Университет позади. Конспекты, лекции, экзамены и семинары в прошлом. Чуточку жаль, что самая романтичная пора в жизни закончилась. Начинается по-настоящему взрослая жизнь. Разумеется, накануне Первого сентября охватывает волнение: как встретят будущие коллеги, как примут ученики? И, конечно же, каким будет первый урок в учительской жизни? Трудный выбор – куда идти работать после вуза – уже сделан. Не для всех он был простым. Кто-то колебался: а нужно ли посвящать свою жизнь педагогике? Выдержат ли нервы, хватит ли здоровья, а главное – не постигнет ли разочарование? Зачем вы идете в школу, почему решили связать свою жизнь с учительской профессией? Об этом расскажут сегодня выпускники различных педвузов страны.
Александра ТЕРЕХОВА, учитель немецкого языка школы №156 имени Б.И.Рябцева, выпускница факультета гуманитарных наук Мининского университета, Нижний Новгород:Буду стараться
Я решила попробовать себя на учительском поприще, вдруг получится? На практике я была в языковой гимназии, мне понравилось. Мой основной язык – английский, второй – немецкий. В гимназии дети меня слушали, с дисциплиной проблем не было, и сама я чувствовала себя в своей тарелке. Надеюсь, так же будет и впредь. Конечно, я несколько переживаю в преддверии 1 сентября: смогу ли объяснить малышам премудрости совершенно нового для них языка? Такого опыта – преподавание с нуля – у меня еще не было. На практике у меня были 6‑ и 7‑классники, а сейчас мне дают начальную школу. Специфика несколько иная, но я буду стараться. Если все будет хорошо, то с радостью буду работать и совершенствоваться в профессии, если нет, то придется искать себе другое место. Я пока не хочу об этом думать. В моих планах сделать все, чтобы я и школа подошли друг другу, понравились. Я готова к тому, что первый год (а возможно, и больше) мне придется очень много работать, преодолевать, терпеть и получать за свой труд совсем небольшие деньги, нас всех к этому готовили в университете. Кстати, и с трудоустройством помогла одна из преподавателей. Узнав от коллег о вакансии, направила меня в школу №156, дала мне рекомендацию. Вообще многие мои однокурсницы именно так нашли работу – через преподавателей кафедры иностранных языков.
Анатолий РОЛДУГИН, студент 1‑го курса магистратуры Воронежского государственного педагогического университета, учитель истории и обществознания, вожатый школы №75, Воронеж:Любовь дает нам силы
Я год работаю в этой школе на ставке старшего вожатого. Начал, когда учился на 5‑м курсе педагогического университета, теперь его окончил и поступил на заочное отделение магистратуры. Сейчас, перед началом нового учебного года, мне предлагали остаться в этой школе на этой же ставке, а в дополнение пообещали классное руководство и несколько часов истории в пятых классах. Но буквально на днях позвонили из Гимназии имени Андрея Платонова, где я проходил педагогическую практику, и пригласили туда работать учителем истории на полную ставку – 18 часов. Мне этот вариант очень понравился.Вообще педпрактика у нас была в конце 4‑го и в начале 5‑го курса. А до этого я, пока учился в университете, работал летом в детском оздоровительном лагере и на археологической практике. После первого своего пребывания в школе в роли учителя я понял, что у меня получается, а раз получается, значит, надо работать над собой. Так вышло, что, когда я был вожатым в Анапе в детском лагере, я познакомился с педагогом-организатором 75‑й школы, и она пригласила меня попробовать поработать вожатым в этой школе. Я пришел на собеседование, познакомился с директором, и он принял меня на работу. За этот год специфику школы я понял, по крайней мере, этой школы, и уходить мне очень жаль, потому что здесь придется оставить очень много всего хорошего. Мне здесь комфортно, мы подружились с детьми, я готов проводить с ними даже свое свободное время. Например, в день моего рождения в декабре мы оформляли стену в холле, захотели в рисунке рассказать о нашей детской общественной организации «Монолит». Весь день рисовали, а вечером я вернулся домой и сказал себе, что мой день рождения прошел здорово!Мне жаль, что со всем этим придется расстаться, но дело в том, что я хочу работать именно учителем и совершенствоваться в этой профессии. Поэтому, когда из Гимназии Платонова позвонили и предложили ставку учителя истории – вся параллель пятых и три восьмых, я согласился. Еще спросили: «Класс возьмете?» Я согласился, тем более что пятый предложили. Мне очень хочется вести свой класс именно с пятого, смотреть, как они взрослеют, это здорово и интересно! Какую пообещали зарплату? Пока не знаю, я не разговаривал об этом. Но я предполагаю, что зарплата на первых порах будет небольшая. Я готов к этому. Хотя материальная сторона моей жизни довольно напряженная – я снимаю квартиру в Воронеже. При зарплате вожатого в 11 тысяч рублей я подрабатывал репетиторством и получал еще стипендию от вуза три тысячи рублей, это повышенная. И конечно, помогают родители. В магистратуре сейчас у меня стипендии не будет, я поступил на заочное. Но я надеюсь и на свою зарплату, и на дополнительные занятия, и на помощь родителей. Возможно, получится взять квартиру в ипотеку, но это в планах.Как я пришел в учительскую профессию? Когда еще учился в школе, выбирал между профессиями врача и учителя. А в десятом-одиннадцатом у нас поменялся учитель истории, пришел замечательный педагог! Я сам из города Эртиль Воронежской области, учился в Соколовской школе: директор Вадим Вячеславович Сергеев, а его жена Светлана Анатольевна как раз и была тем самым замечательным учителем истории. Она увлекла нас своим предметом, и в итоге я начал основательно учить историю с обществознанием, неплохо сдал экзамены и прошел на бюджет в педагогический. Сегодня, имея профессию учителя, всегда можно найти себе работу и даже дополнительный заработок. Я имею в виду репетиторство, можно оформить лицензию, и работай, пожалуйста.Но самое главное, за что я ценю свою профессию, так это за возможность общения с детьми. Дети – замечательные создания, которые отдают нам свою любовь. И ты видишь эту любовь, чувствуешь ее. Да, не все могут дать и не всегда, но все равно она от них исходит! Когда преподаватель работает со студентами, он такого отношения, думаю, не увидит. То же самое, если ты работаешь в сфере услуг. Тебе скажут «спасибо», это приятно – и все. А дети, они даже могут ничего не говорить, но у них все по глазам видно и по тому, как они к тебе подходят и что-то у тебя постоянно спрашивают. А бывает, бегут к тебе со всех ног: «Анатолий Викторович, дайте мы вас обнимем!» Думаешь: «Ну вот, началось!..» А на самом деле такие моменты и дают нам, учителям, силы, для того чтобы дальше работать. Да, мы можем поругаться, потом помиримся, и это иногда повторяется. Но я всегда понимаю, что нужен этим ребятам и им со мной нравится. Мне с ними тоже. Поэтому надо продолжать дальше!
Евгения ИЛЬИНА, учитель английского языка лицея №369 Красносельского района, Санкт-Петербург:Смогу рассчитывать на поддержку и помощьДля меня ответ на вопрос, почему хочу работать с детьми в школе, очень прост: потому что хочу. Наличие желания что-либо делать открывает широкие просторы, и эта простая жизненная формула применима к работе в школе. Ведь школа – это модель жизни. Здесь мы, учителя и дети, учимся, дружим, делаем выбор, берем на себя ответственность, раскрываемся, ошибаемся и так далее. Я и правда испытываю радость от присутствия в детских коллективах, мне нравится осознавать, что я делаю что-то нужное, что моя работа полезна. К тому же, проводя время в школе, понимаешь, что дети (это слово для меня все еще странное, какие же они дети!) другие, но хочется узнать, чем они живут, чем интересуются, как смотрят на мир, что хотят от него и что готовы в него привнести. Учитель обладает уникальной возможностью – быть одновременно и наблюдателем, и участником процесса; быть одновременно рядом со своими учениками и немного в стороне, давая им пространство и время для развития.Мне очень повезло со школой. Я очень люблю это место, а точнее, моих учителей и одноклассников. На своем опыте знаю, как хорошо бывает в школе, когда все маленькие детальки складываются в одну большую, полноценную, тобою бережно хранимую – школьную жизнь. Надеюсь, что в профессиональной деятельности у меня получится стать значимой частью этого сложного процесса и делать что-то важное и ценное, как когда-то это было сделано для меня. Также я точно знаю, что всегда могу рассчитывать на поддержку и помощь моих учителей, поскольку возвращаюсь на работу в ту же школу, где училась. Понимаю, что просто не будет, но оно того стоит.
Глеб ГОРОДСКОЙ, учитель физической культуры лицея №214 Центрального района, Санкт-Петербург:Работа дает свободу самореализацииПочему я выбрал профессию педагога? В детстве родители отдали меня в секцию плавания, и с этого момента началась моя большая любовь к спорту. В лицее №214, где я учился, мне повезло с тренерами, в будущем ставшими моими наставниками. Их работа с детьми показалась мне очень интересной и увлекательной. С их помощью любовь к спорту укрепилась и даже возросла, они научили работе в команде и, если можно так выразиться, сформировали во мне те нравственные основы, на которые теперь опираюсь. Мне захотелось иметь возможность помогать ребенку учиться с ранних лет заботиться о своем здоровье.В вузе я начал работать педагогом дополнительного образования в туристском отделе. Наш турклуб собирал детские группы и вывозил в походы по всей России. Мы учили детей выживать в полевых условиях, понимать природу, быть в активной позиции не только в походах, но и по жизни. К сожалению, на тот момент финансовые проблемы не позволили мне остаться в педагогике. Я ушел работать в банковскую сферу. Но время шло, а профессия учителя никак не выходила из головы, а главное – из сердца. Этим летом я принял твердое решение вернуться в профессию, которая приносила мне радость и возможность заботиться о здоровье подрастающего поколения. Работа учителем дает мне свободу самореализации, она никогда не бывает скучной.
Раиса УЛАМАСОВА, выпускница филологического факультета Елабужского института КФУ, учитель русского языка и литературы лицея с. Черемшан Черемшанского района, Республика Татарстан:Самое ценное – признание, уважение и любовь учениковПочему я выбрала именно школу? Скорее всего, потому что я изначально поступала на свой факультет с мыслью о том, что пойду работать в школу. В процессе учебы благодаря педагогической практике, увлекательным занятиям это желание сохранилось. Поэтому хотелось бы попробовать себя именно в этой сфере. Так получилось, что, когда я еще была студенткой 5‑го курса, меня пригласили поработать в лицее в своем районе до конца учебного года с дальнейшим трудоустройством после окончания вуза. Я согласилась. Поэтому вопроса, куда идти работать после окончания института, у меня не возникало. Уже скоро 1 сентября, конечно же, для меня это очень волнительно, ведь в такой роли, роли учителя, я впервые. Несомненно, первый год работы будет сложным, однако очень интересным и уж точно не однообразным, так как работа с детьми – это всегда что-то новое и увлекательное.Конечно, зарплата – это важный момент, но все же, я думаю, в работе учителя самое ценное – это признание, уважение и любовь учеников!
Анастасия САУШКИНА, выпускница филфака Елабужского института КФУ, учитель русского языка и литературы Старокувакской средней школы, Республика Татарстан:Маленькая зарплата не пугаетУ меня была замечательная учительница русского языка и литературы (она и сейчас работает в школе), которая прекрасно владела информацией не только из своей области, но и из других (история, методика, педагогика, география, астрономия, математика и т. д.). О ней можно сказать, что она профессионал своего дела. Именно она привила мне любовь к русскому языку и литературе, поэтому я решила стать филологом. А почему педагогика? Потому что я всегда любила детей, любила с ними играть, заниматься. Поэтому школа кажется мне идеальной платформой для реализации всех моих замыслов и желаний.В преддверии учебного года чувства мои двоякие. С одной стороны, мне страшно и боязно, что я не справлюсь на «отлично» со своими обязанностями и не оправдаю возложенных на меня надежд. С другой стороны, мне хочется приступить к работе как можно быстрее. Хочется уже работать с детьми, проводить интересные уроки с использованием различных технологий, классные часы, творческие конкурсы и все, на что хватит фантазии.Чего жду от первого года работы? Мне хочется научиться владеть собой. Если смогу перебороть волнение перед аудиторией, стану увереннее в себе. Очень хочется найти общий язык со школьниками и педагогами, влиться в ритм школьной жизни (именно влиться, а не испугаться сложностей и струсить). Но главное – в этом году я решу для себя, смогу ли стать хорошим учителем, моя ли это профессия.Знаю, что получать буду мало, но это меня не пугает. Изначально заработная плата всегда маленькая, но впоследствии будут учитываться заслуги учителя, успеваемость учащихся, что будет влиять на зарплату.
Наталья ЩЕЛМАНОВА, выпускница факультета гуманитарных наук Мининского университета, учитель русского языка и литературы школы №18, Нижний Новгород:Жду первое сентября, как первоклашкаПочему именно школа? Среди множества профессий есть немало более спокойных и более оплачиваемых. Тех, которые не требуют полной самоотдачи: отработал и отдыхай, обо всем забыв. Учительская профессия одна из самых сложных и энергозатратных. Но мне хочется вдохновлять детей, как это делали и продолжают делать преподаватели, которые учили меня. Потому что школа воспитывает подрастающее поколение, и хочется быть частью этого процесса.Вакансию мне предложили в университете. Побеседовав с директором, я согласилась.Для меня 1 сентября такой же волнительный, но долгожданный день, как для первоклассников, наверное.
Мария КРЮКОВА, учитель начальных классов школы №5 г. Луги, Ленинградская область:Урок не должен быть пустымКогда речь заходит об учителе, то на память всегда приходят слова Евгения Евтушенко: «Учитель – это тоже писатель, который пишет не книги, а живых людей». Я с самого детства хотела стать учителем, в свободное время рассаживала свои игрушки и начинала объяснять им тему, давать задания. Конечно, я это делала, в точности копируя свою первую учительницу. Она вложила в нас много знаний, но, главное, оставила в нас частичку своего тепла и заботы. Перейдя в среднюю школу, мы встречались уже не с одним учителем, а с несколькими. Это были разные люди, кто-то – суровый и серьезный, кто-то – добрый, но каждый из них тоже поделился с нами частью своей души, и за это я им безмерно благодарна!После школы я поступила на экономический факультет, но уже через год решила, что хочу осуществить свою мечту, и перешла на педагогический факультет. И вот наступило время, когда выпускные экзамены прошли, диплом получен, и я возвращаюсь в свою родную школу уже в звании «учитель начальных классов».Почему я иду в школу? Да потому что люблю детей, у меня есть желание открывать для них мир знаний, развивать в них любознательность, воспитывать в них добрых и отзывчивых людей, любящих свою страну. Хочу передать им свои знания, умения и навыки.А еще учитель – это творческая профессия, которая позволяет реализовать свои идеи с помощью творческого подхода. Учитель, он как скульптор – из маленького бесформенного кусочка глины делает шедевр. Но наряду с этим нужно всегда помнить, что в руках учителя судьба человека, на которую прямо или косвенно он обязательно влияет. Это огромная ответственность. Поэтому урок никогда не должен быть пустым, незапоминающимся, не трогающим сердце или ум. Мне бы хотелось, чтобы и мои ученики когда-нибудь сказали о том, что я вложила в них не только знания, но и частичку души.
Гузель ГАЛИУЛЛИНА, выпускница физико-математического факультета Елабужского института Казанского федерального университета (окончила с красным дипломом), обладатель стипендии имени Лобачевского 2017 года:Хочу узнать профессию изнутриНаверное, многие удивятся моему выбору, но решила по окончании вуза поработать в школе. Как долго, будет зависеть от многих факторов. Пока загадывать трудно. Конечно, путей у любого человека много, и я думаю, что в течение жизни еще буду себя искать в разных направлениях. Но, посвятив 5 лет изучению учительской профессии, просто невозможно не попробовать, не узнать, как это изнутри. Так что в ближайших планах осуществить на практике все то, чему научилась за годы обучения. Буду преподавать математику в пятых классах и физику в седьмом.Не скрою, что мне, отличнице, предлагали работу во многих школах, и сама я искала, разумеется, среди лучших школ. В итоге меня пригласили в среднюю школу №21 Набережных Челнов, она входит в Топ-10 нашего города, там прекрасный коллектив профессионалов и очень передовое руководство. Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность директору школы Михаилу Григорьевичу Вардакову и его заместителю Лилии Аглямовне Гайнутдиновой за доверие, оказанное мне, а моим вузовским преподавателям – Айгуль Рифовне Ганеевой, Татьяне Иванове Анисимовой, Файрузе Мусовне Сабировой и преподавателям трех кафедр – физики, математики и прикладной информатики – за крепкие знания, доброту и отзывчивость. Во многом именно их пример определил мой выбор.
Комментарии