Формы организации индивидуальной работы по подготовке к школе различны. 1-й вариант – занятия (2-3 раза в неделю) в учреждениях образования (школы, дома творчества, клубы, студии и т.п.). Наиболее целесообразны занятия в малых группах, что позволяет вести дифференцированную и индивидуальную работу с каждым ребенком. Занятия должны проводиться в первой половине дня с соблюдением всех санитарно-гигиенических требований к условиям обучения: соответствие мебели, освещенности и т.п.
Окончание. Начало в № 8
В течение дня рекомендуется не больше трех занятий, каждое продолжительностью до 30 минут, с перерывами по 10 минут.
2-й вариант – занятия, которые ведут родители (гувернеры, няни). Эта система предусматривает предварительное обучение родителей на краткосрочных курсах и возможность периодических консультаций. Работа с родителями особенно эффективна в тех случаях, когда пребывание ребенка в коллективе затруднено из-за болезни или каких-либо других причин. Занятия дома имеют свои преимущества: их можно проводить ежедневно (2-3 занятия по 20 минут), за исключением периодов, когда ребенок плохо себя чувствует, во время или после болезни.
3-й вариант – группы (5-7 детей) по подготовке к школе для детей с выраженной несформированностью школьно-значимых функций (но интеллектуально сохраненных, не подлежащих специальному обучению) при психолого-медико-социальных, психологических, валеологических центрах.
В основе большинства дефицитов в развитии у детей 6-7 лет лежит функциональная незрелость коры и регуляторных структур головного мозга. Все эти данные свидетельствуют о необходимости индивидуальной работы с ребенком на самых интенсивных этапах развития (от 4 до 6-7 лет), когда еще нет школьных нагрузок.
Опыт показывает, что перечисленные дефициты в развитии успешно компенсируются при направленной и систематической работе. Однако это должна быть система не механической тренировки, а система осознанной, творческой работы ребенка (даже в самых простых заданиях) под руководством и при помощи взрослого. Такую систему мы назвали индивидуальной адаптивной программой подготовки к школе.
Главными условиями эффективности программы являются индивидуализация, систематичность, постепенность и повторяемость. Для разработки индивидуальной адаптивной программы необходимо как минимум выделить факторы риска в развитии ребенка (см. главу 4). Эту работу может провести педагог либо педагог и психолог. В трудных случаях необходима консультация и помощь врача педиатра, психоневролога, логопеда, нейропсихолога. Можно выделить четыре этапа в составлении индивидуальной адаптивной программы.
I этап – диагностика функционального развития и выделение сильных и слабых сторон развития ребенка.
II этап – четкое определение целей и задач индивидуальной программы (с учетом сильных и слабых сторон развития ребенка).
III этап – составление индивидуального плана работы.
IV этап – разработка планов каждого занятия, выбор адекватных форм и методов работы (с учетом особенностей ребенка).*
Правила организации занятий с детьми 5-6 лет
Перед каждым занятием необходимо объяснить ребенку его цель: «Что будем делать, как, для чего».
Продолжительность занятия с детьми 5-6 лет не должна быть больше 30 минут, поскольку интенсивная работа без отвлечения длится не более 5-7 минут.
Желательно, чтобы за партой или за столом (подходящим по росту) ребенок не сидел в статичной позе непрерывно более 5-7 минут.
Через 5-7 минут активной работы целесообразно провести короткую физкультминутку, используя упражнения на расслабление и для формирования правильной осанки, а также уделив специальное внимание упражнениям для глаз.
Занятие следует начинать с разминки. Это могут быть: «пальчиковые упражнения», артикуляционная гимнастика и т.п.
Выполнение заданий следует начинать с повторения (более легкого задания), затем переходить к новому, более сложному и заканчивать занятие теми заданиями, в которых у ребенка нет особых затруднений.
Для повышения эффективности усвоения материала соотношение известного и совсем неизвестного может составлять 75% (уже известное) к 25% (неизвестное).
Эффективность занятий повышается при регулярном повторении пройденного материала (задания каждой рабочей тетради позволяют это сделать). Рекомендуется кольцевой принцип: через 1-2 дня – первый цикл повторения, через 10 дней – второй цикл повторения и через 4 недели – третий цикл.
В процессе занятий не следует допускать чрезмерного напряжения. Напоминаем первые признаки: двигательное беспокойство, покраснение лица, потливость, задержка дыхания (работа на вдохе), жалобы на головную боль, боль в животе, неадекватные реакции и т.п. Паузу в занятиях нужно сделать сразу, как только ребенок начал отвлекаться.
Обстановка на занятии должна быть спокойной и доброжелательной, тон педагога – ровным, спокойным, любые замечания – поддерживающими, конструктивными.
Необходимо помочь ребенку разобраться в каждом задании, если нужно, подробно объяснить его или повторить инструкцию (один или несколько раз). Прежде чем требовать выполнения какого-то действия, разберите его совместно, предложите ребенку, чтобы он попробовал рассказать, что необходимо сделать, затем (если такая возможность есть) покажите это действие сами, а он пусть понаблюдает, и только потом дайте ему возможность приступить к работе. Объяснение не должно сводиться только к показу или указанию «делай, как я». Если ребенку трудно сформулировать, как и что делать, и одновременно выполнять это действие, можно сначала разделить их (описание действия и само действие). Тогда ребенок концентрирует все внимание на описании основных элементов работы и, освоив инструкцию, научится сам правильно выполнять ее. Сначала он объясняет самому себе свои действия вслух, а затем будет делать это мысленно. Подсказки, поправки по ходу выполнения действия делайте минимальными, лучше в форме подбадривания, и постепенно сводите их на нет. Ребенок должен учиться сам оценивать качество выполнения и контролировать свои действия.
Необходимо научить ребенка задавать вопросы, если что-то непонятно, и объяснять, что именно вызывает у него затруднение.
Не следует торопить своего маленького ученика при выполнении заданий, позвольте ему самому выбрать (и сформировать) оптимальный темп деятельности. Установка при выполнении всех заданий должна быть не на скорость, а на качество.
Если необходимо внести коррективы в ходе работы, делайте это сразу, так как ребенок может непроизвольно заучить ошибку. Старайтесь избегать слов: «неправильно», «не так», целесообразнее: «давай внимательно посмотрим», «попробуем сделать еще раз» и т.п.
Оценивая работу, обязательно отметьте, что сделано правильно, хорошо, обратите внимание на ошибки и объясните, как их нужно исправить. Если необходимо, предложите повторное задание.
При выполнении графических заданий следите за соблюдением правильной посадки, положением ручки и тетради, учитывая их различия у праворуких и леворуких детей.
В ходе каждого занятия найдите повод (даже если это сделать сложно) для того, чтобы похвалить ребенка.
Не акцентируйте внимание ребенка на неудаче, он должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы и успех возможен.
Эти правила несложно соблюдать при индивидуальной работе в группе из 5-7 детей, но, как правило, обычные группы для подготовки к школе – не менее 12-15 детей (возможны и большие группы). Можно ли в этом случае организовать индивидуальную работу с каждым ребенком, учесть его особенности, темп деятельности, умение организовать свою деятельность? Такие формы работы есть, однако они еще мало используются в практической работе.
Организация работы в малых группах
Один из вариантов – децентрализация класса (комнаты для занятий) так, как это показано на рисунке.
Представим себе, что занятия с дошкольниками – это 3 «условных урока» по 30 минут, с 15-минутными перерывами и часовой прогулкой между 2-м и 3-м занятиями. Такие занятия могут проводиться 3-4 раза в неделю. Причем занятие – это не урок письма, чтения или счета, это работа с каждым ребенком по его индивидуальной программе. В группе из 15-20 человек обязательно выделяются дети, у которых хорошо и слабо развита речь, хорошо и слабо развита моторика, дети с разным темпом и организацией деятельности и т.п. На начальном этапе это и будут те малые группы, в которых можно организовать дифференцированную индивидуальную работу. Таких групп будет 6-7 (по 3-4 человека), а в зависимости от того, чем с ними будет заниматься педагог, состав группы может меняться и на разных занятиях в течение дня, и в течение недели. За 30 минут на одном занятии педагог может по 5-7 минут позаниматься (в зоне педагога) как минимум с тремя группами. А за день (на 3 занятиях) – со всеми, а с некоторыми детьми – индивидуально. И это только за один день. В течение недели каждый ребенок получит такую возможность.
Что будут делать остальные дети в тот момент, когда педагог занимается индивидуально или с малой группой? Выполнять индивидуальные задания (раскрашивают, рисуют, конструируют, тренируют пальчики и т.п.). Для этого и предназначены рабочие тетради, позволяющие каждому ребенку дать необходимое задание определенной сложности. Продолжительность таких индивидуальных занятий – не более 5-7 минут, что вполне доступно и адекватно возрасту. В то же время предусмотрена и зона отдыха, т.к. кто-то из детей после 5-7-минутного занятия с педагогом выполнять самостоятельную работу не сможет, ему необходимо будет передохнуть – и это может быть творческая игра или прослушивание сказки или время, чтобы съесть яблоко и посмотреть в окно. Опыт показывает, что дети очень ценят возможность поговорить с учителем, позаниматься под его руководством, что-то спросить, услышать объяснение. Они знают, что такое время будет для каждого. Есть дети, которым нравится работать самостоятельно или в паре со сверстниками. Они готовы спокойно общаться, если нет жестких требований «сидеть смирно», или нравится самим выбирать вид работы (с учителем, самостоятельный, передохнуть). Так снимается главный ограничитель возможности индивидуальной работы – классно-урочная система, исчезает и фронтальная форма работы, уходит необходимость делить занятия на уроки (предметы). Основной задачей становится индивидуальное развитие, и тогда наибольшее внимание (и время) можно уделить формированию слабых сторон развития каждого ребенка, опираясь на развитые, сильные. Есть еще один вопрос, который волнует педагогов и воспитателей, – вопрос о форме проведения занятий. Как правило, в работе с дошкольниками дилемма «игра – учебная деятельность» решается в пользу игры. Однако подготовка к школе – это прежде всего подготовка к учебной деятельности, формирование всех компонентов организации деятельности, без которых невозможно обучение (концентрация внимания, понимание инструкции, планирование работы и работа по плану, работа в течение 7-10 минут без отвлечений, коррекция по ходу работы, оценка деятельности).
Основная цель учебного занятия – не только достижение определенного результата, но и овладение способом (алгоритмом) действия. Форма школьного урока мало подходит для этого, игра в ее обычном, бытовом понимании – тоже. Но игра как метод обучения может быть очень эффективна, если придать игровую форму любому заданию, сделать интересным каждое занятие.
Мы уже говорили о том, что простое копирование (работа по образцу) малоэффективно. Поэтому в структуре каждого занятия должны преобладать творческие, поисковые задания, при выполнении которых возможны варианты. Важно стимулировать творчество дошкольников, положительно оценивая новые способы и варианты выполнения заданий. Необходимо поощрять их задавать вопросы, советоваться друг с другом, помогать товарищу. Мертвую тишину невозможно соблюдать, да она и не нужна на занятиях с дошкольниками. Но это совсем не означает, что они не должны понимать и осознавать учебную ситуацию, не должны регулировать свои действия и сдерживать эмоции. Именно в ходе занятий они учатся общаться и работать вместе и отдельно, уважительно относясь друг к другу.
Чрезвычайно важна и тактика педагога (воспитателя): она не должна быть жесткой, авторитарной, бескомпромиссной. Неприемлемы угрозы, наказания, насмешки, особенно по отношению к детям с серьезными проблемами, которые нужно преодолеть. Негативное отношение педагога (воспитателя) формирует у ребенка чувство неполноценности, неуверенности, тревожности.
Наша работа с ребенком за год-два до школы в значительной степени определяет и успешность адаптации к школе, и интерес к обучению, и эффективность любой обучающей программы, любой системы обучения. Только следует учесть, что это должна быть индивидуальная, т.е. собственная программа развития ребенка.
Марьяна БЕЗРУКИХ, доктор биологических наук, профессор, академик РАО, директор Института возрастной физиологии
_____________________________
* Для проведения этой работы мы рекомендуем: комплект «Ступеньки к школе» (Методическое пособие для педагогов, психологов, воспитателей: Безруких М.М. Ступеньки к школе. М.: Дрофа, 2004. – 200 с.; Комплект рабочих тетрадей для развития комплекса познавательных функций: М.М.Безруких, Т.А.Филиппова: 1 – Тренируем пальчики; 2 – Учимся рисовать фигуры; 3 – Учимся находить одинаковые фигуры; 4 – Учимся рассказывать по картинкам; 6 – Азбука счета; 7 – Учимся узнавать; 8 – Цвет; 9 – Мир вокруг меня; 10 – Учимся находить противоположности; 11 – Развиваем логическое мышление; 12 – Учимся учиться; М.М.Безруких: 5 – Азбука письма. А также следующие пособия: М.М.Безруких. «Готов ли ребенок к школе». М.: Вентана-Граф, 2004; М.М.Безруких. Леворукий ребенок. М.: Вентана-Граф, 2004; М.М.Безруких. Ребенок-непоседа. М.: Вентана-Граф, 2004.
Комментарии