search
main
0

Пешком по «Войне и миру»

Работаем над Толстым. У всех на партах тексты «Войны и мира». Только на одной парте пусто. Удивляюсь, почему классный руководитель разрешил Андрею и Павлу сесть за одну парту? Когда ребята жили каждый сам по себе, еще куда ни шло. А вот теперь они подружились. Присматриваюсь, что их сдружило? Чувствую, что вдвоем их стало больше, чем только двое. Посылаю записку: «Вы мне нужны. Останьтесь после урока».

Переглядываются, но остаются. Ожидают нотации, разговора о том, что их дружба не стала для них украшением.

– Я хочу вам дать специальное задание.

– Двоим?

– Двоим.

– Двоим можно.

– Таня Б. готовит для класса сообщение «Почему погиб Андрей Болконский?».

– А при чем здесь мы? – спросил Андрей.

Павел ухмыльнулся:

– Ну и тема! Почему погибают люди на войне? Убило!

– Так вот я и подумала, а что если вам тоже готовить эту тему?

– Нам-то она к чему?

– Вам-то она ни к чему, это верно. Но вот ведь какое дело. Таня, как вы знаете, собирается стать учительницей по литературе. Когда она брала эту тему литературного исследования, то сказала: «Проверю себя, смогу ли заинтересовать ребят». Ей нужно не только самой на уроке провести сообщение, но и заинтересовать им, чтобы ее слушали.

– А мы всегда Танюху слушаем, она так интересно рассказывает.

– Но сегодня ей нужно, чтобы ее услышали и задавали бы ей вопросы. Ну, к примеру, как ты спросил: «Почему погибают люди на войне? Убило!» Ранило. И это ранение тем более странное, что неуклюжий, неповоротливый Пьер, оказавшись в самом пекле Бородинской битвы, остался жить, а кадровый офицер погибает.

– Я и говорю, убило!

Что убило? Несмотря на смертельную рану, он был жив еще месяц. Он перенес российскую дорогу от Бородина до Ярославля, жил, любил.., но ты прав. Знаешь, ты глубоко прав, его убило, но что? Вот Таня над этим и работает. А если и вы возьмете эту тему, представляете, какой живой интерес девочка может у вас встретить. Это ее очень вдохновит.

– Вы думаете? – спросил один.

– Я убеждена. – Смотрю в глаза парнишке, знаю, что Танюша ему понравилась с того дня, как пришла в наш класс новенькой.

– И вообще. У нас для общих разговоров будет одна планета, которую назвать-то страшно – Толстой, а это целый мир. Правда, вам это ни к чему.

– Нет, почему же.

– А учить-то там много надо?

– А учить-то ничего и не надо. Надо просто читать Толстого, думать, сопоставлять, анализировать. Ведь прямо у Толстого не написано, отчего погибает князь Андрей Болконский. Все думают, что умирает от ран.

Молчим.

– Но есть у Толстого ответ на этот вопрос. Где-то есть. А вы-то знаете, где?

– Пожалуй, нет. Как-то не думал об этом раньше. Вернее, думала, как и все. А вот Танюша убедила. Я с ней согласна. Теперь надо найти точный ответ на эту загадку. Вот это да!

– А вдруг не найдем?

– Найдем, если еще раз перечитать Толстого, что я сейчас и делаю, и все время искать ответ на интересующую проблему – найдем ответ. Предположим. Перепроверим логикой.

– Все четыре тома читать?

– Давайте так, сначала прочтите все о князе Андрее Болконском от Бородинского сражения до самого конца. Возможно, что там и лежит разгадка.

А теперь о самом главном. Тане – ни слова. И вообще никому ни слова. Я, надеюсь, обращаюсь к настоящим мужчинам.

– О чем звуки речи, – заверил один.

– А вдруг она догадается, что мы…

– Скажите, что вас эта тема тоже интересует.

– Вы учите нас говорить неправду?

– Я вам аванс выдаю. Досрочно. Вы же им сможете заинтересоваться, этой самой большой загадкой Толстого, почему он лишает жизни главного героя. Вы умные ребята, а для каждого умного человека это интересно. Вы только ленивые. Вы даже для себя поленились тексты романа взять в библиотеке.

– Это точно, мы ленивые.

– Но вы надежные, вы не подведете, поэтому я к вам и обращаюсь. Давайте организуем для Тани «педагогическую радость».

– А как?

– А вот так. Раз у Толстого прямо не говорится, отчего погибает герой, значит, каждый может понять по-своему. Таня – так, я – так. А вы – по-другому. Вот и надо поспорить, чтобы выяснить, не кто из нас прав, а кто из нас ближе к Толстому. Надо спорить с книгой в руках. Аргументировать свои догадки текстом. Спорить надо квалифицированно. На одном уровне с Таней. Представляете?

– Но она же отличница.

– Прекрасно. Дотянитесь до нее хоть раз. Станьте на цыпочки, но дотянитесь. Вы же уважать себя начнете. Вы думаете, я не знаю, как это трудно? Знаю. Но ваше задание так и называется: спецзадание.

– Только честно, почему вы именно нас выбрали для этого задания?

Разве можно сказать им честно, что побудило меня дать им это спецзадание? Что боюсь за ребят, которых сблизило единственное – бездна детского одиночества, что приблизительно знаю, как кончаются судьбы, когда ничего уже не связывает с коллективом, когда нет общего интереса, когда никто не держит, никто не ждет, никто не любит…

Воронеж

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте