Воспитательная система учителя русского языка и литературы основной общеобразовательной школы №4 им. Ф.Н.Красовского города Галича Костромской области, классного руководителя 7-го класса Светланы Федоровой целенаправленно и эффективно содействует развитию личности учеников. Данная воспитательная система – результат практической деятельности по системе Н.Е. Щурковой. Автор подробно и широко представила свою систему – деятельность, обеспечивающую реализацию целей; субъект деятельности; рождающиеся в деятельности и общении отношения; среду, освоенную субъектом; управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы. Весьма актуальна нравственная основа воспитания, которая в наше время неоправданно отошла на второй план.
Учитель начальных классов и классный руководитель 3-го «Б» средней школы №2 города Кандалакши Мурманской области Ольга Артамонова, с одной стороны, использует в воспитании и развитии школьников разнообразные виды и формы деятельности, а с другой – выделяет в широком спектре деятельности одно направление в качестве приоритетного: воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста, и с опорой на него строит свою воспитательную систему. Важную роль в воспитательной системе Ольги Геннадьевны играет упорядоченность – режимные моменты, цикличность жизни класса.
Материал учителя начальных классов, классного руководителя 3-го «Б» средней школы №21 города Сызрани Самарской области Светланы Драчевой иллюстрирует опыт работы педагога по нравственному направлению. В работе есть идеология системы, гуманистические цели воспитательной системы, показано участие в процессе учителей, учащихся, родителей. Понятна позиция педагога как воспитателя по отношению к детскому сообществу школы, к собственному саморазвитию, к коллегам по педагогическому коллективу, к среде, окружающей школу.
Хотелось бы также отметить воспитательные системы учителя химии и биологии, классного руководителя 6-го класса средней школы села Ярославка Республики Башкортостан Галины Новиковой, преподавателя профильных дисциплин, классного руководителя 306-й группы профессионального лицея №6 города Кургана Натальи Сайгафаровой, учителя начальных классов средней школы №21 города Сызрани Самарской области Натальи Сереньковой, учителя начальных классов, классного руководителя 3-го «Б» средней школы №92 с углубленным изучением отдельных предметов города Кемерова Татьяны Чередниченко, учителя иностранного языка Решетовской средней школы Новосибирской области Натальи Шатула.
Воспитательные программы
Замечательную комплексную программу «Бисер духовный» для учеников 1-4-х классов с приложениями прислала учитель начальных классов, основ православной культуры гимназии №72 города Прокопьевска Кемеровской области Нина Щёлокова. Разработку отличают глубокое содержание и разнообразные формы деятельности. Прописаны цели, задачи, условия реализации, основные направления программы. Озвучен предполагаемый результат.
После прочтения воспитательной программы для 5-7-х классов «Интеллект. Нравственность. Здоровье» учителя русского языка и литературы, классного руководителя 7-го класса средней школы №32 с углубленным изучением отдельных предметов города Прокопьевска Кемеровской области Людмилы Лагнер в очередной раз убеждаешься, что суть образования в школе заключается в развитии личности. Программа структурирована по направлениям – социально-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное. В материале пошагово расписана работа классного руководителя или заместителя директора по воспитательной работе.
Практически все работы, присланные в этой номинации, хорошие, но иногда трудно понять, каков результат труда учителя. Некоторые материалы содержат лишь теоретические положения, непонятно, как их использовать на практике.
Спасибо всем участникам!
Галина КОВТУН, учитель года Кубани-2007, заместитель директора по воспитательной работе лицея №48, Краснодар
Комментарии