Давать советы – дело неблагодарное… Но меня попросили сделать маленький текст для молодых учителей, которые через неделю первый раз войдут в класс. Попросили, учитывая мой стаж и отсутствие признаков выгорания. Попросил человек, которого уважаю и ценю. И я написала текст, глубоко нырнув в свое подсознание. Что же я считаю самым важным после тридцати лет работы? На какие принципы опираюсь? Любопытно? Тогда читаем дальше.
Когда я шла работать в школу (что совсем не планировалось мной ранее), то волновала мысль о дисциплине в классе. Ну на шесть лет я их старше… они ж меня слушаться не будут!
Увлечь предметом всех – это утопия, что я понимала изначально (и что проверено всеми годами работы). Тогда как? Силовые методы не по мне, учитывая мой характер. И ответом стал совет моей родной тети, маминой сестры, которая на тот момент отработала в школе уже тридцать лет. Юлия Леонидовна Суржина, учитель физики, сказала мне: «Доброе отношение к каждому ребенку снимает все проблемы с дисциплиной. Дети чувствуют это. Наигранность не пройдет. И как бы ни оступился ребенок, осуждай поступок, но личность поддерживай».
Я живу с этим принципом уже более тридцати лет. Не все мои ученики любят мой предмет, не все выбирают химию своей профессией, но все остаются мне друзьями и дорогими людьми. Итак, первый совет: доброе отношение к каждому ребенку.
Еще одна важная мысль, возникшая из наблюдений: дети не прощают отсутствие профессионализма. В силу своего возраста они еще не могут это скрыть. Поэтому учитель должен прекрасно знать предмет – выше по уровню, чем требует школа. Учитель должен быть свободен в контенте, что дает возможность дискутировать, импровизировать, иметь свое мнение. Поэтому совет второй: знать преподаваемый предмет на высоком профессиональном уровне.
И последний акцент хочу сделать на личности учителя. Престиж профессии и уважение никогда не сформируются, если не разрушить сложившийся образ учителя как затравленного трудоголика, который своим детям кашу не успевает сварить. Да, низкая зарплата вынуждает учителя брать повышенную нагрузку, что чревато нежелательными последствиями для школы. Работать с детьми должен счастливый и разносторонний человек. Ему важны отдых, развитие не только в рамках работы, иначе он никогда не будет интересным ребятам. Учитель призван воспитать творческую личность, значит, сам должен быть творческим. Учитель должен научить ребят принимать решения, работать с информацией, значит, и сам должен это уметь. Поэтому совет третий: не ограничивать свое развитие только профессиональной областью. Занимайтесь спортом, учите языки, путешествуйте, пишите книги, танцуйте! И ваши ученики получат самый главный урок в жизни – пример саморазвития.
Удачи вам!
Елена НЕЧИТАЙЛОВА, учитель химии лицея №1, лауреат конкурса «Учитель года России»-2008, народный учитель РФ, кандидат педагогических наук, Цимлянск, Ростовская область
Комментарии