search
main
0

Первым делом – дети. Интеллигентность у настоящего учителя в крови

Владимир РАДЧЕНКО, учитель физкультуры беловской школы №32 Кемеровской области, не зря стал человеком года города. Он спокойный, уверенный и деловой. Очень спортивный, высокий, плечистый, коротко стриженный, как полагается физруку. И очень интеллигентный при этом, как полагается настоящему учителю.

Владимир Николаевич – истинный джентльмен: и руку поцелует, и пальто подаст. Хотя у окружающих его дам иллюзий по этому поводу возникать, как мне кажется, не должно. Во всяком случае мне сразу стало ясно, что руку Радченко целует не потому, что я такая замечательная, а потому что он такой вежливый. Из школы он уходить собирался только раз – в молодости. Когда начал работать после Новосибирского физкультурного техникума, поначалу задергался левый глаз. Потом – правый. И так по очереди. Хохочет теперь – решил, что если задергаются оба разом, надо выбирать другую профессию. Было отчего нервничать – спортинвентарь ограничивался двумя кольцами и одним мячиком. Ученики приходили на урок в брюках и платьях, заправленных в штаны. Впрочем, желающих посещать физкультуру набиралось немного. Большинство болели или занимались какими-то важными школьными делами – с одобрения педагогов, конечно же, женского пола, не считающих спортивную подготовку очень нужной наукой. Но Радченко к тому времени уже умел обращаться с женщинами. И в армии отслужил, и любовь ему одна на всю жизнь встретилась. Так что был вежлив, но тверд, слушал внимательно, но под козырек не брал, выполняя только то, что считал нужным. Выскакивали, правда, иной раз «сержантские» привычки – то скомандует раскатисто, то посмотрит не так. Правда, ему на эти тонкости внимание обращать некогда – ни тогда, ни теперь. Потому что жизнь Владимира Николаевича идет в ускоренном темпе. Отдых с газетой на диване он называет «паузой». Ему их делать некогда – работа убежит. У Радченко три «должности» – физрук, директор подросткового клуба, инструктор по спорту. Семью ведь кормить надо – жена работает врачом, принимает на свет юных горожан, дочка Леночка увлекается английским и танцами. С тем, что заработать в школе трудно, он давно смирился. Но ведь дело и не в этом. Ему в юности очень не хватало сильной мужской руки и отцовской поддержки, и он в меру сил пытается заполнить эти «пробелы» в воспитании нынешних сирот – при живых родителях. Потому вместо того, чтобы сбежать из школы после первых же стычек с неспортивными дамами, поступил в пединститут.

Коллеги женского пола как-то быстро привыкли к сухой и ровной вежливости Радченко, кокетничать давно не пытаются. Невооруженным глазом видно – в школе Владимира Николаевича интересуют дети и дело. При этом Радченко всегда готов прийти на помощь: он умеет делать все, что должен уметь мужчина, и выполнять самую тяжелую работу считает своим долгом. Дом он уже построил – не для себя и семьи, а для беловских мальчишек. Увидел рядом со строящейся 32-й школой железобетонную коробку для хозблока, предложил превратить ее в детский спортивный клуб. Сам стелил полы, заливал крыльцо, крыл крышу. Помогали коллеги-учителя, вместе с которыми он успевал и школьный спортзал модернизировать. Он считает, что мальчики непременно должны быть сильными, ловкими, смелыми – хотя бы потому, что им предстоит служить в армии. А к девочкам относится снисходительно. Даже прощает им нежелание публично – на уроке – выполнять сложные упражнения. Застесняется, закрепостится и вообще потеряет интерес к физкультуре. Уж лучше учитель поучит ученицу без лишних глаз. С детьми Владимиру Николаевичу, конечно, уютнее, чем с дамами. Склок и сплетен он не выносит. Впрочем, считает, что дело скорее не в отношениях полов, а в профессионализме. Когда человек растет, совершенствуется, ему не до разборок. Лично ему повезло – работу и хобби он получил «в одном флаконе». Точнее это называется «делом жизни».

Женский коллектив Радченко воспитывает, сам того не желая. Однажды на педсовете долго слушал, как учительницы выясняют отношения друг с другом. Потом не выдержал, поднял руку, как примерный ученик, поинтересовался: «А по делу еще говорить будем?» Весь слабый состав педсовета посмотрел неодобрительно, сделал вид, что не расслышал, и опять принялся за свое. Владимир Николаевич извинился, сообщил, что ему некогда, и ушел. Долгое время после этого на педсоветы его не звали, потом пригласили, но вели себя уже сдержанно. Мужчинам, не обладающим должной силой воли, Владимир Николаевич советует подобные мероприятия не посещать. Впрочем, представителей сильной половины человечества, пожелавших работать в школе, Радченко видел всяких. И тех, кто стал неопределенного рода, тоже. Но считает, что все зависит от человека, его характера, взглядов. Главное – надо знать, почему и зачем ты пришел в школу. Если только потому, что деваться больше некуда, что ж, за такие шутки с детьми надо платить собственной душой. Если же ради дела – выполняй его честно, а уважение приложится.

Белово, Кемеровская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте