search
main
0

Первый год – полет нормальный! Масштаб проблем значения не имеет

​В Министерстве образования Пензенской области к мониторингу процесса модернизации относятся серьезно. Кроме стандартных отчетов из районов министр лично встречается с учителями. С глазу на глаз. Без директоров и начальников. Цель одна – узнать правду и выяснить все проблемы до одной. Причем масштаб проблем значения не имеет. В образовании мелочей не бывает. По крайней мере, именно такой подход в Пензенской области.1 ноября учителя собрались, чтобы обсудить первые итоги модернизации образования. На дискуссии «Модернизация: итоги и перспективы» коллеги оживленно обсуждали повышенные зарплаты, распределение стимулирующих выплат, аттестацию. А многие с гордостью хвалились тем, что обновили их кабинеты, перечисляли списки нового оборудования…

Похвалиться и впрямь есть чем. Повышение зарплаты учителей не символическое на двести-триста рублей, а вполне существенное. Причем отдельные образовательные учреждения вырвались далеко вперед. Если в Пензенской области средняя зарплата учителя 16400 рублей, то в селе Чемодановка Бессоновского района средняя зарплата 31000 рублей! Но самое главное все-таки не деньги. Тон дискуссии задал Алексей Бунин, учитель из Мокшана: – Вы знаете, самый главный результат модернизации лично для меня – это улыбка моей жены. Если раньше у нее было постоянно напряженное выражение лица, денег действительно не хватало. У нас ведь двое сыновей! А их не только одеть-обуть надо. Хочется же еще и мир им показать… Когда мы начали получать по двадцать-двадцать пять тысяч, такие возможности появились. А уж когда я выиграл федеральный грант (а это двести тысяч рублей!), жена помолодела лет на пятнадцать. Посмотрите, какая она у меня. А как улыбается! Учитывая, что Татьяна тоже учитель, доходы в семье заметно увеличились. Бунины являются эталоном той современной успешной семьи, о которой так много говорят. Татьяна и Алексей растят двух сыновей. Ребята настоящие юные гении – и учатся на «отлично», и спортом занимаются. Старший – Дима – учится в 6-м классе, а младший – Юра – в третьем. Мечтают об олимпийском золоте – успешно выступают на всероссийских соревнованиях по плаванию. Тренируются в местном физкультурно-оздоровительном комплексе и успевают ходить на секцию по легкой атлетике. – Зарабатывать мы стали лучше, принцип прост: лучше работаешь – больше получаешь. С распределением стимулирующей зарплаты в нашей школе все благополучно благодаря открытой позиции директора и администрации школы, у нас проводится открытое обсуждение школьного положения о стимулирующих выплатах, которые однозначно работают на повышение эффективности образовательного процесса, – говорит Татьяна Бунина. Она знает процесс распределения во всех тонкостях, так как входит в комиссию по распределению стимулирующих средств.  – В нашей школе есть свое положение о распределении стимулирующей части фонда заработной платы, есть комиссия, которая рассматривает все результаты учебной и внеучебной деятельности педагогов. Особое место в положении занимает пункт о поощрении проектной деятельности педагогов. К примеру, участники регионального проекта «Обучение через предпринимательство» зарабатывают больше. Учитель, курирующий данный проект в нашей школе, получает сейчас 23000 рублей. А максимальная заработная плата в школе у учителя ОБЖ, она составляет 24600 рублей, в основном за счет большой нагрузки по часам. То есть зарплата куратора проекта без существенной нагрузки и зарплата учителя с огромной нагрузкой примерно равны как раз за счет стимулирующих выплат за проектную деятельность, – рассказывает Татьяна Бунина. Как выяснилось, подход к распределению стимулирующих средств в школах Пензенской области различен. Где-то собрания проходят раз в месяц, где-то раз в квартал. Но самой оптимальной периодичностью начисления стимулирующих выплат учителя считают раз в полгода. Это предложение стало одним из тех, которые легли в основу небольшой «педагогической резолюции», составленной по итогам совещания. Учительский труд – он особенный. Чтобы увидеть хотя бы промежуточные результаты этого труда, должно пройти время. А каждый месяц фиксировать свои достижения – это излишне, к такому выводу пришли участники обсуждения.Тамара Петряева, учитель школы №9 Каменского района, предложила увеличить периодичность начисления стимулирующего фонда:- То время, которое учителя могут потратить на дополнительные занятия с учениками, на проектную деятельность, тратится на обсуждение выплат, на доказывание своих заслуг, отстаивание своих достижений. Мне кажется, можно даже раз в год начислять стимулирующие и целый год спокойно работать, не отвлекаясь ни на что. Но тут же встал вопрос: а если неожиданно придут молодые талантливые учителя? Они что, должны ждать целый год стимулирующих? – Но жизнь в документы не уложишь, – вступил в разговор молодой учитель физики из села Большой Вьяс Михаил Громов. – Вот у нас, например, в проекте «Обучение через предпринимательство» сначала участвовали только 2 учащихся, а через полгода уже 80. И заслуга в этом учителя биологии. Наш проект – по озеленению Лунинского района. Так же и с положением об оплате труда. Положение мы разрабатывали всей школой, очень много ушло на это времени. Но сейчас мы каждый месяц вносим в это положение изменения. И этот процесс еще не закончится долго. Положение о стимулирующих выплатах  должно быть живым документом, который постоянно совершенствуется, развивается. Я думаю, что каждый педагогический коллектив должен разрабатывать свои критерии к выплате стимулирующих средств, учитывая свою специфику работы. Эта мысль стала вторым положением резолюции.Выяснилось, что в некоторых образовательных учреждениях выработана специальная форма, которая помогает учителям легко и быстро оценивать свою работу.- Я председатель комиссии по распределению стимулирующих средств, в комиссию входят учителя, администрация школы, представители совета общественности школы и двое учеников. Каждому учителю уже в прошлом году был выдан документ, в котором очень четко было расписано, за что он сам себе может выставить баллы. В новых условиях учителя должны сами проводить мониторинг своей работы, анализировать результаты. И от этого нам не уйти. Оценивать себя надо. И не только и не столько для начисления стимулирующих выплат, сколько для своевременной корректировки своей работы, – говорит Лариса Сас из школы №65 Пензы. От обсуждения зарплат педагоги перешли к разговору об обновленных классах. – Одним из главных итогов модернизации в нашей школе можно считать обновление материально-технической базы школы, – говорит Елена Михайлова из школы №65. – Я учитель начальных классов, и в этом году наша школа получила полный комплект учебников для наших первоклашек. А какой уникальный кабинет мы получили – просто чудо-техника: новая интерактивная сенсорная доска, компьютерный моноблок, наборы для занятий робототехникой, различные учебные таблицы для проведения уроков по всем учебным дисциплинам, и, конечно же, мне, как учителю, и детям очень интересно работать на таком оборудовании. У детей горят глаза. Им хочется учиться, хочется заниматься. Им порой кажется, что урока мало. Вы знаете, сейчас совсем другое настроение у учительства. Работать хочется! – Скажите, пожалуйста, вот пришло к вам новое оборудование. А работать-то вы научились? – задала вопрос министр образования Пензенской области Светлана Копешкина. – Конечно! Даже те учителя, в чьих кабинетах пока нет той же интерактивной доски, после уроков ко мне приходят и с удовольствием осваивают новую технику, радуются новым образовательным возможностям. В 2011 году 6 тысяч педагогов пройдут курсы повышения квалификации по ИКТ-технологиям. – На самом деле вопрос министр поставила правильный, – поддержала Светлану Константиновну учитель ЛСТУ №2 Лариса Турилкина. – Новой технике надо соответствовать. Поэтому учителю необходимо постоянно расти самому, необходимо владеть материально-технической базой не хуже своих учеников. У нас стимулирующий фонд построен именно на поддержке педагогов, которые постоянно совершенствуют себя, которые хотят развиваться. – Это абсолютно правильная постановка вопроса. Мне, например, хочется сохранить такую зарплату в будущем, и я активно буду заниматься самообразованием и проектной деятельностью. Это поддерживается положением о стимулирующих выплатах и соответствует моим профессиональным и личным интересам. И так должно быть, – добавляет Тамара Петряева. Итоги «круглого стола» подвела министр образования Пензенской области Светлана Копешкина, которая высказала важную мысль о роли учителя в обновленном образовательном процессе: – В программе модернизации образования мы делаем ставку на сильного учителя, в центре внимания которого должен быть не только сильный, но и слабый ученик. Должна быть выстроена цепочка, как этот сильный учитель формирует вокруг себя пространство и привлекает к активному развитию других педагогов. Мой образ учителя – это человек, который при всех тяготах жизни до последнего борется за своих учеников. Модернизация – это не совокупность программ, позволяющих получить финансирование из государственного и регионального бюджетов. Она должна работать прежде всего на успешную социализацию детей и на повышение престижа педагогов. По большому счету именно с учителя эта самая модернизация и начинается. И я рада, что пензенские учителя почувствовали и внимание, и уважение к своей профессии со стороны государства.Учитель по большому счету создатель школьного пространства. Он организует не только учебный процесс, он работает с семьей, вовлекая родителей в школьную жизнь, он организует досуг детей, развивая их творчество и кругозор. А главное, учитель помогает найти ребенку его профессиональный путь в жизни. И я очень рада, что за такой огромный, порой невероятно сложный труд вы стали получать достойную заработную плату.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте