search
main
0

Первый шаг к своей мечте. Инженеры будущего растут сегодня

​В 1989 году по инициативе Московского комитета образования и Московского высшего технического училища имени Н.Э.Баумана (позднее – государственного технического университета) с целью отбора творческой молодежи, имеющей склонность к изучению точных наук и научно-техническому творчеству и желающей получить после школы инженерно-техническое образование, была открыта Московская городская средняя общеобразовательная физико-математическая школа №1180 при МГТУ имени Н.Э.Баумана. В 1999 году школе был присвоен статус лицея.

Сегодня это государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Лицей №1580 при МГТУ имени Н.Э.Баумана», ориентированное на обучение и воспитание высоконравственной, интеллектуально развитой личности и обеспечивающее углубленную подготовку по физике и математике, формирование у обучающихся умений и навыков самостоятельной научно-исследовательской и проектной деятельности, преемственность и непрерывность среднего и высшего образования.Основной целью педагогического коллектива лицея под руководством директора, почетного работника общего образования РФ доктора технических наук, директора СУНЦ МГТУ профессора Сергея Сергеевича Граськина является реализация идеи инженерной школы, направленной на повышение мотивации учащихся к выбору инженерных профессий. Основная цель – формирование устойчивого интереса учащихся лицея к инженерным и техническим специальностям, к дальнейшему обучению и развитию в научно-технической сфере; повышение мотивации к изучению непрофильных дисциплин, разработка инновационных учебных программ по техническому мышлению, создание собственного учебно-методического обеспечения. Сегодня в образовательный процесс внедрены технологии профессионального самоопределения учащихся при выборе профессионального обучения, реализована модель профессионально ориентированной исследовательской проектной деятельности.Лицей является ресурсным центром, обеспечивающим кадровое, научное и методическое сопровождение образовательных технологий профильного обучения в системе всей довузовской подготовки Национального исследовательского университета техники и технологий Московского государственного технического университета имени Н.Э.Баумана. В 2012 году лицею присвоена категория «Базовое профильное образовательное учреждение МГТУ имени Н.Э.Баумана». Обучение в лицее организовано в двух направлениях: школьное отделение (общеобразовательные классы) и лицейское отделение (инженерные классы), в котором ведется предпрофильная и профильная подготовка по математике и физике. Приоритетным направлением в работе образовательного учреждения является выявление и развитие одаренных и высокомотивированных детей. С этой целью для желающих поступить в лицей ежегодно проводится конкурсный отбор в 5, 6, 7, 8, 9, 10-е и 11-е классы. Он включает в себя вступительное тестирование по математике, физике и русскому языку, которое проводится в марте и мае. Для желающих изучать информатику или английский язык на расширенном уровне проводится отборочное тестирование по этим предметам, результаты которого учитываются при формировании классов. С 10-го класса осуществляется профильное обучение (учащиеся выбирают один из 4 профилей: физико-математический, информационно-технологический, химико-биологический и социально-экономический).Образовательный процесс в лицее ориентирован на систему преподавания в высшей школе, в частности в МГТУ имени Н.Э.Баумана. Это обеспечивает непрерывность образования и его преемственность, способствует психологической адаптации школьников продолжению обучения в вузе. Так, в лицее организована лекционно-семинарская система занятий по профильным дисциплинам (математике, физике); классы на этих предметах объединяются по потокам на лекциях и делятся на группы на семинарах. С целью проверки усвоения знаний даются индивидуальные домашние задания (аналог расчетно-графических работ), проводятся коллоквиумы, семестровые контрольные работы и зачетные недели. Так же как и в вузе, в лицее проводятся еженедельные консультации во второй половине дня по математике и физике, на которых обсуждаются проблемные вопросы, возникшие при изучении новой темы, при подготовке к семестровой работе, коллоквиуму или зачету, а также при выполнении индивидуальных домашних заданий.Особенность преподавания математики заключается в изучении математического анализа как отдельного предмета, перераспределении часов алгебры и геометрии в 10-х и 11-х классах. Обязательной составляющей курса математики являются лекции «Теоретические основы математики». Особенностью изучения физики является преподавание физического практикума как отдельного предмета, а также лекционный курс «Теоретические основы физики» (2 часа в неделю).Раскрытие творческого потенциала учащихся, повышение их интеллектуального уровня, формирование навыков исследовательской деятельности осуществляются в рамках дополнительного образования и внеурочной деятельности. Интеграция общего и дополнительного образования по профильным дисциплинам способствует развитию математического и инженерного мышления, формированию целостной картины мира, повышению мотивации к самоопределению и творчеству, подготовке к предметным олимпиадам различного уровня. Полученные знания учащиеся с успехом демонстрируют на интеллектуальных соревнованиях, занимая призовые места.Так, в 2015-2016 учебном году на Всероссийской олимпиаде школьников среди учащихся лицея 45 победителей и 277 призеров муниципального этапа, 4 победителя и 43 призера регионального этапа, 2 победителя и 1 призер заключительного этапа; на Московской олимпиаде школьников 7 призеров, 12 учащихся отмечены похвальными грамотами; на Олимпиаде школьников «Шаг в будущее» (академические соревнования) – 5 победителей и 117 призеров; на Олимпиаде школьников «Шаг в будущее» (олимпиада «Инженерное дело») – 4 победителя и 57 призеров.Лицей активно участвует в образовательном проекте «Инженерный класс в московской школе». Профилизация школьников в области инженерных наук строится в тесном взаимодействии с МГТУ имени Н.Э.Баумана. С этой целью в лицее проводятся регулярные встречи с деканами и ведущими преподавателями МГТУ имени Н.Э.Баумана, организуется посещение выпускающих кафедр и научных лабораторий, а также базовых предприятий университета. С 2015-2016 учебного года на кафедрах университета организованы циклы лабораторных работ по физике для учащихся 8-10-х классов лицея. За год было проведено 94 работы, в которых приняли участие более 650 школьников. Доброй традицией стало проведение летней научно-ознакомительной практики в МГТУ имени Н.Э.Баумана. Ежегодно более 350 учащихся 10-х классов лицея посещают около 40 кафедр университета и военный институт МГТУ. Обязательной частью практики является поездка в Дмитровский филиал МГТУ имени Н.Э.Баумана (Орево), на территории которого расположено уникальное демонстрационное оборудование военно-космической направленности.В лицее большое внимание уделяется подготовке старшеклассников к участию в научно-образовательном соревновании МГТУ имени Н.Э.Баумана «Шаг в будущее, Москва» и «Шаг в будущее. Космонавтика». Совместно с преподавателями университета учащимся лицея создаются все условия для разработки проектов по теме выбранной кафедры. С 2015-2016 учебного года к этой работе подключились магистранты МГТУ имени Н.Э.Баумана, став руководителями проектов по своей кафедре. С 2014 по 2016 год количество лицеистов – лауреатов «Шага в будущее» с правом приоритетного зачисления на выбранный факультет составило около 300 человек. Профильное обучение в лицее обеспечивает успешную подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению и создает все условия для того, чтобы в дальнейшем выпускники лицея смогли занять лидирующие позиции практически в любой сфере деятельности.Лицей старается идти в ногу со временем, осваивая и внедряя современные технологии обучения. С 2013 года на базе образовательного учреждения действует созданный МГТУ имени Н.Э.Баумана Центр технологической поддержки среднего образования. Его цель – популяризация в молодежной среде достижений современной науки и наукоемких технологий, повышение технологической грамотности обучающихся и формирование интегрированного пространства инженерного образования и научно-технического творчества молодежи. Важная роль отводится созданию системы профессионального отбора и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи по инженерно-техническим направлениям. Главными направлениями деятельности ЦТПО МГТУ имени Н.Э.Баумана являются прототипирование и 3D-моделирование технических объектов, роботоконструирование, разработка электронных устройств и информационно-измерительных комплексов. Центр оснащен современным оборудованием, силами преподавателей МГТУ им. Н.Э.Баумана разработаны циклы занятий по современным направлениям техники и технологий. С 2013 по 2016 г. на базе ЦТПО было проведено более 30 открытых занятий для учащихся 8-10-х классов. ЦТПО обеспечивает открытый доступ для обучающихся, педагогов и специалистов образовательных организаций города Москвы и имеет возможность охватить своей работой свыше 2000 школьников и 200 учителей и технических специалистов. За 26 лет работы лицея здесь сформировалась комфортная образовательная среда. Ее эффективность во многом обусловлена высокопрофессиональным педагогическим коллективом. Среди преподавателей 4 доктора наук, 32 кандидата наук, 2 соискателя; 10 учителей имеют научное звание доцент, профессор, старший научный сотрудник, что обеспечивает высокий научный уровень преподавания. В 2016 году учитель химии С.С.Кубышев стал лауреатом Московского городского профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания «Педагог года Москвы»-2016 в номинации «Учитель года». В лицее разработано собственное учебно-методическое обеспечение, отражающее специфику преподавания профильных дисциплин; осуществляется трансляция передового опыта работы. Учителя лицея востребованы на самых различных уровнях педагогической деятельности: являются экспертами ОГЭ и ЕГЭ, работают в жюри предметных олимпиад и других интеллектуальных соревнований, являются авторами научных статей, а также методических и учебных пособий, получивших широкое распространение в школах не только Москвы, но и других городов.Сегодня лицей №1580 занимает одно из ведущих мест в образовательном пространстве Москвы. Это образовательное учреждение по праву гордится своими достижениями: грант мэра Москвы в сфере образования по итогам учебного года (диплом I степени – 2012, 2013, 2014, 2015, 2016 гг.), лицей №1580 входит в пятерку лучших школ Москвы (5-е место по итогам 2015-2016 учебного года).Лицей №1580 дважды (2015, 2016 гг.) возглавил рейтинг «200 лучших школ России», цель которого определить, какие школы готовят наибольшее количество студентов для лучших вузов России – университетов из Топ-20, по данным рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА).В этом образовательном учреждении созданы все условия для выявления и развития подростков, одаренных в сфере технических наук и ориентированных на поступление в технические вузы города Москвы, в первую очередь в МГТУ имени Н.Э.Баумана.Для ребят, желающих стать грамотными специалистами, востребованными и успешными в высокотехнологичном и конкурентном мире, лицей №1580 – уникальный шанс сделать первый шаг к своей мечте.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте