search
main
0

Первый в истории

Во время первой мировой войны на вооружение ВВС Российского государства впервые в мире был принят тяжелый бомбардировщик – “Илья Муромец”. Более того, впервые в мире в России создано соединение тяжелой авиации.
Высоко подняли престиж России в авиационном мире рекорды “Ильи Муромца”, чей потенциал затребовала первая мировая.
Его прототип – самолет “Русский витязь”, роль которого в развитии отечественной и мировой авиации, по заключению специалистов, огромна. Именно по этой схеме создавался “Илья Муромец” и в течение почти 20 лет строились многомоторные самолеты во всех странах мира.

Досье “ВО”
“Илья Муромец” построен в 1913-м под руководством Игоря Сикорского на Русско-Балтийском вагонном заводе (располагался в Риге – авиационный филиал в Петербурге, осенью 1915-го эвакуирован в Тверь, Москву, Петербург). Серийно строился в 1914-1918 гг. в различных модификациях. Всего построено 73 экземпляра.
Применялись в первую мировую войну и гражданскую войну в СССР как бомбардировщики, штурмовики и дальние разведчики (на колесном, лыжном и поплавковом шасси). В 1918-м эскадра осталась на Украине в занятом немцами районе, ее имущество было расхищено. Весной того же года в Петрограде строится несколько “Муромцев”, организуется Северная группа воздушных кораблей Воздушного флота РККА. Последний полет бомбардировщика состоялся в 1922-м – в Высшей школе воздушной стрельбы и бомбометания в Серпухове.
На наиболее совершенной конструкции (серии Е) стояло 4 двигателя “Рено” по162 кВт каждый. Размах крыла: верхнего – 34,5 м, нижнего – 26,6 м. Суммарная площадь крыльев – 220 кв. м. Длина корабля – 18,8 м. Масса пустого самолета – 5 тонн, взлетная – 7,46 тонн. Максимальная скорость – 130 км/час, посадочная – 80 км/час. Практический потолок 3.200 м. Дальность полета – 560 км, продолжительность – 4,4 часа. Вооружение: бомбовая нагрузка – 560 кг, пулеметы – 8. Экипаж -7-8 человек.

Первый полет “Муромец” выполнил 10 декабря 1913 г. В августе 1914 г. принят на вооружение Русской императорской армии. 10 декабря 1914 г. тяжелые самолеты объединяются в эскадру воздушных кораблей, создается первое в мире соединение тяжелой авиации. Ни в одной из воюющих стран подобных соединений в то время не было.
Если ранее экипажи “Муромцев”, рассредоточенные вначале по фронтам, вылетали в основном на разведку, то соединение проводит как разведывательные, так и бомбардировочные операции. Самолет брал на борт до 400 кг бомб – примерно в 10 раз больше, чем другие самолеты того времени. Впоследствии специально для “Муромца” сконструировали и 656-килограммовую фугаску. Он имел хорошее вооружение для защиты от истребителей. В ходе войны оно усовершенствовалось настолько, что обеспечивало круговой, сферический обстрел истребителей противника.
Тяжелые бомбардировщики противника и союзников, появившиеся в 1916 г., в той или иной степени копировали первенца российского и мирового тяжелого самолетостроения. Русское правительство передало чертежи англичанам, а немцы воспользовались обломками единственного самолета, сбитого в 1916 г. над своей территорией. В отчете по этому случаю значилось: “12 сентября один “Муромец” дрался с 4 немецкими аппаратами, из коих сбил 3, а затем сам погиб…”
“Илья Муромец” значительно превосходил другие самолеты по боевой живучести. За все время боев только 1 русский самолет был сбит в бою и 3 подбиты – все они долетели до своей территории.
Если кратко подытожить результаты боевой деятельности эскадры, необходимо отметить, что русские летчики первыми в истории авиации осуществили бомбометание с тяжелых бомбардировщиков, групповые налеты на объекты противника, ночное бомбометание, выработали приемы воздушного боя одиночного бомбардировщика с истребителями противника, применили фотоконтроль бомбометания. Благодаря систематическому совершенствованию вооружения в эскадре эффективность бомбометания была доведена до 90% попаданий. Всего “Муромцы” выполнили более 400 боевых вылетов, сбросили 65 тонн бомб.
Анатолий ИВАНОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте