Можно понять тех наших читателей, кто хочет в доктрине найти конкретные ответы на свои “частные”, очень важные вопросы. Они призывают уже в этом основополагающем документе определиться с инструментарием, необходимым для выполнения задач российского образования на ближайшие 25 лет. Так, Фуад Пафов из Карачаево-Черкесии, десять лет проработавший директором сельской школы, считает: “В доктрине желательно очень кратко сказать о совершенствовании системы руководства образованием, конкурсном отборе кадров, в том числе системы управления, общественной аттестации, сочетании единоначалия и народовластия, если хотим строить демократическое гражданское общество… При оформлении пенсии директор школы не только должен быть приравнен к государственным служащим, но должен быть поставлен выше государственного служащего”.
Доктор педагогических наук, профессор психологии И.П. Раченко из Кисловодска настаивает на том, чтобы в доктрине была узаконена одна из педагогических теорий – организационно-деятельностный подход (ОДП). Он предлагает включить новый подпункт в раздел “Основные задачи государства в сфере образования”: “Осуществление перехода от ныне существующего, нередко однонаправленного подхода к организационно-деятельностному”. А в раздел “Основные цели и задачи образования” добавить: “Осуществление идей “интегративной педагогики”, ее законов, организационных средств, принципов и методов”.
Если продолжать в том же духе, доктрина превратится в справочник, куда войдет вся структура российского образования, все новейшие методики и технологии, проблемы образования по горизонтали и вертикали. Но давайте вспомним, что, собственно, означает латинское слово “doctrina”? Словарь иностранных слов трактует его значение как “учение, научная или философская теория, политическая система, руководящий теоретический или политический принцип”.
Правда, если убрать из документа конкретику, будет ли доктрина отражать реалии сегодняшнего дня? Будет, только на качественно ином, более высоком уровне, убеждены ректор Московского городского педагогического университета, доктор исторических наук, профессор В.Рябов и проректор по научной работе МГПУ, доктор философских наук Н.Пищулин. “Доктрина – это документ стратегии планирования, высший уровень формулирования общественных устремлений”. Вот несколько положений, которые, по мнению ученых, необходимо внести в доктрину:
“1. Доктрина должна содержать ориентиры:
– для законодательной власти – узаконить, какое общество мы строим,
– для общества – признать приоритетом на ближайшие годы поддержку образования, пожертвовать своими амбициями ради повышения зарплаты учителю, поддержки школы,
– для молодежи – учиться, несмотря ни на что.
2. Доктрина должна содержать систему обучения и воспитания. И, может быть, воспитания прежде всего.
3. Цель образования – реализация заложенных природой возможностей и задатков для обеспечения выживания и выполнения миссии человека в мире. Это необходимо учитывать при формировании учебных планов, составлении набора дисциплин, организации учебно-воспитательного процесса.
4. В доктрине также должны быть принципы образования:
– оптимальное сочетание социального и индивидуального,
– универсальность и фундаментальность,
– целостность,
– профессионализм и нравственность,
– гуманизация и гуманитаризация,
– единство национального и государственного,
– избыточность образования (нельзя ограничиваться знаниями, необходимыми для профессиональной деятельности)”.
Обратимся непосредственно к тексту документа. Какие основные недостатки выделяют наши читатели?
Первая и самая серьезная претензия: доктрина дублирует положения многих документов – от Всеобщей декларации прав человека до постановлений Правительства РФ. К тому же в доктрине повторяется то, что давным-давно было заявлено, а затем “похоронено” в Законе “Об образовании” РФ. В частности, “оба документа (закон и доктрина) предусматривают приоритетность образования, нормативное финансирование. Однако действительность показывает, что эти пункты закона не выполняются. Государство отдало школы на откуп муниципальным органам власти, которые в большинстве своем не могут свести концы с концами. О переводе муниципальных образовательных учреждений в государственные в доктрине не говорится ни слова”, – пишут нам учителя 2-й школы города Николаевска Волгоградской области.
Интересно, что на ноябрьских парламентских слушаниях по национальной доктрине председатель профсоюза работников народного образования и науки Владимир Яковлев говорил о том же. И что закон не выполняется, и что происходит “превращение государственной функции в области образования в вопрос местного значения, регионализация и даже муниципализация образования”. Но профсоюзный лидер считает дублирование нереализованных норм достоинством доктрины: “Наступил период, когда государство должно подтвердить свои позиции в отношении образования и поставить новые цели. Доктрина, на наш взгляд, должна не только подтвердить ранее принятые и не потерявшие своей актуальности нормы, но и более предметно остановиться на предотвращении, исправлении опасных тенденций, отдельные из которых сегодня получили нормативно-правовое подкрепление”.
Волгоградцы нашли еще один недостаток – в доктрине неудачно прописаны пункты о финансировании. Так говорится о пенсиях вузовским преподавателям и ни слова – об учительских пенсиях. Другой пункт. “Закон “Об образовании” предусматривает финансирование системы образования не ниже 10% от ВВП. В доктрине же расписаны какие-то этапы. Начинается финансирование от 7%, при этом только 1% отводится федеральному бюджету. Десятипроцентное же финансирование ожидается лишь через 25 лет”.
И еще одно критическое замечание. В уже процитированном письме профессоров МГПУ удивление – в документе слишком большая роль отводится государству: “29 пунктов о том, что обязано обеспечить государство! А почему, собственно, только оно? А что должны обеспечить общество, семья? Ведь доктрина национальная, а не государственная”.
Работа над документом предстоит долгая и трудная. Идею доктрины поддержало большинство наших корреспондентов. А преподаватель Северо-Осетинского госуниверситета Анатолий Белогуров и директор 5-й гимназии Юлий Белогуров убеждены – “принятие данного программного документа послужит первым шагом на пути сохранения культурно-образовательной целостности России”. Кстати, пункт доктрины о “сохранении и развитии единого образовательного пространства” никто не критикует. Наоборот. Профсоюз, например, предлагает выделить этот пункт отдельным подразделом и подробно разъяснить.
Оксана РОДИОНОВА
Комментарии