search
main
0

Первые сто строк. Петр ПОЛОЖЕВЕЦ, Главный редактор «УГ»

Вы держите в руках необычный номер. На его страницах мы представляем вам всех участников нынешнего финала Всероссийского конкурса «Учитель года-2005». Честно говоря, когда пятнадцать лет назад в «Учительской газете» мы придумали этот конкурс, то и подумать не могли, какие страсти закрутятся вокруг него. Многие критики упрекали нас в том, что мы вовлекаем учителей в шоу-бизнес, что это плохой конкурс красоты, ухудшенный вариант КВН или капустник выпускников педагогических вузов. Нам говорили: вы заставляете учителей соревноваться, но это не только безнравственно и аморально, но и противоречит самому духу учительской профессии. Ведь даже в советское время не было соцсоревнования между педагогами. И так далее, и тому подобное. Иногда ни с того ни с сего вдруг звучал голос известного, уважаемого мною писателя, полжизни прожившего за рубежом и не очень представляющего, что на самом деле происходит ныне в российской школе. Он тоже обличал нас в шарлатанстве и предавал анафеме за разрушение традиций и духовности. Но время шло, и конкурс становился все более массовым. Почти все регионы стали принимать в нем участие.

Местные финалы превращались в настоящие праздники. Многие губернаторы не гнушались посидеть на конкурсных уроках. И уж главные награды учителя получали именно из их рук. Кое-где вокруг конкурса зародились настоящие педагогические фестивали, ярмарки инновационных идей или так называемые университеты педагогического мастерства. Давно миновали те времена, когда у конкурса был только один учредитель – «Учительская газета». Теперь среди его «отцов-основателей» – Федеральное агентство по образованию, Профсоюз работников народного образования и науки, Федерация Интернет Образования, а созданный пять лет назад Фонд поддержки российского учительства стал его официальным организатором. Многое изменилось за эти годы в процедуре конкурса, его программе, но осталось главное: мы никогда не определяли лучшего учителя страны. Это сделать невозможно. И не только в силу несовершенства индикаторов, которые могли бы определить, как на Олимпийских играх, чемпиона в педагогике, но и в силу аксиомы, сформулированной одним московским мальчиком. Когда его спросили, кто, на его взгляд, самый лучший учитель, он ответил: «Мой учитель». Для каждого ребенка его учитель самый лучший, как и школа, в которой он учится. Я не люблю сленг, ни профессиональный, ни молодежный, ни тусовочный. Но есть одно слово, которое очень точно определяет, на мой взгляд, миссию тех, кто участвует в конкурсе. Они «зажигают» других. Своими идеями, страстью, поиском, новыми методическими разработками. Участвуя в конкурсе, учителя получают общественное признание, которого им так не хватает. Вслушайтесь в телевизионные комментарии, почитайте большинство непедагогических изданий, и вы обнаружите, что, с одной стороны, критикуют Министерство образования, и прошлое, и нынешнее, за «непродуманные, поспешные, разрушающие лучшее в мире образование реформы», а с другой – винят учителей в том, что они непрофессиональны, не стремятся повышать свое мастерство, не владеют новыми интерактивными технологиями, не формируют компетенции, а просто дают знания и так далее. Сами можете продолжить. Вам эти претензии не менее знакомы, чем мне. Местные конкурсы и Всероссийский финал демонстрируют другое: у нашей системы образования есть огромный потенциал, богатство, которому может позавидовать любая зарубежная система образования. И доказательством этому служит, например, тот факт, что все чаще наших участников финала, не только победителей, стали приглашать за рубеж давать свои мастер-классы. Даже такая консервативная система, как английская, где новшества не очень приветствуются, а слово «новации» в педагогике носит почти что отрицательный оттенок, в прошлом году принимала на ура учителей года. В этом году Всероссийский финал впервые пройдет не в Москве, а в Калининграде. Оргкомитет конкурса решил, что надо двигаться по России и проводить финалы там, откуда прошлогодний победитель. Мы вам обязательно расскажем, как принимали конкурсантов в Калининграде, какие прошли встречи с педагогической общественностью. Я уверен: все будет отлично. Первый канал покажет церемонию награждения победителей, где, как всегда, будет мало чего от самого конкурса, зато много мелькающих на всех каналах попсовых исполнителей. Я же мечтаю о том времени, когда у людей из правительства прорежется политическая воля и они дадут команду государственному телевидению, которое содержится не только на миллиардные доходы от рекламы, но и на деньги налогоплательщиков, в том числе и двухмиллионной армии учителей, показать всей стране не концерт, а сам конкурс от начала до конца, со всеми дискуссиями, мастер-классами, презентациями и реальными уроками. Думаю, что по рейтингу это было бы похлеще любого реалити-шоу.

…Быть первым – всегда трудная миссия. Но если не будет первых, за кем мы пойдем? Каждый сам по себе? Толпой? Конкурс создал массовое движение, которое сегодня уже влиятельнее некоторых политических партий. Потому что именно оно формирует новую педагогическую реальность, новую основу для будущего страны. Едущие в Калининград знают, что без сильной системы образования мы превратимся в ничто. И поэтому едут. Спасибо вам за это.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте