search
main
0

Первые сто строк. Петр ПОЛОЖЕВЕЦ, Главный редактор «УГ»

Я работал на съезде Американской федерации учителей в Новом Орлеане корреспондентом ежедневной газеты. Хотя корреспондентом – это громко сказано. Меня пригласили туда в качестве гостя и попросили ежедневно писать колонку о своих впечатлениях. Я согласился. Мне было интересно, как будут редактировать мои впечатления. Никто не редактировал – исправляли лишь грамматические и стилистические ошибки. Президентом в то время был Клинтон. И все еще хорошо помнили его образовательную программу, которая была обнародована через месяц после прихода в Белый дом нового президента. После следующих выборов он продолжил традицию. Первой серьезной объявленной программой была снова образовательная.

Именно при Клинтоне стали настойчиво говорить о необходимости общенациональных стандартов по всем предметам. Согласно американским законам стандарты – прерогатива каждого штата. Клинтону нужно было чем-то заинтересовать школы, чтобы они сами захотели следовать общим стандартам, которые уже были разработаны независимыми образовательными агентствами. И он предложил выделять федеральные деньги тем штатам и учебным заведениям, которые станут работать по общенациональной программе. Кстати, именно при Клинтоне были выделены огромные суммы денег на превращение школ в школы полного дня, где дети могли бы находиться после занятий еще, как минимум, четыре-пять часов. Там, где такие школы были созданы, резко пошли на убыль детская преступность, правонарушения, насилие и вандализм.

Буш, придя к власти, через неделю обнародовал свою образовательную программу, которая называлась «Не оставить ни одного ребенка без внимания». Говорилось в ней о качестве образования, эффективном школьном менеджменте, специальных программах для тех детей, для кого английский не является родным. Особо Буш обеспокоился положением школ на военных базах и в гарнизонах. Была разработана специальная программа, как обеспечить детям военнослужащих качественное образование.

Блэр остался на посту премьер-министра Великобритании потому, что на прошлых выборах его партия во главу угла поставила образовательные проблемы: то же качество, ту же доступность, увеличение помощи государственным школам и усиление контроля за результатами обучения.

В России во время предвыборной кампании мало кто говорит об образовании, все больше о том, что сделают страну процветающей, каждому дадут шанс на достойную жизнь. Воспользуется он этим шансом или нет – это уже никого не интересует.

Объявленные Путиным национальные приоритеты во многом напоминают предвыборные программы западных лидеров. Но там все происходило по-другому: перед выборами претенденты на высокие посты говорили о том, что намерены сделать в том же образовании, а придя к власти, начинали свою деятельность именно с объявления образовательной программы, в которой четко были расписаны цели и средства, выделяемые для достижения этих целей. Бог с ним, когда это сделано у нас: до выборов, после или посреди президентского срока. Национальные приоритеты определены. Надо работать. Всем. И особенно региональным начальникам. Поэтому сейчас меня волнует другая тема. В цивилизованном государстве здравоохранение, культура и образование не являются по большому счету заложниками политики. Лечить людей и учить детей нужно при любом режиме, при любой партии у власти. Сейчас у нас происходит смена губернаторского состава. Кое-где старых губернаторов меняют на местных политиков, кое-куда вывозят из Москвы. Система образования больше всего страдает от шараханий из стороны в сторону. Основную траекторию движения нельзя менять очень часто. Потери невозможно сразу сосчитать. А они в кадровом составе большие. Мало где в регионах после смены власти на своих местах остались руководители системы образования. Их главная вина в том, что они работали при бывших. Но если они работали хорошо, эффективно, если система образования развивалась динамично, средства тратились рационально, каков резон был их менять? Только ради политических амбиций? Или нужно пристроить тех, кто когда-то оказал услугу, и теперь за нее можно рассчитаться?..

Разрушить всегда легче, чем построить. Чтобы стать лидером, надо иметь последователей. Чтобы сделаться пророком, нужно, чтобы были верующие. Чтобы прослыть знаменитым писателем, надо, чтобы были читатели. Чтобы иметь вес в педагогическом сообществе, достоинства начальника должны быть признаны педагогической общественностью. Многим этого никогда не удается добиться.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте