search
main

“Пешкодрапом” по Гренландии

В 14-м номере “УГ” (“Кусочек льдины – на память”) мы писали о новой заявке на мировой рекорд, которую сделал клуб “Приключение”. Три российских смельчака – Матвей Шпаро, Борис Смолин и Игорь Кузнецов, уже шесть лет прикованный к инвалидной коляске, – штурмовали на лыжах ледяной остров – Гренландию.

24 мая экспедиция финишировала в поселке Кангерлассуак. Героев поздравил официальный патрон экспедиции – мэр Москвы Юрий Лужков. “Ваш подвиг прекрасен и достоин подражания. Уверен, что он войдет в летопись полярных достижений, поможет многим на Земле преодолеть свой недуг, ни при каких обстоятельствах не отказываться от своей мечты”.

Благодаря дневнику, который вел капитан команды Матвей, мы можем узнать о том, чего стоила ребятам эта победа.

30 АПРЕЛЯ – 19-й ДЕНЬ. Утром решил попробовать включить спутниковый телефон от аккумуляторов видеокамеры. Это получилось. Ура! Один вариант выхода из кризисной ситуации с электропитанием найден. От сердца отлегло. Вообще день прошел обыкновенно. Занимались, как говорит Борис, “пешкодрапом”. Прошли 10 км. (Всего от места старта пройдено 165 км).

1 МАЯ – 20-й ДЕНЬ. В этот день шли тяжело. Мы съели около 60 кг продуктов, израсходовали около 10 литров топлива. Мои и Бориса сани весили на старте по 140 кг и должны были полегчать уже килограммов на 35-40. Но это почему-то незаметно.

Около 16.00, остановившись попить чаю, я решил, что сейчас самое время немного вымыться и поменять белье. Начал обтираться снегом. Он немного жесткий и, конечно, ужасно холодный, но все равно очень приятно. Когда не видел ванны 20 дней, то в этом снегу можно найти и сауну, и веник.

За день прошли 11 км. (Всего от места старта пройдено 176 км).

2 МАЯ – 21-й ДЕНЬ. Дует хороший юго-восточный ветер, 10-12 м/с (36 км/ч). Мы уже привыкли к постоянным ветрам. По-моему, остров лучше было назвать не Гренландией, “Зеленой страной”, а Уиндландией (“Ветреной страной”).

По совету С.Т.Соколова (Гидрометцентр) решили остановиться на ночевку в 14.00. За ужином Борис сказал, что уже после первого часа сегодняшней гонки чувствовал себя словно выжатый лимон. А мы отработали 5 часов! Определили, что за день прошли более 40 км. Поздравили друг друга с рекордом. (Всего от места старта пройдено 217 км).

6 МАЯ – 25-й ДЕНЬ. Погода стоит отличная: солнце, тихо. Идти очень приятно. Борис переживает: найдутся люди, которые скажут, что за 50 дней можно пройти гораздо более сложный маршрут. Я же уверен: если наше путешествие закончится успешно, то повторить его смогут еще не скоро. Уж очень это необычно: человек, у которого поврежден позвоночник и не двигаются ноги, смог пройти 600 км по ледяной пустыне.

Днем Боря признался, что сегодня чуть не сжег нашу палатку. Заканчивая готовить завтрак, он перекачал примус, и струя бензина под давлением выстрелила из-под ручки насоса. На конфорке в этот момент горел огонь. Хорошо, что горючее, попавшее на палатку, не загорелось, а то бы мы стали бездомными посреди ледяной пустыни.

От места старта пройдено 285 км. Прошли середину маршрута. Ура!

9 МАЯ – 28-й ДЕНЬ. Утром разговаривал со своим братом Никитой. Думаю, он был сильно удивлен и очень рад. В обычной жизни нас разделяет океан: он последние два года работает в США. После разговора с братом настроение у меня лирическое и немного грустное. На память приходит стихотворение “Сероглазый король”. Ребята не знают его, а я помню только отдельные строчки. Жаль.

Остановившись на обед, обнаружили, что дно саней покрыто ровным слоем топлива: протекла канистра с горючим. Продуктовые рационы на 12 дней оказались пропитаны гептаном. Выкинули только сублиматы, галеты и часть сухофруктов. А шоколад, каши, бекон и все, что не впитывает влагу, решили есть, предварительно хорошо проветривая.

За день прошли 16,8 км. (Всего от места старта пройдено 326 км).

12 МАЯ – 31-й ДЕНЬ. Утром разговаривал с доктором Анатолием Соболевым из Москвы. Хотел узнать, как продукты, пропитанные гептаном, влияют на организм. Но все свелось к полному радостных эмоций разговору, а важный вопрос я забыл задать.

В обед наелись продуктов, пропитанных гептаном, и настроение ухудшилось. Кажется, что запах постепенно выветривается, но после того, как разжуешь и проглотишь, ощущение такое, что подзаправился горючим. Начали шутить, что теперь у нас есть три запасных примуса: по одному в каждом участнике.

После обеда вновь начали выкидывать испорченные продукты. Осталось 9 пригодных суточных рационов, которые нам надо растянуть на 20 дней.

За день прошли 15,6 км. (Всего от места старта пройдено 355 км).

14 МАЯ – 33-й ДЕНЬ. У нас появился новый участник экспедиции – гренландский воробей. Бедный и холодный, он прилетел в наш вечерний лагерь. Птичка эта похожа на помесь воробья, снегиря и свиристели. Мы назвали его Чиж. Может быть, здесь родина этой птахи, но в радиусе 170 км нет ни еды, ни камней, ничего, где бы он мог укрыться и согреться. Я предложил ребятам позвать его в нашу палатку. Чиж сразу согласился. Его присутствие придавало нашему ужину душевное тепло. Как сказал Игорек: “Жаль, что он не мурлыкает”.

Наша видеокамера снимать Чижа отказалась (перестал работать фокус – и ручной, и автоматический). Очень обидно. Наш гость до утра не дожил – замерз.

Напряжение и усталость последних дней накапливаются. Вдумываться и писать дневник по вечерам совершенно нет сил. Очень хочется спать.

Прошли 15 км. (Всего от места старта пройдено 388 км).

18 МАЯ – 37-й ДЕНЬ. Впервые за последнюю неделю мы смогли использовать парашюты. В результате прошли за день больше 60 км. Осталось еще 60 км. По пути встретили большую трещину в леднике, шириной метра три. Она была хорошо видна, и почти везде закрыта снегом. Поэтому проблем с ее преодолением не возникло. Теперь все зависит от того, что будут представлять собой ледник и спуск с него. Может быть, удастся проскочить его за двое суток, а может, на каждый километр потребуется один день. (От места старта пройдено 514 км).

23 МАЯ – 42-й ДЕНЬ. Медленно приближаемся к финишу. Сильно устаем, все время хочется есть. Вчера вышли на ледник, который спускается непосредственно на землю. Странный это ледник, не похожий ни на один горный. Трещин, к которым мы привыкли в горах, нет. Есть огромные разломы, засыпанные снегом. Иногда, чтобы преодолеть такой разлом, надо сначала подняться на 15-20 метров вверх, а потом уже спускаться. В таких местах очень просто потерять равновесие и упасть.

24 МАЯ – 43-й ДЕНЬ. Сегодня в 13.00 по местному времени или в 18.00 МСК мы финишировали! Удачно вышли на маркированную укатанную дорогу, которая готовится здесь для испытаний “фольксвагенов”, по этой дороге мы быстро добежали до земли. Эта трасса уходит на десяток километров в глубь ледника, она позволила нам обойти места с самыми страшными трещинами. Палатку установили на заснеженной морене (скопление камней, которое тащит перед собой ледник). Я пошел в Кангерлуссуак за продуктами и топливом. Ребята остались на леднике обустраивать лагерь, в котором нам предстоит прожить еще несколько дней, ожидая летящий из Москвы “комитет по торжественной встрече”. Экспедиция успешно завершена. За 43 дня пройдено около 630 км с восточного побережья острова на западное. Команда чувствует себя отлично, хотя мы сильно похудели. Но все живы, здоровы и очень довольны.

Гренландские герои согласились быть почетными гостями “Большого приключения” в Карелии, которое организует в июле-августе 2000 года “УГ” совместно с клубом “Приключение” и ООО “Кодак”.