search
main
0

Первый блин совсем не комом

Новый министр науки и высшего образования РФ первый раз выступил в Государственной Думе

Валерий Фальков – self-made man

Прежде чем выступить перед депутатами в рамках «правительственного часа», Валерий Фальков провел предварительные встречи со всеми четырьмя фракциями. Эти встречи были довольно конструктивными, поэтому резких выпадов в сторону министра в ходе «правительственного часа» не было.

К слову сказать, большинству депутатов импонирует новый министр как человек, который сделал себя сам и прошел все ступеньки карьерного роста в родном Тюменском гос­университете – от студента юридического факультета до ректора вуза. К тому же Фальков избирался депутатом Тюменской городской и областной Думы, опыт законодательной работы у него большой, и депутаты надеются, что в его лице они обрели министра-единомышленника, с которым они говорят на одном языке и смогут реализовать прорывные проекты в области науки и высшего образования.

C корабля на бал

К сожалению, реализация этих грандиозных планов несколько отодвинулась из-за пандемии коронавируса. Фальков стал министром науки и высшего образования в январе этого года и буквально через месяц переключился на работу по переводу вузов страны в экстремальный режим работы. Главное, по мнению министра, было сохранить стабильность.

«Всесторонне обсудив ситуацию с профессиональным сообществом, министерство рекомендовало всем вузам перейти на дистанционный режим работы. Конечно, это стало настоящим стресс-тестом для всей системы высшего образования страны», – отметил Валерий Фальков и добавил, что благодаря оперативной организации взаимодействия вузов между собой и с министерством был налажен поиск оптимальных решений в новых условиях и проведен огромный объем работы: в удаленный формат было переведено более миллиона дисциплин, включая лекционные и семинарские занятия. А дальше в самый разгар пандемии в новом формате состоялись государственные экзамены, защита выпускных, квалификационных работ. В итоге в условиях пандемии экономика страны все-таки получила 550 тысяч полноценных выпускников вузов очной формы обучения.

Не было бы счастья, да COVID-19 помог

Сегодня уже позади приемная кампания, которая также проходила с целым рядом особенностей. Тем не менее количество поступающих в вузы в этом году не уменьшилось, но из-за пандемии были несколько переориентированы студенческие потоки: чтобы уменьшить миграцию внутри страны и ослабить давление на Москву и Санкт-Петербург, перераспределение бюджетных мест состоялось в пользу региональных вузов. Президент России принял решение о выделении дополнительных 11,5 тысячи бюджетных мест, 8,5 тысячи из которых получили регионы. Разговор об этом шел много лет, региональные руководители и преподавательское сообщество приводили свои аргументы, ссылаясь на необходимость развития территорий, но похоже, что окончательную точку в споре поставил все-таки COVID-19.

Также пандемия повлияла на увеличение количества бюджетных мест в медицинских вузах: в следующем году университеты, подведомственные Минздраву, получат 43,5 тысячи бюджетных мест – рост 20 процентов. Однако депутатов интересует, есть ли у Минобрнауки «дорожная карта» кадрового обеспечения наших больниц и поликлиник, где сегодня дефицит врачей составляет до сорока процентов. Министр отметил, что здесь надо делать упор на целевой набор, который с принятием поправок в Закон «Об образовании в РФ» стал довольно эффективным механизмом.

Онлайн или офлайн – вот в чем вопрос

Что касается опыта обучения на «удаленке», Валерий Фальков отметил, что большинство студентов положительно оценили уровень преподавания в экстремальных условиях. Вместе с тем он считает, что «ряд важнейших процессов университетской жизни невозможно перенести в виртуальное пространство».

Пожалуй, в существующих реалиях это один из краеугольных камней системы высшего образования – как найти баланс и необходимое соотношение между онлайн- и офлайн-обучением? Ответить на этот вопрос в одночасье невозможно.
Депутаты в своих выступлениях с сожалением констатировали, что переход на дистанционное обучение обозначил ряд серьезных проблем, таких как недостаточная развитость информационно-коммуникационной инфраструктуры, отсутствие опыта онлайн-обучения и неготовность ряда преподавателей к такому формату.

Аудитор Счетной палаты Дмитрий Зайцев в этой связи с удивлением отметил, что до сих пор нет оценки Минобрнауки потребности развития цифровой инфраструктуры вузов и заявки на бюджетные ассигнования на модернизацию учебной базы и повышение квалификации преподавателей в части цифровой компетенции. По его мнению, эти средства необходимо срочно закладывать в проект федерального бюджета на трехлетний период.

Со стороны депутатского корпуса прозвучали также предложения о создании отечественной образовательной платформы, которая позволила бы отказаться от зарубежных платформ для онлайн-обучения и привнести в образовательный процесс исключительные особенности и наработки отечественной системы образования.

Как упоительны в России вечера… а в Америке зарплата

Также депутаты указали на серьезный дисбаланс между высшим образованием и наукой, который образовался в последние годы.

В советское время высшее образование получали 30 процентов выпускников школ. Сегодня этот показатель вырос в два раза, но вместе с тем это не привело к прорыву в науке, даже наоборот – уровень научных исследований в современной России существенно упал. Если брать период с 1991 года, то за эти тридцать лет в науку и высшее образование пришел только один процент выпускников российских вузов, а общее количество научных работников в стране сократилось вдвое.

Как отметил в своем выступлении глава думского Комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов: «Двадцать лет назад Россия была первой в мире по количеству исследователей-ученых. Сегодня мы отстали от США в два раза, от Китая – в шесть раз. Причем это отставание именно за счет наших ученых, которые уехали работать за рубеж». Среди главных причин В.Никонов назвал неконкурентоспособность заработной платы в науке и образовании в России по мировым меркам, а этот рынок сегодня единый и открытый для наших ученых и преподавателей.

Первые совместные решения министра и депутатов: зарплаты ректоров привяжут к зарплате преподавателей

Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин напомнил о решении президента страны повысить оплату труда работников высшей школы до уровня двух средних заработных плат по экономике региона. На деле это решение работает далеко не во всех вузах. «Ситуация складывается таким образом, – отметил В.Володин, – что заработная плата ассистента, доцента в разы меньше, иногда до пятнадцати раз, чем заработная плата ректора, который может получать от 300 тысяч до миллиона рублей». Председатель Госдумы предложил платить ректору повышенную «надбавку за сложность» только в том случае, если он будет заниматься повышением оплаты труда рядового преподавательского звена.

Министр согласился с Вячеславом Володиным и предложил привязать стимулирующие выплаты ректора к количеству работников университета из категории профессорско-преподавательского состава, которые реально получают заработную плату в сумме, эквивалентной двум средним зарплатам по экономике в регионе и более. Валерий Фальков подчеркнул, что «это соответствовало бы принципам социальной справедливости», и пообещал оперативно, в этот же день, подписать необходимые изменения в приказ.

Где взять дополнительно денег на науку и образование? Программа академического лидерства требует внесения поправок в законодательство

Доля государственных расходов на сферу образования в России не растет и остается на уровне 2014 года. В среднем в расчете на одного студента госрасходы в секторе высшего образования в России в два с половиной раза меньше, чем в среднем по странам Евросоюза. Дефицит финансирования человеческого капитала сегодня – это прогрессирующее экономическое отставание завтра, считают депутаты.

То же самое можно сказать и о науке: в настоящее время удельный вес затрат на науку в России составляет чуть более одного процента от ВВП, хотя для устойчивого развития фундаментальной науки эти цифры должны быть как минимум в два раза выше. Достичь этого показателя только за счет бюджетных средств сегодня не представляется возможным. Депутаты предлагают привлечь внебюджетные средства и задействовать новые эффективные механизмы, одним из которых может стать создание консорциумов, которые будут объединять усилия вузов, бизнеса и регионов.

Валерий Фальков отметил, что подобная работа идет с 2010 года, и сегодня она обретает четкие очертания в рамках стратегического проекта Минобрнауки под названием «Программа академического лидерства». Главная задача проекта – увеличение вклада научных и образовательных организаций в достижение национальных целей развития страны. Но подобные консорциумы, по мнению министра, будут интересны для вузов и научных организаций лишь тогда, когда объединение усилий для решения масштабных научных задач позволит внутри проекта по особым правилам распоряжаться финансами, осуществлять взаимодействие с бизнесом и региональными властями, а это все потребует внесения изменений в целый ряд федеральных законов, связанных с закупками, конкуренцией и т. д. Так что впереди у Минобрнауки и Государственной Думы очень много совместной работы, отметил Валерий Фальков, он надеется на полное взаимопонимание со стороны депутатского корпуса.

Владимир НОВИКОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте