search
main
0

Песни математики. Нам цифры творить и жить помогают

Александру ПЕРФИЛЬЕВУ, учителю промышленновской школы №56 Кемеровской области, кажется, удалось «поверить алгеброй гармонию». Он математик и поэт, на его уроках дети учатся не просто считать, но разрешать жизненные задачи на примере цифр. И при этом – поют!

Российский фонд общественного мнения, организовав социологический опрос среди людей разного достатка,  выяснил, что  уровень дохода человека находится в прямой зависимости от его школьных успехов в математике. Оказывается,  что среди успешных, обеспеченных  россиян  67%  любили в детстве уроки математики.  Александр Николаевич  с общественным мнением абсолютно согласен – именно математика помогает ему находить правильные решения в жизни.Одно из главных  он принял в юности – стать учителем. Казалось бы, в чем трудность –  он представитель четвертого поколения  большой педагогической династии, общий стаж которой насчитывает  950 лет!  Среди его родных – 33 учителя  практически всех школьных дисциплин.  Но ведь такое родство и обязывает даже не вдвойне, а  в 33 раза. Надо стать не просто учителем, а учителем под стать династии. Поступая на матфак Кемеровского государственного университета, Александр  слегка даже побаивался думать о будущем. Просто любил математику – спасибо  заслуженному учителю России Валентине Георгиевне Земф за занятия, на которых вместе с классом узнавал «чудеса и тайны». Учился нелегко, но весело, успевал играть  за факультет в баскетбол и волейбол, принимал участие в КВН.  Здесь же, на матфаке, встретил  будущую жену Ольгу, и уже на третьем курсе узнал радость отцовства. То, что  математика в жизни Перфильева – основа основ, стало понятно быстро.  Но ведь и царицы всех наук мало, чтобы стать педагогом. Помогла практика в школе после четвертого курса. Разбирая «полеты», руководитель сказал, что Перфильева видит только учителем. Наверное, именно этой фразы и не хватало Александру для уверенности в своих силах. Защищался  хорошо, вместе с научным руководителем опровергнув утверждение американского профессора Харрари, и можно было бы подумать о научной работе. Тем более что времена  в конце 90-х были трудные, мужчины искали более денежные места.  А Перфильев решил, что школа –  его долг. Как отца и сына, внука и правнука. В далеком 1929 году его прапрадед Антон Иванович Шкапар приехал в Промышленновский район. Зная грамоту, по просьбе местной власти взялся за обучение сельской детворы на общественных началах. Дед Алексей Антонович, тоже учитель, убедил сельчан построить одну из первых средних школ в районе. Воздвигали ее всем миром, не думая о деньгах, строили будущее детям. – Мы – основа, пьедестал, мы будущее лепим! – Александр Николаевич в это верит свято. – Это мы должны научить молодых быть мужественными и добрыми, уметь подставлять плечо под трудное дело и держать свое слово, это наши ученики будут завтра строить, летать, изобретать, управлять Россией, наконец, а значит, наша профессия – самая важная, и мужчинам тут самое место!Однажды все же Перфильев попытался  уйти из школы – предложили место в администрации района. И вроде бы сфера похожая, тоже с молодежью работал. А не то –  адреналина не хватало. –  В некоторых классах каждый урок как на пороховой бочке, – смеется Александр Николаевич. – С нынешними детками надо ухо держать востро: они живут в Сети  и чего только там не набираются! Значит, ты должен всегда идти на шаг  впереди: больше знать, иметь обо всем представление. Ты должен быть интересен своим ученикам как личность! Наша профессия заставляет держать себя в форме и физически,  и интеллектуально. У него, кстати, такого адреналина и дома немало – два сына и дочь. Старший, Антон, не пошел по пути, проложенному предками, – поступил на юридический факультет Томского государственного университета. – Не обидно? – спрашиваю. – Нет, он с детства в детективов играл. Я не люблю давить на детей.  Решения каждый должен принимать сам. На уроках Александр Николаевич не дает ребятам готовых решений – они их ищут сами. Говорит, ему повезло – в промышленновской школе №56 организовали деятельность творческих групп по внедрению новых педагогических технологий. Александр Николаевич вместе с  коллегами ознакомился с технологией проблемно-диалогического обучения Елены Леонидовны Мельниковой, доцента Академии повышения квалификации Москвы.  Она показалась очень подходящей ко времени перемен. Не дать знания, а научить ребенка взять их, сделать его активным участником процесса познания – это очень совпадало с девизом Перфильева, когда-то позаимствованным  у немецкого  педагога-философа Адольфа Дистервега: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».  Особенность технологии в том, что дети не получают  знания, они не даются им в готовом виде, «открывают» их сами, решая проблему. А уж проблемами учитель их обеспечивает, причем близкими и понятными. В шестом классе, изучая отрицательные числа, предлагает из 7 отнять 10. Не получается. А вот на термометре почему-то выходит.  Вместе с учителем они разбираются, почему не смогли выполнить задание, постепенно осваивая новую тему. –  На уроке нельзя просто сообщать новый материал, нужно подвигнуть учеников на обсуждение поставленной проблемы, чтобы они сами пришли к правильному решению или выводу, – считает Александр Николаевич. – Бывает, что дети делают неверные предположения. Но нельзя на них реагировать отрицательно, чтобы не убить их интереса. Неожиданную формулировку учебной проблемы я обязательно внимательно выслушиваю, затем спрашиваю других ребят, кто думает иначе.  Ребята усваивают лучше то, что открыли сами и выразили по-своему. На уроках Перфильева  ученики думают и говорят, учась отстаивать собственную позицию, рискуя, проявляя инициативу. Ведь главное, что должен давать  урок математики, по мнению учителя, не синусы-косинусы, а  программу на принятие жизненных решений. От маленького – к большому, от уроков – к науке. Дети берутся решать не только свои проблемы, но и общественные. Выпускница Анастасия Ковалева, ныне студентка факультета информационных технологий и менеджмента  Кузбасского технического университета, посвятила свою исследовательскую работу, навыкам которой научилась в школе, способу взаимодействия органов власти и населения – электронному правительству. И ведь услышала власть, стала работать над программой!   Каждый день открывать новое в своих учениках и в  себе – это именно то,  ради чего Александр Николаевич каждый день приходит в школу.  – Я их учу, но и они меня учат, – говорит. – Если учитель  не признает иного мнения, то ученик  не будет его высказывать. Если не умеет слушать ответы – правильные или нет, то и диалога не получится! Дима  Раменев, призер Всероссийской олимпиады школьников,  которого Перфильев учил информатике, теперь студент университета, преподал учителю урок: нельзя останавливаться в развитии ни на день. Именно поэтому Перфильев  рискнул принять участие в «Учителе года».  Открытый урок  он проводил под гитару. Любовь к музыке – фамильная черта  династии. Но Александр Николаевич пошел дальше, подбирая мелодии к математике. По его мнению, аналитическая и эмоциональная дисциплины  очень близки.  В музыке немало математики – нотная система, основанная на шкалах частоты и времени, частоты звукоряда,  представляющие собой геометрическую прогрессию… Еще Пифагор пытался поверить гармонию алгеброй.- Ну до Пифагора мне далеко, – смеется Александр Николаевич. – Но с помощью музыки  материал быстрее усваивается. Мы перекладываем правила  на стихи, подбираем под них известную всем ребятишкам детскую мелодию и поем. Такая форма урока вызывает интерес у многих. Со своими учениками я периодически устраиваю такие уроки, но скажу честно, нечасто: слишком это трудоемко. Чаще в качестве яркого пятна на уроках  использую сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни.Впрочем, гармонии с помощью математики Перфильев все же достиг: любимая работа, дружная семья, благодарные ученики…  Сердце отдано работе, душа – семье. Тело не бездействует – как начал в университете выступать за команду факультета, так и теперь играет в баскетбол за команду района. Разум  тоже на службе общества: Александр Николаевич – депутат районного совета, порядок и благоустройство Промышленной –  и его ума дело. И все же конкурс внес новые нотки в эту гармонию.    Ему казалось, что за 10 лет хорошо узнал свой коллектив. Но когда коллеги с удовольствием стали помогать готовиться к конкурсу, будто заново увидел, сколько  рядом умных, творческих, инициативных, талантливых людей!  Даже жена, тоже учитель математики, открылась с новой стороны.  Кстати, за победу в областном туре конкурса «Учитель года» награждается не только педагог, но вся его школа. Промышленновская, к примеру, получила мобильный компьютерный класс, добавив Александру Николаевичу работы: вся компьютерная техника  школы – в его руках и на его плечах. Да что других – не узнает себя. Прежде общался в основном  с детьми, «Учитель года» дал новое умение – управлять взрослой аудиторией. Теперь новую «шевроле лачетти»  Перфильева с поздравлением от губернатора  Кузбасса на капоте –  традиционный подарок  Амана Тулеева победителям областного тура «Учитель года» – узнают не только в райцентре, но и во всей области. Александр Николаевич – полноправный член клуба «Учитель года Кузбасса», общественной организации учителей, для которых школа не только место реализации своих профессиональных планов, но и дело всей жизни.  Ездят по городам и весям, встречаются с коллегами и студентами, дают мастер-классы, делятся методиками, изюминками, участвуют в обсуждении законов, касающихся детей. Времени на хобби – Александр Николаевич на досуге смастерил всю мебель в доме – остается мало. Но Перфильев умеет с математической точностью распределять дела. Вот какую песенку он пел в классе, когда изучали проценты: 20 – радость, 5 – успех, 30 – дети, 10 – смех,А теперь еще прибавим труда груду.Плюс здоровье, счастье, дом, 100 процентов соберем.Вот и будет всем нам маленькое чудо!Кемеровская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте