«Прогресс авиации обеспечивается коллективным трудом людей», – говорил легендарный авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев. Но кто этот коллектив? Кто эти люди? Наверное, романтики, мечтающие о небе или о создании собственного сверхсовременного самолета. И в столичной школе №1576 в рамках городского проекта «Инженерный класс в московской школе» обучают именно таких романтиков – будущих авиастроителей, которые, хочется верить, продолжат дело лучших: Андрея Туполева, Сергея Ильюшина, Николая Жуковского, Павла Сухого.
С этого учебного года школа стала участником направления «Авиастроительные классы». Флагманским вузом, помогающим реализовывать самые смелые мечты учеников десятого класса, стал Московский авиационный институт (МАИ), а партнерами проекта – госкорпорация «Ростех» и Объединенная авиастроительная корпорация.
Школа не первый год успешно готовит учащихся к поступлению в ведущие технические вузы Москвы. Но ее девиз «Растем вместе!» не позволяет останавливаться на достигнутом. И авиастроительное направление – новый виток этого роста. Причем виток перспективный и крайне востребованный.
Будущие авиаконструкторы получают большие возможности изучать на углубленном уровне физику, информационные технологии, химию и математику. Также им доступны инженерный практикум и курс технологий современного производства.
Не последнюю роль в получении необходимых для авиаконструктора знаний играют курсы внеурочной деятельности: «Робототехника», «3D-моделирование и 3D-печать», «Программирование», «Беспилотные летательные аппараты». Целыми днями обучающиеся вовлечены в образовательный процесс, посещают практикумы на базе инженерной лаборатории и на специальных учебных полигонах колледжей и партнерских вузов.
Школе уже есть чем гордиться на поприще авиастроения. Выпускник 2017 года Велеслав Кудряшов под руководством учителя физики Ирины Ивановны Матвеевой во время обучения в школе успешно проектировал модели самолетов, участвовал со своими работами в конкурсах и научных конференциях, был награжден дипломами и золотыми медалями. Так, на Международной молодежной конференции «Гагаринские чтения» Велеслав выступал с докладом на тему «СКАТ – пассажирский: самолет будущего», а на Международном конкурсе «Архимед»-2016 представлял разработку «Аэрокосмический комплекс Б.О.Л.Т.Р.».
Самое главное – Велеслав осуществил свою мечту. По окончании Московского авиационного института он устроился на работу в одно из самых известных в мире конструкторских бюро – компанию «Сухой». По словам Велеслава, с которым школа поддерживает связь и успехами которого искренне гордится, именно в школьные годы у него зародилась мечта создавать современные самолеты. А поддержка и профессионализм педагогического коллектива никогда не давали стоять на месте и помогли его мечте стать реальностью. Теперь же ученики десятого авиастроительного класса, как и вся школа, с нетерпением ждут Велеслава в гости уже как спикера проекта «Лекторий 1576».
Будущие авиастроители успели побывать на многих мероприятиях, организованных школой вместе с партнерами проекта.
«Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все колоссальное пространство», – говорил Константин Циолковский. И авиастроители школы №1576 лично отдали дань уважения великому ученому. В сентябре учащиеся присутствовали на прямой трансляции запуска российского транспортного пилотируемого космического корабля «Союз-МС-22» «Циолковский», запуск которого был посвящен недавнему 165‑летию ученого. Трансляция была организована МАИ, а на встрече присутствовал 98‑й космонавт в России, выпускник этого вуза Федор Николаевич Юрчихин. Ребята узнали об особенностях запуска космических кораблей, о самой вкусной космической еде, о том, как мыть посуду в невесомости, и о других особенностях жизни космонавтов.
– Пожалуй, после таких интересных встреч еще больше хочется быть причастным к полетам в небе и в космосе, – поделился своими впечатлениями Михаил, ученик 10‑го класса.
Взята ребятами и первая высота – участие в Школе IT-решений от компании КРОК. Там старшеклассники под руководством студентов-менеджеров учатся создавать IT-продукты в команде. На всех конкурсных этапах ребятам предстоит пройти путь от исследования, генерации идей и прототипирования до внедрения продукта в пилотную эксплуатацию. На первом этапе команда школы №1576 работала на сессии «Дизайн-мышление», где совершенствовала свои знания и умения в исследовательской деятельности и проектировании IT-продуктов.
И даже каникулы у этого класса не обычные, а инженерные. Этой осенью они прошли в Московском государственном техническом университете гражданской авиации. В рамках профориентационных практикумов неделя была наполнена различными мастер-классами. В ее начале у ребят прошли практические занятия на тему «Зашифруй информацию» по направлению «Информационная безопасность», своими профессиональными навыками с ними делились IT-специалисты вуза.
Ну а где же самолеты? Они ждали юных авиастроителей в учебном корпусе МГТУ гражданской авиации в Шереметьево. Направление «Аэромеханика и аэродинамика» ребята изучали прямо на борту самолета.
– Это были необычные каникулы. Видеть на практике то, что мы узнали о работе современных летательных аппаратов, – самый эффективный способ обучения. Нам удалось исследовать аэродинамическую трубу. Мы узнали о существовании дозвуковых, трансзвуковых, сверхзвуковых, гиперзвуковых, высокотемпературных, высотных, аэроакустических труб. Таких информативных и познавательных каникул у меня еще не было. Жду с нетерпением весенней инженерии, – рассказывает Злата, одна из учениц класса.
Сотрудничество с вузами не останавливается на отдельных мероприятиях. Для ребят авиационного класса на базе Московского авиационного института организованы курсы внеурочной деятельности «Введение в специальность».
– В дополнение к школьной программе для нас организовано очень много интересных и важных внешкольных мероприятий. К примеру, курсы в МАИ. Мне кажется, что шанс не просто побывать там, но и поучиться в университете, еще будучи старшеклассником, – возможность, которая есть не у каждого. У нас было несколько курсов на выбор, я выбрала «Инженерную графику» и «Создание робототехнических проектов», поэтому могу рассказать про них. На первом занятии нас учат азам черчения, что может пригодиться во многих сферах работы. Благодаря этим курсам я открыла для себя это направление и теперь даже думаю связать с ним будущую работу. Другие ребята учатся основам робототехники. Самое классное – в конце каждый из нас сможет создать собственный проект. Это очень увлекательно. Понравилось, что мы сами выбирали темы для проектов, благодаря этому появляется огромный интерес к самой работе, – объясняет Устинья, ученица авиастроительного класса.
Но и это далеко не все, что школа и город предлагают будущим инженерам.
– К нам в школу регулярно приходят профессионалы своего дела – люди, которые уже достигли высоких результатов в своей профессии и хотят поделиться своими знаниями и впечатлениями с нами, нынешними школьниками. Мне запомнилась встреча с настоящим пилотом гражданской авиации, человеком, который не понаслышке знает, как поднять многотонную железную птицу в воздух. Андрей Викторович Иванов рассказал о своем летном опыте и об обучении мастерству в училище. Мы, ученики старших классов, которые были на встрече, пригласили Андрея Викторовича прийти к нам в ближайшее время еще раз.
Также гостем нашей школы был Иван Юрьевич Лазин, преподаватель МГТУ гражданской авиации, сотрудник кафедры аэродинамики и конструкций и прочности летательных аппаратов. Он говорил о квадрокоптерах: о принципах их работы и о нюансах обучения управлению ими. Мы рассмотрели вблизи представленные модели беспилотников. Я очень рада, что смогла поступить в инженерный авиастроительный класс, могу изучать много нового каждый день и получать огромное удовольствие от обучения, мне очень жаль, что смогу учиться в таком классе только два года, – делится впечатлениями Вера, рассказывая о школьном проекте «Лекторий 1576».
И конечно, огромный пласт деятельности для учеников – участие в конкурсах и научных конференциях. Это возможность развить свои творческие способности, изобрести что-то новое, погрузившись в исследовательскую деятельность. Ребята, особенно старшеклассники, знают, как важно, интересно и познавательно найти свою тему проекта и под умелым руководством школьных и вузовских наставников реализовать его.
Вот они, люди, двигающие авиационный прогресс. Учащиеся инженерных авиастроительных классов, учителя, передающие им знания, направляющие и мотивирующие, и партнеры проекта, двери которых всегда открыты для будущих авиастроителей.
Наталья ВИШНИВЕЦКАЯ, Лилия ВАСИЛЬЕВА, учителя школы №1576
Комментарии