search
main
0

Первый шаг к освоению новых стандартов. Семинар по начальной школе

​Подводя итоги уходящего года, уже сейчас можно сказать, что следующий 2011 год для российской системы образования во многом будет переломным. Прежде всего это связано с переходом всех школ России на новые образовательные стандарты. Причем существенные перемены в первую очередь ждут начальную школу. В новых стандартах для 1-4 классов особое внимание уделяется внеурочной деятельности, созданию материально-технических условий, изменятся и сами подходы к организации учебного процесса. И, конечно же, существенные коррективы будут внесены в учебники, по которым работает начальная школа. Издательство «Дрофа» уже закончило переработку учебников для начальной школы в соответствии с требованиями нового стандарта. И для того чтобы своевременно ознакомить с ними региональных методистов ИПК и учителей начальной школы, на базе Академии повышения квалификации и переподготовки профессиональных кадров специально был организован Всероссийский методический семинар. Его главная тема – «Реализация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения в учебно-методических комплексах издательства «Дрофа».

«Такие встречи мы проводим регулярно, – отметила начальник учебно-методического отдела издательства «Дрофа» Юлия Бадонышева. – У нас побывали методисты практически всех региональных институтов повышения квалификации. Особенность нынешнего семинара в том, что на нем выступят авторы всех наших линий для начальной школы, расскажут о тех изменениях, которые внесены в учебники, о новых методических подходах. Сейчас работа в издательстве идет в особо ускоренном режиме. Ведь учебники уже все готовы, теперь мы торопимся сделать методические пособия для педагогов, которые значительно облегчат их труд, – сообщила Юлия Генриховна. – Сегодня экспериментальные площадки, где апробируются УМК «Дрофы», созданы в более чем 30 регионах России. Само понятие «экспериментальные» несколько условно, так как все учебники, которые мы предлагаем, уже имеют гриф Минобрнауки РФ и включены в Федеральный перечень.О том, что такие семинары вызывают большой интерес, говорит и количество участников – на семинар приехало более 50 человек (методистов региональных институтов повышения квалификации и педагогов начальной школы). Это представители свыше 40 регионов России, в том числе и таких отдаленных субъектов Российской Федерации, как Амурская область, Приморский край, Сахалин…»«Главная особенность наших комплексов в сочетании современных подходов к решению методических проблем и проверенных практикой принципов дидактики, – говорит заведующая редакцией начальной школы издательства «Дрофа» Станислава Владимировна Степанова. – Именно это помогает школьникам успешно овладевать программой. Об этом свидетельствуют многочисленные отзывы учителей, которые хотят работать по нашим учебникам».Примечательно, что педагоги, использующие предметные линии УМК, отмечают устойчивую мотивацию младших школьников к обучению, овладение приемами сравнения, анализа, обобщения, у них быстрее формируются универсальные учебные действия как основа умения учиться и готовность к саморазвитию.Учебники известных авторов Т.Г.Рамзаевой, Э.И.Александровой, В.В.Алеева, В.С.Кузина, О.В.Джежелей и других уже хорошо зарекомендовали себя в начальной школе не только в нашей стране, но и за рубежом, особенно в странах СНГ.Хотелось бы особо отметить и то, что издательство «Дрофа» также ведет активную работу со студентами педвузов – будущими учителями, рассказывая им о тех изменениях, которые произошли в учебно-методических комплексах. К примеру, в МПГУ проходят встречи с авторами УМК, методические беседы, открытые уроки, презентации учебников.Учебно-методический комплекс для начальной школы переработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, дополнен новыми учебниками (по иностранному языку, окружающему миру, физкультуре). На семинаре отмечалось и то, что учебники по разным предметам подверглись переработке в различной степени. Так, в учебнике по математике Э.И.Александровой добавились новые темы, касающиеся требований к результатам обучения. Появилось больше заданий, связанных с самостоятельной работой и необходимостью анализировать материал.В состав УМК входят программы, методические пособия, рабочие тетради. Учебные линии по основным предметам обеспечены дидактическими материалами, тестами и комплектами наглядных пособий. Все компоненты УМК интегрированы в единую методическую систему, имеют современный макет, объемный методический аппарат, профессионально выполненные иллюстрации. К примеру, в предметной линии по русскому языку (автор Т.Г.Рамзаева) и литературному чтению (автор О.В.Джежелей) родной язык рассматривается не только как объект изучения, но и как средство обучения детей другим дисциплинам, что способствует формированию метапредметных умений. Тексты и упражнения в учебниках расширяют знания о родной стране, ее природе, способствуют воспитанию патриотизма, освоению норм и правил поведения, традиционных нравственных ценностей, а значит, формированию необходимых личностных качеств, а это и есть важнейший результат образования. В ходе изучения курса математики (автор Э.И.Александрова) ученики включаются в активную самостоятельную и групповую деятельность, важнейшим результатом которой является развитие гибкости, критичности и вариативности их мышления. Методический аппарат предметной линии направлен на развитие логических умений: понимания учебной задачи, самостоятельного планирования своих действий по ее решению, выбора для этого оптимальных способов.Методика, положенная в основу предметных линий по иностранному языку, призвана сформировать у младших школьников элементарную иноязычную коммуникативную компетенцию. Принцип диалога культур, реализованный в курсе английского языка (авторы В.В.Бужинский, С.В.Павлова, Р.А.Старикова), позволяет ребенку плавно войти в иноязычное коммуникативное пространство……Семинар проходил в течение пяти дней, так что у региональных методистов была возможность встретиться практически со всеми авторами учебников «Дрофы». Особенный эмоциональный отклик у педагогов вызвало выступление кандидата искусствоведения, доцента кафедры теории музыки историко-теоретико-композиторского факультета Российской академии музыки им. Гнесиных автора УМК «Музыка. 1-9 классы» Виталия Владимировича Алеева.Автор убежден, что прежде всего на уроках музыки необходимо учить детей пониманию музыки как искусства. Прошло время, когда вся страна пела на уроках хором. Недопустимо, по мнению В.Алеева, чтобы все отведенные предмету часы превращались в простое обслуживание школьных праздников. Музыка должна стать полноценным предметом в школе, который развивает духовную и творческую деятельность ребенка, о которой мы сегодня так много говорим. На семинаре были продемонстрированы не только сами учебники, но и музыкальные фонохрестоматии к ним – т. е. те самые современные средства обучения, которых требует сегодня современная школа.Перед методистами также выступили авторы учебно-методического комплекса «Литературное чтение. 1-4 классы» Ольга Валентиновна Джежелей, УМК «Окружающий мир. 1-4 классы» Елена Витальевна Саплина, УМК по математике Эльвира Ивановна Александрова, а также автор УМК «Технология. 1-4 классы» Надежда Александровна Малышева и другие, чьи учебные линии уже хорошо зарекомендовали себя в школах.Важно подчеркнуть, что при всех изменениях и нововведениях всегда одной из центральных фигур в реализации любых инноваций в образовании и воспитании, в том числе и внедрении новых образовательных стандартов, – был и остается учитель. Поэтому очень нужны подобные семинары, отмечали участники встречи, это возможность быть в курсе новостей, чувствовать свою причастность ко всему педагогическому сообществу, непосредственно общаться с создателями учебной литературы, получать ценную информацию, советы и рекомендации, обмениваться профессиональным и жизненным опытом.МненияИрина Ивановна Бондарева, психолог, доцент  Нижегородского института повышения квалификации:- С издательством «Дрофа» сотрудничаем уже три года. Все это время мы чувствовали  и чувствуем огромную помощь со стороны издательства и в содержательном, и в эмоциональном плане. Разумеется, поначалу были трудности, особенно с УМК по математике, учителям не так-то просто было перестроиться.  Но после того как к нам приехала сама автор –  Эльвира Ивановна Александрова, пообщалась с нашими учителями, дала открытые уроки, ситуация изменилась. Проблемы ушли, учителя почувствовали уверенность  и, главное, смогли оценить все преимущества новых учебников. А раз почувствовали учителя, значит, уже и дети, и их родители  без волнений перешли на работу по новым учебникам. Если говорить о главных достоинствах УМК «Дрофы» – это возможность формирования универсальных учебных действий у учеников, что очень важно. К примеру, обучаясь по учебникам Э.Александровой, дети уже в первом классе учатся  планировать и прогнозировать свои действия.Ольга Федоровна Ремер, Псковский институт повышения квалификации:- По учебникам «Дрофы» мы работаем уже давно, но полный комплект используем лишь третий год. В области открыты восемь экспериментальных площадок по апробации учебников, причем среди них есть и городские, и сельские, и малокомплектные школы. Мы решили проводить апробацию в разных условиях, чтобы получить как можно более объективные результаты. Учителей прежде всего привлекает то, что комплекс объединен одними идеями, а система вопросов и заданий учебников полностью соответствует им. Очень помогают методические пособия для учителей к учебникам «Дрофы». Кроме того, учебники «Дрофы» отличаются хорошим иллюстративным материалом, грамотным изложением и оформлением заданий. С этими учебниками легко работать и педагогам, и детям. Мы очень благодарны авторам УМК по начальной школе, практически все  они приезжали к нам в область, выступали перед учителями, давали открытые уроки. Наши учителя могли им задать любые вопросы. Именно такое общение помогло быстро освоить приемы работы по новым учебникам.Галина Анатольевна Стаселович, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования Калининградского института развития образования:- Мы работаем по учебникам «Дрофы» третий год, начинали с двух классов. Сейчас уже 22 класса в области используют УМК «Дрофы». Наших учителей привлекает хорошее методическое обеспечение комплексов – это и программы, и дидактические материалы, рабочие тетради и др. Важен для нас и постоянный контакт с издательством  «Дрофа» – всегда можно получить квалифицированную профессиональную консультацию, узнать о новинках, решить вопросы, касающиеся использования и приобретения УМК. Сегодня, когда в образовании идет такая активная модернизация, контакт с издателями и авторами учебников –  учителями и методистами – это серьезная поддержка и помощь.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте