search
main
0

Первый директор. Расскажу о коллеге

Однажды я стал невольным слушателем разговора двух учительниц. «Добрее ее, пожалуй, нет никого вокруг», – говорит одна. «Удивляюсь, как ее хватает на всех?» – вторит ей другая. Не удержался я, спросил: «Не о генерале ли 16-й гвардейской ведете разговор?» Заулыбались мои коллеги. Они прекрасно знают, что так часто называли бывшего директора чебоксарской школы №16, заслуженного учителя Чувашской АССР, организатора трех школьных музеев, члена совета ветеранов педагогического труда «Оптимист» Марию Николаевну Шелевую. Ветеран не изменяет своим жизненным правилам, убеждена, что старят зло и зависть и что просить для себя стыдно, а для других благородно.

Красивое здание школы №16 приняло детей в 1963 году, и первым директором стала М.Н.Шелевая. Задачи перед коллективом были поставлены весьма актуальные. Ни одного школьника без интересного и увлекательного дела! Каждый учитель должен вести  кружок или организовать клуб, студию. Я, как преподаватель истории, решил увлечь ребят краеведением и туризмом. В работу включился весь коллектив. Во второй половине дня проводились соревнования между классами по туристской технике и ориентированию. А с наступлением теплых дней начиная с 5-го класса учителя и школьники отправлялись в трехдневный поход по родному краю. На первый Всесоюзный  съезд участников похода, который проходил в 1965 году в Бресте, от школы мы делегировали  трех юных краеведов. Ребята побывали не только в музее, но и в архиве, составили списки земляков, которые защищали Брестскую крепость. А для меня самым памятным и незабываемым стал Всероссийский слет юных туристов-краеведов в Братске (1969 г.). Мои воспитанники тогда по туристической технике заняли I место. И это среди 189 команд! Собранный туристами-краеведами материал широко использовался на уроках истории, литературы, физики, биологии. Когда в результате велопохода по Чебоксарскому району юные краеведы привезли налоговые бирки целой деревни, для меня, историка, это была великая радость. Радовался и физик Юрий Махов, он вместе с современной системой железных блоков теперь показывал  на уроках большие деревянные блоки для поднятия валов ветряных мельниц. Кстати, многие уроки у нас проходили в самом музее. Мария Николаевна создала в коллективе атмосферу добра, взаимовыручки, сама первой приходила на помощь. К ней учителя обращались по самым разным вопросам, она помогала в житейских делах, устраивала в садик детей сотрудников, хлопотала о получении квартир. Когда одной учительнице потребовалась медицинская помощь в связи с внезапной потерей зрения, то Мария Николаевна дошла до республиканского министерства. В московской клинике учительнице вернули зрение, и она еще сорок лет проработала в школе. В шестнадцатую, которая работала в режиме продленного дня, направляли из других школ  самых трудных учеников. Было непросто увлечь их, но коллектив справлялся с этой задачей. Ребята участвовали в художественной самодеятельности, танцевали, пели, проводили литературные вечера, изучали родную природу, занимались в туристско-краеведческом клубе.Сегодня коллектив учреждения, ныне это гимназия №2, продолжает традиции, заложенные первым директором. И здесь всегда рады встречам с человеком щедрой души, опытным, мудрым наставником Марией Николаевной Шелевой.​Егор ВАСИЛЬЕВ-БУРЗУЙ, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки Чувашской Республики, Чебоксары

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте