search
main
0

Первый ход. или Шахматы – детям

Одним из первых в мировой практике значение шахмат для развития детей оценил Василий Сухомлинский. Он писал: «В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам… Без них нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы».

Неудивительно, что в последние годы эта тема привлекла к себе внимание педагогов и ученых многих стран мира. На последнем конгрессе Международной шахматной федерации (ФИДЕ) грядущий 2005-й объявлен Годом шахмат в школе. С серьезной инициативой выступили также ведущие европейские страны. Голландская, британская, немецкая и французская шахматные федерации сообщили, что весной 2005 года в Нидерландах под эгидой Европейского шахматного союза состоится Международный конгресс по шахматам в школах, по результатам которого планируется установить контур европейского стандарта для преподавания шахмат. Работа там пройдет по многим секциям – «Игра в шахматы и общество будущего», «Обучение шахматам в мультикультурном обществе», «Содержание и цели обучения шахматам в школах», «Положительный опыт преподавания шахмат», «Как учить шахматных учителей».

Неужели Россия, которая всегда была лидером в вопросах методики преподавания шахмат, и здесь утратит свои позиции? Хочется верить, что нет, и для этого есть основания. В 2003 году инициативной группе удалось объединить усилия ведущих методистов страны, сотрудников Министерства образования РФ, ученых РАО и специалистов Российской шахматной федерации (РШФ). В результате была создана подкомиссия «Шахматы и образование» детско-юношеской комиссии РШФ, а также открыт специальный методический сайт «Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов: Учиться на одни пятерки» (http://chess555.narod.ru). Он предоставляет обширную информацию тем, кто осваивает в семье, в детском саду и в школе учебный предмет «Шахматы». Особое внимание уделяется сельской школе, для которой новый предмет должен стать настоящей палочкой-выручалочкой. Затем 18.05.2004 года подписан специальный приказ Минобразования №2211 «О развитии шахматного образования в системе образования РФ» и создан Координационный совет под председательством многократного чемпиона мира по шахматам Анатолия Карпова.

– Моя суперидея состоит в том, чтобы вернуть шахматам былую популярность и добиться их введения в школьную программу, – сказал Анатолий Евгеньевич. – Если наша мечта осуществится и в каждой школе шахматы станут обязательным предметом, это будет не меньшим завоеванием, чем шахматная корона.

Первые шаги в данном направлении уже сделаны – с 1994 года в начальных классах многих учебных заведений страны появился факультативный курс «Шахматы – школе». А с сентября 2004-го начат новый этап программы «Первый ход», которую патронируют Анатолий Карпов и благотворительный фонд «Попечитель». В десяти школах Северо-Восточного административного округа столицы во 2-м и 3-м классах шахматы стали учебным предметом, базирующимся на специально созданном учебно-методическом комплекте. Очень значимы инициативы Русской православной церкви, которая в сентябре 2004 года поставила инвентарь для организации шахматных классов десяти школам Южного административного округа Москвы. Подобная работа ведется и в других регионах.

Для дальнейшего продвижения шахмат в дошкольные образовательные учреждения и школы остается преодолеть самый сложный барьер – убедить директоров в том, что новый предмет не менее необходим, чем традиционные дисциплины. Поэтому постараюсь дать ответы на вопросы, которые задаются чаще всего.

Каково юридическое обоснование преподавания шахмат в школах?

Основополагающий документ – «Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы» (М.: Просвещение). В 1996 году там опубликованы программы двух лет обучения курса «Шахматы – школе», а в 1998 году – трех лет. Первоосновой появления нового предмета стал приказ МО РФ №325 от 30.07.93 «О дополнении к приказу Минобразования России от 02.07.93 №271», послужившего основанием для постановки проекта «Шахматы – детям». Как известно, в начале каждого года выходит «Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях». С 1998 года в него включаются и шахматные учебники. Последний перечень, в котором они имеют номера 169 и 170, включен в министерский приказ №111 от 15.01.2004 «Об утверждении федеральных перечней учебников, учебно-методических и методических изданий на 2004-2005 учебный год». В письме Министерства образования регионам «В органы управления образованием субъектов РФ» от 22.01.2004 № 03-51-7ин/14-03 отмечено: «Приказ Минобразования России от 15.01.2004 № 111 является основанием для приобретения учебных изданий на средства региональных и муниципальных бюджетов».

Где купить данные сборники программ?

Их не нужно покупать – они есть в каждой школе. Но убедитесь, что год издания – 1998-й или более поздний.

Какие именно шахматные учебники рекомендованы министерством? Какие издательства их печатали?

В учебно-методический комплект «Шахматы, первый год», кроме программы, входят: отмеченный дипломом 7-й Международной ярмарки «Детская, развивающая и учебная литература» учебник для школьников «Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны» (Обнинск: Духовное возрождение, 1998), пособие для учителей «Шахматы, первый год, или Учусь и учу» (Обнинск: Духовное возрождение, 1999) и книга для родителей «Удивительные приключения в Шахматной стране» (М.: Поматур, 2000). В комплект «Шахматы, второй год», кроме программы, входят: учебник «Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем» (Обнинск: Духовное возрождение, 2003) и пособие «Шахматы, второй год, или Учусь и учу» (Обнинск: Духовное возрождение, 2004).

В чем особенность этих учебно-методических комплектов?

В зарубежных странах проблему обеспечения школ литературой решили таким образом: присвоили гриф министерства лучшим учебникам для начинающих. При этом не учитывалось то обстоятельство, что учебники для начинающих нацелены на спортивное совершенствование детей, а не на их общее развитие. А у нас учебно-методические комплекты написаны специально для начальной школы. И шахматы в них рассматриваются прежде всего как система постепенно усложняющихся занимательных заданий и дидактических игр, позволяющих сформировать у детей внутренний план действий – способность действовать в уме.

Почему, несмотря на то что достоинства шахмат как школьного предмета очевидны, они преподаются пока в сравнительно небольшом количестве школ? Как решить кадровую проблему?

Реально как в России, так и за рубежом, учителями шахмат в школах до сих пор повсеместно становятся спортсмены-разрядники, не имеющие педагогического образования и не знающие детской психологии. Сплошь и рядом они наспех объясняют детям азы древней игры, уже через несколько занятий начинают давать неоправданно сложный материал, поэтому нередко ученики теряют интерес к этому предмету. Преподавать шахматы должны в первую очередь сами учителя начальных классов, но, безусловно, только те из них, которые понимают развивающее значение древней игры и ориентированы на творчество. Курс «Шахматы – школе» разработан так, что его могут освоить обычные учителя начальных классов.

Можно ли преподавать шахматы по другим программам и методикам?

Разумеется. Шахматы безграничны, поэтому существует множество верных, но принципиально различных подходов к написанию и преподаванию школьного курса.

Не возбраняется ли проводить шахматные занятия с детьми 5-6 лет?

Наоборот, это крайне желательно! Уже в 5 лет (а порой и раньше), как говорят психологи, «игра переходит внутрь ребенка». Чем раньше состоится продуманное знакомство детей с шахматами, тем успешнее они в дальнейшем будут учиться по всем школьным предметам.

Мы хотели бы ввести шахматы в расписание, но нам нужна методическая помощь. Как связаться с тем, кто готов дать консультацию?

Связаться с нами вы можете по телефону (095) 966-79-48 или по e-mail: suhin_i@mail.ru.

Игорь СУХИН, старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте