Каждый из нас независимо от возраста, профессии и социального положения произносит словосочетание «первый учитель» с каким-то особым чувством. Нельзя, конечно, сказать, что глубина его соизмерима с любовью к родителям, но то, что оно отлично от привычного в нашем понимании ощущения новизны, – это совершенно точно.
Приход человека в школу – это начало нового жизненного этапа, и хотя понимание этапности приходит с годами, любой первоклассник в глаза первого учителя смотрит как-то по-особенному – такой взгляд бывает один раз. Он вроде бы и не ждет этой встречи и не строит по незнанию, конечно, планов совместной деятельности, но то, что это знакомство запомнится на всю жизнь, – это факт.
На одной юбилейной встрече одноклассников ребятам, правда, им уже было за тридцать, предложили перечислить качества учителя, составить его некий словесный портрет. Несмотря на то что вместе с «ребятами» на этом мероприятии присутствовала классный руководитель их выпускного класса, предложенные описания формировали образ именно их первого учителя: смотрели на последнего, а описывали первого.
Нельзя не согласиться, что и начало профессиональной жизни для каждого молодого учителя – это очень важный этап. Но в отличие от первоклассника начинающий педагог – это уже человек мотивированный, имеющий определенный социальный опыт, но тем не менее все же ищущий. Чего же ищет молодой специалист? Неужели первого учителя?..
Практика одной из активно развивающихся петербургских школ – рекордсмена района по количеству принятых на работу молодых педагогов – позволила выявить ряд важных проблем. Не будем рассматривать тех молодых специалистов, которые выбрали школу исключительно для получения социальных преференций, обсудим тех, кто пришел, как говорится, по призванию.
Больше половины принявших решение связать свою жизнь с педагогикой сделали этот выбор задолго до поступления в учреждение профессионального образования. На вопрос, почему они выбрали профессию учителя, подавляющее большинство, исключая, конечно, продолжателей педагогических династий, отвечая, тем или иным образом касались личности своего первого учителя.
Бессмысленно спорить с тем, что, каким бы качественным ни было профессиональное педагогическое образование, какой бы уровень – бакалавра или магистра – ни значился в дипломе молодого специалиста, перед нами ученик. И несмотря на более высокий в сравнении с давно работающими учителями уровень, например, IT-компетентности, молодой учитель очень нуждается в очередном «первом учителе». Определяя роль наставника, важно правильно понять, в чем она состоит и как будет сыграна: проведет он или сопроводит, или пройдет где-то рядом с молодым педагогом.
Кому поручить эту роль? Понятно, что это должен быть опытный и мотивированный на такое важное и ответственное дело человек. И здесь, как показывает практика, настает звездный час учителя старших классов. Учительская сущность каждого требует, чтобы его помнили как первого, ведь именно первый и определил их профессиональный путь. Да и по возрасту «новые ученики» более привычны для педагогов старших классов.
Наставничество – важнейшая часть школьной жизни. Великая социальная миссия Школы состоит в передаче Знания новому поколению. И если школа выполняет эту роль лишь для регламентированной государственным заданием категории потребителей услуг, а не несет свою великую социальную миссию, то и не быть ей Школой.
Денис БУХАРОВ, директор школы №13 Приморского района Санкт-Петербурга
Комментарии