Прием ребятишек в первые классы официально начался еще в апреле. Но вот уже май на исходе, а далеко не все родители будущих первоклашек знают, где станет учиться их чадо. Хорошо бы если перед летним отдыхом и поездкой в теплые края папы и мамы все-таки выбрали школу для малыша. Ведь вопросов и проблем, связанных с приемом в первый класс, очень много. Как решаются некоторые из них – об этом наш разговор с представителями управлений образования Белгородской области и города Воронежа.
Первачков стало больше
Людмила СОЛОВЬЕВА, начальник отдела развития общего образования управления образования и науки Белгородской области:
– На сегодняшний день набор в первый класс идет в штатном режиме. Всего в Белгородской области предполагается принять в первые классы чуть более 12 тысяч детей. Из них три-четыре процента будут обучаться на базе учреждений дошкольного образования, остальные в общеобразовательных школах. Если сравнивать с прошлым годом, количество первачков у нас немножко увеличивается. В 2006 году было 11200 ребят, а в этом почти на 1000 больше. Наши первоклассники имеют право поступить в любое общеобразовательное учреждение, если в нем, как сказано в Законе «Об образовании», есть свободные места. У нас приняты постановления глав местных самоуправлений о закреплении за школами микрорайонов. Исключением являются учреждения, реализующие программы повышенного образования: это школы со статусом углубленного изучения отдельных предметов, лицеи и гимназии. Для всех остальных существует микрорайон. Тем не менее каждый ребенок может претендовать на обучение в той школе, где он пожелает, конечно, при условии наличия свободных мест.
– Могут ли отказать ребенку, желающему поступить в гимназию или лицей, если он живет по соседству?
– Нет. Если ребенок не имеет противопоказаний к освоению общеобразовательных программ, то есть не подлежит обучению в коррекционных образовательных учреждениях, то ему не имеют права отказывать в приеме в это учреждение – гимназию или лицей.
– Если ребенок прописан не в Белгородской области, его возьмут на учебу?
– Возьмут. И при этом будет обязательно изучена ситуация, в которой находится ребенок: где живет его семья, кто занимается воспитанием и так далее. У нас есть дети без прописки и гражданства, так же как и в любой области России. Мы принимаем всех детей и боремся за то, чтобы всех охватить образованием. А трудные ситуации решаются в частном порядке, например, мы следим за тем, когда ребенком будет получено гражданство. Но при этом всех детей обязательно учим.
– Существуют ли вступительные испытания для будущих первоклассников?
– В нашем регионе это не практикуется: ни экзамены, ни тестирование. Прием в первые классы осуществляется при наличии традиционных документов. А работа психолога с первачками начинается во время первой четверти. Если в гимназии уже в начальной школе есть дифференциация на математический и гуманитарный классы, то психолог, проработав с детьми первую четверть, дает рекомендации родителям, в каком классе лучше обучаться их ребенку.
Главное – комфорт и спокойствие
Павел БОНДАРЕВ, начальник управления образования городского округа город Воронеж:
– В городе Воронеже в первые классы в этом году должны пойти семь с половиной тысяч детей. Прием регулируется законодательными нормами. Это статья 16 Закона «Об образовании» и Типовое положение об общеобразовательном учреждении. В соответствии с существующими правовыми нормами управление образования администрации городского округа город Воронеж вышло с законодательной инициативой о принятии нормативного правового акта, регулирующего порядок приема в образовательные учреждения Воронежа. И с января 2007 года прием, перевод и отчисление учащихся из муниципальных образовательных учреждений осуществляются на основе положения, утвержденного главой администрации Воронежа (постановление главы городского округа город Воронеж от 15.01.2007 за
№ 5).
В нем прописаны все основные моменты. Первое – распределение детей по месту жительства или по микрорайону. И тут надо сказать, что у нас есть несколько учреждений нового типа, например, гимназия имени Басова, гимназия имени Кольцова, лицей № 1, которые традиционно пользуются у воронежцев повышенным спросом. Желающих поступить туда очень много, конкурс может достигать и три, и пять человек на место. Как быть в этом случае, когда по закону у нас каждый ребенок и родитель имеют право на выбор образовательного учреждения? Вся сложность в том, что законом не предусмотрено проведение тестов или написание каких-то работ, которые потом могли бы являться документом, определяющим возможность поступления детей в эти школы. Но, как и в других городах Российской Федерации, в подобных учебных заведениях фактически имеет место конкурсный отбор. Это проблема не только Воронежа, но и других городов Российской Федерации, поскольку особо востребованные общеобразовательные учреждения есть везде, и практически везде они не могут принять всех желающих.
Кроме того, сегодня большинство родителей стараются, чтобы ребенок, идя в школу, уже умел читать и писать. Обеспеченные семьи нанимают ребенку-дошкольнику репетитора. В Воронеже существуют десятки организаций, которые имеют лицензии на подготовку детей к поступлению в школу. В детских садах увеличивается время на обучающие занятия с детьми. Одновременно с этим обостряется проблема так называемых домашних детей. Они в отличие от детсадовских далеки от коллективных форм работы. Ведь в детском саду ребят приучают к тому, что они должны заниматься и жить в коллективе. Есть определенные уроки трудового обучения, дети лепят, рисуют, коллективно распределяют игрушки и так далее. Домашний ребенок этого лишен, и к шести с половиной годам у него формируется иное представление, чувства коллективизма нет. Уровень подготовленности у домашнего ребенка может быть как и очень высоким, потому что нанимали репетитора, так и очень низким, потому что одна бабушка с ним занималась. И все эти нюансы ответственностью ложатся на школу и учителей.
Как определить администрации школы, в какой класс посадить этого ребенка? Ведь у нас уже и начальная школа разделена на различные методики преподавания. Например, методика Занкова развивает математические способности и логическое мышление, а вальдорфская педагогика избегает оценок в начальной школе. Как образовательному учреждению набрать подходящий для каждого класса контингент и при этом не войти в противоречия с законодательством?
В этом плане главное – это работа с родителями. Если родители претендуют на прием ребенка в первые классы повышенного уровня, то они добровольно пишут заявление на проведение с ребенком психолого-педагогических тестирований. То есть по заявлению родителей создается комиссия, которая оценивает ребенка и выдает результат самому родителю. Но эти данные не должны являться основанием для приема или неприема в школу. Другими словами, принять ребенка должны, но в какой класс он будет распределен, зависит от уровня его подготовки. Задача школы – чтобы ребенок с самого первого класса комфортно вошел в обучение.
Новые направления в системе образования – предпрофильная и профильная подготовка – ставят перед родителями вопросы выбора. Надо понимать, что если ребенок хочет получить максимум знаний гуманитарного направления, то он должен идти в гимназию, если математического – в лицей. Из 126 школ города 26 – инновационные. Понятно, что они не смогут принять всех ребят, которые пожелают в них учиться. Поэтому основная цель управления образования – обеспечить всех желающих обучением, и второе – определиться, в каких районах какие виды образовательных учреждений будут востребованы.
– Павел Иванович, давайте проанализируем вот такую ситуацию. Мама приводит ребенка в инновационную школу, а ей говорят: платите 10 тысяч, и мы вас принимаем. Что делать?
– Директору надо помнить, что в первую очередь школа – это государственное учреждение. Если бы оно государственным не являлось, то, естественно, его хозяин мог бы так говорить. Но так как оно остается государственным и политика строится на основе бесплатного обучения, то такое требование денег – это нарушение, подпадающее под Уголовный кодекс. Это просто нажим и вымогательство.
С другой стороны, любое образовательное учреждение всегда будет нуждаться в финансах и искать спонсора. Может и родитель прийти и сказать: возьмите моего сына, и наша фирма окажет школе спонсорскую помощь. Однако при этом обязательно должна быть суперпрозрачность любых финансовых поступлений. Деньги должны проходить через банк, а не передаваться в конверте! При этом родителю стоит помнить, что не всегда устройство в престижный класс пойдет ребенку на пользу.
Внимание! Впервые в «УГ»!
Дорогие читатели, уважаемые мамы и папы! Мы предлагаем вам объединиться в нашем «Родительском клубе». Сразу скажем, все участники наших конкурсов автоматически становятся членами клуба, а победители конкурса родительских советов и фотоконкурса «Мы и наши дети» получат бесплатную подписку на «УГ» на первое полугодие 2008 года.
Сегодня мы в нашем родительском клубе обсуждали две темы: «Семейное проектирование» и «Прием в первый класс». Ждем ваших откликов по поводу опубликованных материалов и предлагаем поучаствовать в заочном заседании нашего клуба, которое пройдет на полосах «Родительской газеты» в июне и будет посвящено летнему отдыху детей. Главная тема для обсуждения – «Летний оздоровительный лагерь: за и против». Вы также можете рассказать, как и где отдыхают ваши дети – рядом с домом или в теплых краях, проблема ли для вас вывезти ребенка к морю?
Комментарий
Андрей ФУРСЕНКО, министр образования и науки РФ:
– Администрация школы может отказать гражданам, в том числе и не проживающим на данной территории, в приеме их детей в первый класс только по причине отсутствия свободных мест в учреждении (п.46 Типового положения об общеобразовательном учреждении). В этом случае орган местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования предоставляет родителям (или законным представителям) информацию о наличии свободных мест в общеобразовательных учреждениях в данном районе, микрорайоне и обеспечивает прием детей в первый класс.
При нарушениях законодательства, связанных с приемом детей в школу, в случаях отсутствия принятия соответствующих мер по устранению этих нарушений со стороны органов управления образованием необходимо обращаться в правоохранительные органы.
(По материалам сайта Минобрнауки РФ)
Комментарии