С этой специальности («авиационные приборы и комплексы») началась жизнь нашего колледжа «Царицыно», то есть с легендарных времен Осоавиахима, когда лучшие умы той эпохи были призваны обеспечить производство авиационной техники. Благодаря этим традициям и накопленному за многие годы опыту выпускники этой специальности могут соперничать в знаниях и опыте даже с выпускниками авиационных вузов.
«Радиоэлектронные устройства и системы – основа современного цифрового мира. И способность национальной экономики такие технологии производить, создавать и воспроизводить во многом определяет перспективы цифровизации экономики в целом» (Дмитрий Медведев, 25 сентября 2018 года).С начала 2019 года Правительство России намерено направить триллионы рублей на программу импортозамещения в приборостроении. Как преподаватели спецдисциплин, дающих знания в области приборостроения (авиационного и космического), а также робототехники и информационных технологий, хотим поделиться мнением о предлагаемых новшествах в нашем лабораторном оборудовании. Высокотехнологичные отрасли всегда требовали современных методов обучения. Поэтому в 2012 году для технических специальностей в нашем колледже был создан объединенный лабораторный комплекс, оснащенный новейшим оборудованием (максимально приближенным к профессиональному). К 2018 году, когда почти полностью отработаны все лабораторные работы (а их более 300), можно с достаточной уверенностью констатировать преимущества масштабной модернизации учебно-практической базы.Всегда было трудно согласиться с тем, что дисциплины, относящиеся к высокотехнологичным отраслям промышленности, можно преподавать в игровой форме, что, несомненно, дает преимущества перед другими видами урока. Мы попробовали, и, по многочисленным оценкам коллег по работе, думаем, получилось.Студентам предлагается собрать на макетной плате простейший модулятор, каждому выдается индивидуальное задание – продемонстрировать один из видов модуляции, сделать сигнал «невидимым» или устранить помехи. Затем следует демонстрация результатов лабораторных работ: один изменил свой голос до неузнаваемости, другой довел его до совершенства, сделав оперным, третий размножил до хорового пения… И все это с наглядным графическим синтезом гармоник сигнала и с понятными объяснениями. Оказывается, что все это не так сложно: голос, как отпечаток пальца, характеризуется определенным набором гармоник, изменяя их или убирая совсем, можно менять его по-всякому. Далее проводим небольшое соревнование двух команд – экипажи Миг-31 и наземной РЛС. На двух развернутых встречно мольбертах требуется начертить функциональные схемы радиомаскировки и обнаружения. Причем первые с пояснениями усложняют схему модулятора сигналов с целью остаться «невидимыми», а вторые быстро добавляют в свою схему демодулятора различные функциональные устройства, позволяющие обнаружить и дешифровать сигналы противника. Полтора часа плодотворных занятий пролетают для всех незаметно.В колледже создан и успешно функционирует музей авиационных приборов. В настоящее время в музее представлено более двухсот приборов и устройств, причем большая их часть 1960-1980‑х годов, а самому «старому» в этом году исполнится 75 лет! Проведением экскурсий занимаются студенты специальности «авиационные приборы и комплексы». Они знают эти приборы, как никто другой, и могут рассказать не только о функциях прибора на борту самолета, но и о работе каждого его узла. Экспозиции, представленные в музее, вызывают огромный интерес у абитуриентов колледжа, и они всерьез начинают интересоваться проблемами и идеями авиапроектирования. Мы можем с уверенностью констатировать, что музей необходим для проявления интереса у подрастающего поколения к авиационным приборам и к авиации в целом.Колледж тесно сотрудничает с такими крупными предприятиями, как МОКБ «МАРС», ЦНИРТИ имени А.И.Берга, НПО «Пульсар», МАИ. Студенты колледжа проходят на этих предприятиях практику, а после окончания колледжа многие из них остаются там работать.Владимир ШТЫКОВ,Светлана ШТЫКОВА,преподаватели специальности «авиационные приборы и комплексы» колледжа «Царицыно»
Комментарии