежное отношение к моей семье, что на времяпрепровождение со стаканчиком вина у меня просто не остается сил. Да я и не чувствую в этом потребности.

– Кто пригласил вас в Париж работать над мюзиклом?

– Приглашение я получил от автора известного «Нотр Дам де Пари» Ричарда Кошианте, который предложил заняться адаптацией на русский язык французского мюзикла «Маленький принц». Он оказался очень любезным, я побывал у него в гостях, мы встречались в его студии, у нас образовался хороший человеческий и творческий контакт. Произошла и весьма забавная история. Дело в том, что виза у меня была всего на неделю, а улетать я должен был гораздо позже. Таможенник в аэропорту указал мне на это несоответствие. И тогда я показал ему приглашение в Париж, подписанное самим Кошианте. Надо было видеть, какие у него стали глаза… Сейчас работа над мюзиклом уже закончена, готовится его постановка в Москве.

– Кто его ставит?

– Давайте подождем премьеры. Я не люблю о чем-то рассказывать заранее. Кстати, у нас с ним есть и другие планы на совместную работу.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте