Среди видных деятелей российского образования достойное место по праву занимает Петр Васильевич Завадовский (1739-1812), первый министр народного просвещения, человек, внесший значительный вклад в совершенствование российской государственности. Граф Завадовский был одной из знаковых фигур своего времени, очень толковым, образованным, необычайно работоспособным и, что важно, порядочным человеком. Если бы тогда уже было слово «интеллигент», то оно бы соответствовало этому государственному деятелю, любившему в свободное время играть на арфе.
Достойное образование
Петр Завадовский родился 10 (21) января 1739 года в селе Красновичи Белгородской губернии. Он происходил из старинного польского рода. Дед принял подданство России еще в XVII веке.
Семья была большой – 7 детей. Поэтому отец матери, известный собиратель фольклора, взял к себе в дом «для науки» двух старших внуков, Ивана и Петра, которых, дав им первичную образовательную подготовку, отправил в 1747 году в иезуитское училище в Орше. Обучение и воспитание в этом учреждении было направлено прежде всего на развитие индивидуальных способностей, честолюбия, духа соревнования. Особое внимание уделялось воспитанию умения быть настойчивым в достижении цели.
Петр основательно изучил в училище греческий, латинский и польский языки. Живя в такой атмосфере, юноша «настолько пристрастился к изучению латинских классиков, что их чтение составляло любимое упражнение его в жизни и развлечение при государственных занятиях. Благодаря этому знакомству он выработал свою письменную речь и придал ей своеобразную выразительность, чем и открыл себе дорогу».
Для завершения образования в 1753 году Петр Завадовский продолжил обучение в Киевской духовной академии, которая имела православную ориентацию и давала общее высшее образование.
Администратор, воин, фаворит
После окончания обучения в академии в 1760 году Петр Васильевич поступил служить в администрацию гетмана Войска Запорожского графа Кирилла Григорьевича Разумовского. В 1765 году он уже начальник секретного отделения канцелярии генерал-губернатора Малороссии.
С 1769 года началась его служба в армии. Завадовский принимал активное участие в Русско-турецкой войне, где показал умелые действия и проявил личное мужество. За атаку укреплений был в 1773 году пожалован в полковники. Именно Завадовский составлял условия Кючук-Кайнарджийского мирного договора с турками в 1774 году, в котором были прописаны выгодные для России условия.
1775 год стал поворотным в судьбе Завадовского. Он сопровождал в Санкт-Петербург своего покровителя графа Петра Александровича Румянцева и был представлен императрице Екатерине II. Обладая красивой внешностью, обаятельным обращением и добрым характером, Завадовский стал фаворитом императрицы. В 1775 году он был назначен кабинет-секретарем. С 1776 года – генерал-адъютант, затем ему был пожалован чин генерал-майора, ордена Белого орла и Святого Станислава, он получил 4 тысячи крестьян, а по соседству с родным селом – имение Ляличи.
Однако век фаворита традиционно оказался недолог. Через год вследствие интриг Завадовский был удален от двора.
На службе просвещению
Но вскоре Екатерина вновь призвала Завадовского на службу и буквально завалила его работой. Он занимал видные посты в администрации и в 1780 году был пожалован в тайные советники и сенаторы.
Вместе с тем, несмотря на разнообразие должностей, судьба неуклонно влекла Петра Васильевича на ниву просвещения. Екатерина была поглощена идеей воспитания нового человека в соответствии с идеологией века Просвещения, который учил, что «все беды человечества связаны с невежеством». Императрица сама писала труды по вопросам воспитания, а Завадовский стал первым их читателем.
Реализуя просветительские планы императрицы, Завадовский служил членом Воспитательного общества благородных девиц, управлял учебными заведениями и составлял для них уставы, осуществил переустройство Пажеского корпуса и даже заведовал медико-хирургической школой. Для организации подготовки в России медиков европейского уровня он подробно изучил систему медицинского образования за границей и перенес все лучшее в Россию.
Создание общероссийской системы образования
В 1782 году была создана Комиссия об учреждении училищ, руководить которой был назначен Завадовский. В это дело он вложил всю душу. Значение реформы было очень велико: осуществлялось создание общероссийской системы образования – от малого народного училища до университета – с единой методикой преподавания и учебными планами. По мнению известного историка русского просвещения академика М.И.Сухомлинова: «Памятником заслуг Завадовского в деле народного образования служит последовательный ряд зрело обдуманных и благотворных для народной жизни действий училищной комиссии и Главного правления училищ». Императрица щедро наградила всех участвовавших в этом «великом деле», Петр Васильевич Завадовский получил орден Святого Владимира 1-го класса и 6000 душ крестьян в Малороссии.
В 1783 году комиссия открыла в Петербурге Главное народное училище, основной задачей которого стала подготовка учителей для главных и малых училищ всей страны. Для преподавания в нем были приглашены ученые из Академии наук, при училище были созданы научные и учебные кабинеты, библиотека. Сама Екатерина часто посещала училище, слушала лекции и всегда благодарила Завадовского.
Его успешная деятельность побудила Екатерину II в 1788 году назначить своего любимца на должность главного директора народных училищ. Приведем некоторые отзывы современников о Петре Васильевиче: «Был человеком больших способностей», «Не разрушал он своим примером то, что назидал словом или властью», «Его не любят, ибо скромен, порядочен и правдив. Прямая служба, прямая честность». Вскоре он был отправлен в отставку.
После смерти Екатерины Павел в первые же часы воцарения, к удивлению многих, поинтересовался Завадовским. В день своей коронации, 5 апреля 1797 года, император пожаловал ему графское достоинство, а также ордена Святого Андрея Первозванного и Анны 1-й степени.
Граф Петр Завадовский продолжал заседать в Совете при Высочайшем дворе, Сенате и в Воспитательном обществе. Однако затем опять-таки был «отставлен от службы».
Идея государственности и любовь к просвещению
Император Александр I сразу призвал Петра Васильевича Завадовского на службу и в 1802 году назначил министром народного просвещения, воспитания юношества и распространения наук. Понятно, что на пост министра он был возведен как символ преемственности курса Екатерины II на просвещение народа. Сфера влияния министерства распространялась не только на все учебные заведения, но и на типографии, цензуру, народные библиотеки, музеи и различные общества по распространению знаний.
По общему признанию, Завадовскому в министерстве удалось создать атмосферу «любви к просвещению», в условиях которой свободно высказывались мысли, велись благожелательные споры и предлагались конкретные пути осуществления реформ. На процессы формирования государственной политики в сфере образования в этот период большое влияние оказывали позиции наиболее признанных и авторитетных представителей научной и культурной общественности, особенно Николая Михайловича Карамзина.
К январю 1803 года были разработаны и утверждены императором «Предварительные правила народного просвещения», которые закрепили новую стройную и цельную образовательную систему.
Главной особенностью российской модели образования стала идея государственности. Были сформулированы основные принципы развития национального образования: признание превалирования развития реформ образования над любыми другими социальными преобразованиями; следование российским традициям и сохранение национальных корней в области просвещения; использование, но не копирование зарубежного опыта; необходимость системности в проведении реформ образования; осуществление разумной государственной поддержки науки и образования.
Создание учебных округов
В период пребывания Петра Васильевича Завадовского министром народного просвещения в России были проведены крупномасштабные преобразования. Указом от 24 января 1803 года в Российской империи были учреждены учебные округа. Поскольку в ноябре 2023 года в Новосибирске был создан первый в РФ учебный округ, осветим этот исторический вопрос подробнее. Создание в России учебных округов с большими полномочиями их попечителей в свое время стало очень значимым для системы образования. Попечители были не только полномочными представителями центральной власти, они несли персональную ответственность за работу образовательных учреждений, обеспечивали единство государственной образовательной политики как по содержанию, так и по форме от начальных школ до университетов.
Профессора университета во главе с ректором курировали гимназии тех губернских городов, которые входили в округ. Аналогично этому директор гимназии отвечал за работу уездных училищ своей губернии, а смотритель уездных училищ – за деятельность приходских училищ уезда. Так возникла стройная система соподчинения учебных заведений от низших до высших.
В сферу деятельности Министерства народного просвещения было передано ведение академиями, университетами, общими учебными заведениями и «учеными обществами».
Университетский устав 1804 года предоставил университетам широкую автономию, наделив большими правами их советы. Для привлечения дворян в университеты по инициативе Завадовского выпускникам университетов предоставили льготы при поступлении на военную службу.
В этом же году было создано первое в России заведение для подготовки учителей – Главный педагогический институт в Санкт-Петербурге.
В 1804 году был утвержден Устав учебных заведений, подведомственных университетам, он определил структуру учебных заведений, преемственность учебных программ и бесплатность обучения для учеников.
В селах появились народные школы, было открыто большое число приходских училищ, в уездах – уездных училищ, в губерниях – гимназий. В связи с этим становится понятной та настойчивость, с которой Завадовский «исходатайствовал высочайшее соизволение» об открытии «на пользу науки» целого ряда новых учебных заведений.
В целом разработанные Петром Завадовским законодательные акты 1802-1804 годов закрепили оформление единой государственной образовательной системы, было предусмотрено разнообразие светских и духовных, частных и общественных школ, элитарных учебных заведений.
Высоко оценил значение принятых документов Николай Карамзин: «Петр Великий учредил первую академию в нашем Отечестве, Елизавета – первый университет, великая Екатерина – городские школы; но Александр, размножая университеты и гимназии, говорит еще: да будет свет и в хижинах».
Осень патриарха
В 1809 году Петр Васильевич Завадовский стал поговаривать об отставке. Он часто болел, силы покидали его. Император, несмотря ни на что, выражал графу свое благоволение. Петр Васильевич получил алмазные знаки ордена Андрея Первозванного, графиня, его жена, была пожалована «кавалерственной дамой Св. Екатерины».
11 апреля 1810 года на пост министра народного просвещения был назначен граф А.К.Разумовский, служивший до этого попечителем Московского учебного округа. Смена министра народного просвещения была связана с началом работы 1 января 1810 года Государственного совета, председателем которого являлся сам император. Государственный совет делился на четыре департамента. Во главе департамента законов был поставлен граф Завадовский. В этой должности он оставался до конца своей жизни.
Вечная благодарная память
Петр Васильевич Завадовский умер 10 января 1812 года в возрасте 73 лет и был погребен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Надгробную речь произнес митрополит Филарет. Указав на заслуги Завадовского в разработке законов и в сфере народного образования, проповедник заключил: «Сколько за сими знаменитыми подвигами сына Отечества скрывается скромных добродетелей человека, но которые, будучи ближе к сердцу, ручаются за чистоту деяний блистательных. Кротость и чадолюбие в семействе, снисходительность в домочадстве, твердость в дружбе, для которой он забывал себя, умеренность во власти, справедливость без строгости, милость без пристрастия».
Символично, что в Год педагога и наставника во дворе Академии Минпросвещения России в Москве состоялись церемония открытия памятного бюста Петра Завадовского и закладка капсулы времени с посланием к педагогам 2073 года.
Открытие бюста было приурочено к 285-й годовщине со дня рождения Петра Завадовского. Автор бюста – скульптор, член Женского патриотического общества Катерина Коваль, ученица народного художника России скульптора Салавата Щербакова.
Памятный бюст открыли заместитель министра просвещения Российской Федерации Анастасия Зырянова и и. о. ректора академии Максим Костенко (в настоящее время и. о. директора Института стратегии развития образования Министерства просвещения РФ). В своем приветственном адресе министр просвещения РФ Сергей Сергеевич Кравцов отметил, что первый в истории министр народного просвещения Российской империи Петр Васильевич Завадовский, основатель системы просвещения, внес неоценимый вклад в образование российского народа: «При нем учебные заведения стали бессословными; низшие ступени образования – бесплатными. Была обеспечена преемственность учебных программ. Появились народные школы, уездные училища, гимназии. Невозможно переоценить вклад Петра Васильевича в современную систему образования. Отрадно, что память о его деятельности будет передаваться из поколения в поколение!»
Михаил БОГУСЛАВСКИЙ, главный научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики Института стратегии развития образования, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, лауреат премии «Золотое перо» «Учительской газеты»
Комментарии