Сегодня мы начинаем публиковать материал доктора биологических наук, профессора, академика РАО, директора Института возрастной физиологии Марьяны Безруких о том, каким должно быть предшкольное образование. Марьяна Михайловна убеждена – подготовка к школе должна идти лишь по индивидуальным программам, с учетом психологических и физиологических возможностей ребенка. Ни о какой фронтальной классно-урочной системе не может быть и речи.
Сегодня уже никто не обсуждает вопрос: «Нужно ли учить ребенка до школы?». Гораздо важнее решить: «Чему и как учить?», «Когда начинать обучение?», «Как учесть индивидуальные особенности развития каждого ребенка?».
Однако на вопрос, чему и как учить до школы, пока нет четкого и однозначного ответа, да и вряд ли он возможен. Различия в функциональном и психическом развитии детей, поступающих в школу, столь велики, что наиболее реальными и эффективными, по-видимому, могут быть только индивидуальные программы подготовки.
Создание и разработка индивидуальных программ – чрезвычайно сложная задача, к которой современный педагог и школьный психолог мало подготовлены прежде всего потому, что не очень хорошо знают ребенка, его функциональные возможности и возрастные особенности, его адаптивные ресурсы, ограничения, которые связаны со здоровьем, спецификой раннего развития, и многое другое. Кроме того, педагогу и психологу необходимо уметь выделить факторы риска в развитии отдельного ребенка и на их основе разработать оптимальную систему подготовки.
Важно подчеркнуть, что такая система должна быть многоплановой, а занятия с ребенком – ступеньками к школе, а не обучением его письму, чтению, математике. От того, как будут выстроены эти ступеньки, во многом зависят успешность последующей адаптации, эффективность обучения.
Исследования, проведенные в Институте возрастной физиологии РАО, показывают, что работа по подготовке ребенка к школе должна строиться с учетом психофизиологических закономерностей развития детей 6-7 лет, в противном случае мы можем не стимулировать развитие, а затормозить его. Поэтому важно помнить тезис Л.С.Выготского о том, что «только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой. Но обучать ребенка возможно только тому, чему он уже способен обучаться».
Варианты индивидуальной работы с ребенком при подготовке к школе могут быть самыми разнообразными, и их выбор зависит как от социально-экономических условий, от возможности родителей получить необходимую консультативную помощь, так и от квалификации специалистов, которые ведут подготовку детей к школе в учреждениях образования.
Мы не будем рассматривать вариант подготовки к школе детей, посещающих детский сад. Программы и методики таких занятий хорошо отработаны, а при составлении индивидуальных адаптивных программ могут быть использованы наши рекомендации. Кроме того, подготовка к школе в детском саду рационально включена в режим дня, организована по структуре и по времени. Совершенно иное – целенаправленные занятия с детьми дома или в учреждениях образования.
В последнее время широкое распространение получили занятия в дошкольной гимназии, которая в основном готовит себе будущих учеников. Это, как правило,
3-4 урока (30-35-минутных) во второй половине дня 2-3 раза в неделю. Нередко детей приводят и из детского сада. В большинстве случаев работа фронтальная, без учета индивидуальных особенностей, ведется по единой программе, как правило, подготавливаемой каждой школой или даже отдельным педагогом. Занятия часто ведут те учителя, которые будут набирать первые классы. Программа включает основы письма (или письмо), чтение (причем считается достижением определенная скорость), начала математики, кое-где иностранный язык. Дети, у которых есть трудности произношения, иногда занимаются с логопедом.
Такая подготовка не снимает проблем, которые могут возникнуть у ребенка в школе, а наоборот, может вызвать новые трудности из-за нерациональной организации занятий, несоответствия требований, неадекватности задач, которые ставятся перед дошкольником.
Четырехлетний опыт Института возрастной физиологии по анализу эффективности подобных вариантов подготовки к школе в дошкольный период не дал оснований для положительной оценки.
Основной негативный результат состоит в том, что 83% детей, прошедших обучение в дошкольной гимназии такого типа, не хотели идти в школу. Отрицательная мотивация – прямое следствие неадекватности задач (от ребенка требуется то, к чему он функционально и психологически не готов), осознания собственных неудач, неуспехов, трудностей и ощущение невозможности их преодоления.
Увеличение запаса сведений и знаний является фактически единственным положительным результатом подобных занятий. Наиболее значимо, на наш взгляд, то, что почти у 70% детей, закончивших обучение в дошкольной гимназии, остаются несформированными основные компоненты организации деятельности (понимание инструкции и умение действовать по ней, планировать свою работу, вносить коррекцию по ходу деятельности, работать без отвлечений и т.п.).
Несформированность механизмов организации деятельности ведет к возникновению комплекса специфических и неспецифических трудностей в обучении, является самостоятельной причиной школьных проблем или сопровождает несформированность других школьно-значимых функций. Например, нередки случаи, когда у ребенка выявляются дефекты зрительно-моторной координации, зрительно-пространственного восприятия, а реальной их основой являются нарушения организации деятельности.
Индивидуальная работа по подготовке к школе должна быть направлена на комплексное развитие ребенка и формирование школьно-значимых функций. Мы предлагаем здесь уникальную систему развития таких функций и подготовки к обучению в школе. Система включает около 400 заданий (в пяти тетрадях) разной направленности и сложности, что позволяет работать с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Основу организации такой работы определяют следующие принципы.
1. Системность. Развитие ребенка – процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа по развитию ребенка. (Комплект тетрадей «Ступеньки к школе» предусматривает целенаправленное развитие школьно-значимых функций).
2. Комплексность (взаимодополняемость). Развитие ребенка – комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции (например, речи) определяет и дополняет развитие других. (Каждая тетрадь комплекта взаимодополняет друг друга. Например, для развития моторики – тетрадь «Тренируем пальчики»; зрительного восприятия – тетрадь «Учимся рисовать фигуры»; зрительно-моторной координации – тетрадь «Учимся находить одинаковые фигуры»).
3. Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Индивидуальная программа подготовки к школе может и должна строиться в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учетом факторов риска. (Все задания в тетрадях разработаны с учетом психофизиологической структуры отдельных познавательных функций и в соответствии с их возрастными особенностями).
4. Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в процессе занятий, способствует их оптимизации и повышению эффективности и дает опору на функции, не имеющие недостатков, при одновременном «подтягивании» дефицитарных (отстающих) функций. (Все требования к выполнению заданий в тетрадях соответствуют структуре формирующейся функции и возможностям детей 6-7 лет).
5. Постепенность (пошаговость) и систематичность в освоении и формировании школьно-значимых функций, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
6. Индивидуализация темпа работы – переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего. (Разнообразие заданий позволяет распределить их для каждого ребенка в том количестве, той сложности, в таких сочетаниях, которые ему необходимы).
7. Повторяемость (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функции. (Задания в структуре всех занятий повторяются, постепенно усложняясь в каждой тетради).
Комментарии