Компьютер с интернетом – один из постоянных «спутников» учителя фрацузского языка гимназии № 24 г. Калуги Игоря БУРКИНА. Это средство обучения и контроля знаний, умений и навыков учащихся, с его помощью можно показать видео- и аудиоматериалы – словом, Игорь Александрович «выжимает» из компьютера все что можно. Некоторые ученики Игоря учатся в зарубежных вузах.
Ну а сам он совершенствует не только язык, но и педагогическое мастерство: стал членом Ассоциации преподавателей-практиков французского языка, регулярно участвует в работе семинаров отдела по сотрудничеству в области образования Департамента по сотрудничеству и культуре Посольства Франции в России. В рамках учительского обмена работал в одной из начальных школ г. Эльзаса (Франция).
Призвав в помощники смелость, воображение и изобразительный дар, начну с главного принципа, который является основанием моей работы: ребенок, безусловно, хорош, независимо от внешних результативных (а результат может быть отнюдь не позитивным) сторон его поступков. Ученик – конгломерат ценностей, задача учителя – постараться понять смысл этих ценностей, а значит, принять их, создать условия для актуализации новых и коррекции имеющихся ценностных ориентаций. Над правом быть «корректором» задумываюсь: может, лучше не вторгаться в чужую жизнь? Опасно… И все же направлять и корректировать – дело педагога, другой вопрос – каким инструментом? Ответ на сегодня у меня такой: главный инструмент – сам педагог. Наиболее профессионально значимыми качествами личности учителя являются свобода, активность, конгруэнтность, информационная и диалоговая культура, способность оказать адекватную педагогическую поддержку растущему человеку.
Быть свободным… Логический ряд продолжают: иметь право выбирать и быть в ответе за собственный выбор. Этому с трудом учатся наши современники – взрослые, и я в их числе. Нет сомнения, учить надо с детства! И не являть собой антигероя, и не позволять жизни служить антиобразцом. Уверен: степень свободы в школе зависит от свободы воспитателей.
Быть активным… Значит, не бояться вмешиваться в жизнь, быть адекватным скоростям нового века, быть технологичным. В то же время во всеобщем цейтноте не потеряться, соответствовать себе в любой ситуации, т.е. быть конгруэнтным. При смене десятков ролей не позволить маске прирасти к собственному лицу. Быть собой – это еще и не допустить ханжества, не подходить даже к самой малой, незначительной проблеме с общей меркой.
Информационная культура измеряется не количественными показателями, а качественным изменением отдельных сторон деятельности обучающегося и обучаемого и состоит в умении самостоятельно добывать знания, работать с источником информации, будь то лектор, книга, кинофильм, компьютер и др., в способности чувствовать себя комфортно в разрастающемся информационном поле.
Диалоговая культура учителя складывается из умения понять другого посредством диалога – обмена смыслами. Что может быть более ценным сейчас, когда мы привыкли к «несовпаденьям», когда диалог «друг мимо друга» работает не как художественный прием, а является характерной чертой кажущихся отношений.
Без педагогической поддержки, мое глубокое убеждение, индивидуально-личностное развитие ребенка невозможно. Поддержка как поведенческая ориентация учителя поможет говорить обоим как равным, обеспечит совпадение мотивов и результатов труда ребенка, позволит обрести веру в собственные силы, в действенную необходимость соразмышления, сопереживания, сотворчества. Только поддержка мудрого педагога позволит, наконец, увидеть нашему подопечному школу такой, каким увидела свой первый бал Наташа Ростова.
Воистину труднейшее из человеческих дел – воспитание. Моя же педагогическая философия скорее не стройная система взглядов, а гордиев узел. Хочется не тянуть цепочку, не распутывать узелок за узелком, а рубануть со всего маха – и найти простой и ясный ответ, как в сказке. Но жизнь не сказка…
Комментарии