В 2019 году столица дала старт проекту предпрофессиональной подготовки школьников в области информационных технологий «ИТ-класс в московской школе», а в 2021 году московские вузы пополнились первыми выпускниками проекта.
Конечно, в условиях пандемии были опасения и переживания за результат итоговой государственной аттестации, ведь это был первый опыт обучения с применением дистанционных технологий. Выпускники ИТ-класса нашей школы справились с поставленными задачами и показали достойный результат на экзаменах по основным и профильным дисциплинам. Вчерашние школьники сегодня уже студенты ведущих профильных технических вузов страны по направлениям, связанным с развитием информационных технологий.
Еще рано говорить об итогах, оценивать результаты. Текущий учебный год, по сути, стал перезагрузкой проекта. Утвержденный стандарт городских проектов предпрофессионального образования, сформированная образовательная среда и учебно-лабораторное оборудование интерактивного комплекса «IT-полигон», поддержка партнеров дали почву для дальнейшего роста, определили реперные точки, скорректировали траекторию развития. Принимая конкретные решения перед началом нового учебного года, наша команда основывалась прежде всего на собственном опыте, но и учитывала мнение и результаты коллег по проекту.
В 2021 году в проект вступил уже третий набор в 10‑й ИТ-класс. Это вчерашние девятиклассники обычной массовой общеобразовательной школы, успешно прошедшие итоговую аттестацию и вступительное тестирование. Большинство из них посещали занятия по программам дополнительного образования, участвовали в олимпиадах, конкурсах, мастер-классах. У них есть огромные желание и мотивация выйти на новый, предпрофессиональный уровень, попробовать свои силы в выбранном направлении.
Но два года подряд мы сталкивались с возникающей у обучающихся ситуацией психологического стресса от погружения в профильные дисциплины. Ребята боялись не справиться, оказаться неуспешными, переживали за свое будущее. Нашей задачей стала не просто помощь в освоении предметов, но и поддержка мотивации и уверенности в своих силах.
В текущем учебном плане предусмотрена пропедевтика по направлениям основных и специальных курсов уже с 7‑го класса. Проект «Математическая вертикаль» формирует платформу дальнейшего изучения профильной математики и информатики. А занятия по робототехнике, основному реализуемому в нашей школе IT-направлению, учащиеся посещают по желанию уже с 1‑го класса. Но в то же время очень важно сделать упор и на психологический настрой ребят, помочь им не сойти с дистанции, поверить в свои силы. Выпускница 11‑го «Т» класса нашей школы вместе с педагогом-психологом и классным руководителем разработала проект «Экзамен без стресса – реальность или миф?», в котором предложила одноклассникам рекомендации по снятию стресса, формированию уверенности в себе и своих силах.
Очень важным индикатором развития проекта для управленческой команды стал запрос учеников 10‑го «Т» класса на формирование направлений внеурочной деятельности и дополнительного образования. Это доказало, что помимо желания и интереса у старшеклассников есть четкое понимание целей и задач проекта, осознанного выбора направления предпрофессионального образования в сфере информационных технологий в качестве своего будущего профессионального пути развития. Заметно изменились и формы учебной деятельности ребят. Самостоятельная творческая опытно-экспериментальная, проектная работа при условии грамотно организованного наставничества все больше преобладает в основе совместной деятельности учащихся и педагогов.
Следующим ключевым направлением реализации проекта «ИТ-класс в московской школе» является необходимость формирования методической копилки образовательных решений использования многофункционального интерактивного комплекса «IT-полигон». Организованный Городским методическим центром марафон «Учебный день в IT-полигоне» позволил разработать и обобщить учебно-методические материалы, кейсы, практики эффективного использования оборудования лабораторий в учебном процессе. Форсайт-сессии еженедельно собирают команды учителей московских школ, которые знакомятся с функциональными возможностями образовательных решений IT-полигона. Преподаватели информатики, физики, математики обсуждают, апробируют, анализируют направления интеграции оборудования в учебный процесс на основе решения учебных задач по робототехнике, программированию, схемотехнике, моделированию.
Таким образом, есть все условия успешной реализации проекта – команда, ресурсы, вектор развития, поддержка партнеров и профессионального сообщества – педагогов города. Поэтому надо просто двигаться вперед, поддерживать успехи, анализировать промахи, учить и учиться самим, не бояться пробовать реализовывать самые смелые задумки и планы. Главное – помнить, что именно на школьной платформе проектов предпрофессионального образования будущее становится настоящим.
Ольга ЕРОШКИНА, педагог школы №2036
Комментарии