search
main
0

Первые сто строк. Петр ПОЛОЖЕВЕЦ, Главный редактор «УГ»

Вот и наступил июль. Мы всегда с тревогой ждем начала второго полугодия. В последние дни июня самый востребованный человек в редакции – Наталья Юрьевна Никитина из планово-финансового отдела редакции. Именно к ней сходятся все подписные данные: по каким индексам сколько у нас подписчиков и откуда они. В последнее время Наталья Юрьевна все чаще приносит радостные вести: после длительного стояния на месте постепенно начал прибавляться наш тираж. Растет не только число подписчиков «Учительской газеты», но становится все больше читателей и у наших приложений. Так случилось и на этот раз.

Правда, одно из приложений, которым мы очень гордились и которое выходило ровно десять лет, «Граждановедение», пришлось закрыть. Все эти годы оно было убыточным для редакции, доходы от тиража не покрывали расходов, а они с каждым годом росли все больше и больше. Это было уникальное издание, рассчитанное на учителей обществознания, обществоведения, граждановедения. На его страницах печатались планы уроков и конспекты семинарских занятий, представлялись новые методики и технологии, описывалась разнообразная проектная деятельность, велась широкая дискуссия о том, какими должны быть стандарты по обществоведению, что главное – теоретические знания об обществе и государстве или формирование у ребят социальных компетенций, навыков активного гражданства. Это приложение благодаря его бессменному шеф-редактору Маргарите Сергеевне Кургановой занималось как раз тем, о чем недавно говорил на встрече с представителями педагогической общественности Владимир Путин. Выступавший на этой встрече автор нового учебного пособия для учителей по обществоведению Леонид Поляков сказал, что в начале девяностых «мы выучили слова «демократия», «свобода», «гражданское общество». Нам дали эти кубики, и мы до сих пор их складываем». Мы и будем продолжать их складывать, если не перестанем учить детей прописным истинам, не научим их, как пользоваться своими правами и как выполнять свои обязанности, не привьем им страстное желание участвовать в общественной жизни. Вот почему так важно, чтобы ребята на школьной скамье почувствовали, что они могут изменять мир вокруг себя, было бы только желание.

Мне очень грустно, что на этой встрече никто не рассказал президенту об акции «Я – гражданин России», которая вот уже почти десять лет активно внедряется в педагогическую практику в шестидесяти регионах Российской Федерации. Дети не только изучают самую важную, на их взгляд, проблему школы, города, деревни, но и находят ее решение и добиваются реализации. О социальных практиках говорил на этой встрече известный московский директор Ефим Лазаревич Рачевский, о том, как дети изучали ситуацию с автомобильными пробками на Каширском шоссе, на что президент заметил: «Но пробки так и остались». Да, на Каширском шоссе столицы пробки остались, но благодаря проекту «Гражданин» в других местах именно ребятам удалось добиться того, чтобы не уничтожили реликтовую кедровую рощу, где собирались строить жилые дома, перенести автобусную остановку, создать молодежную биржу труда, сохранить местный исторический музей, открыть специальную группу для детей-инвалидов в спортивной секции, закрыть мусорную свалку посреди поселка. Мне кажется, именно такая деятельность развивает те компетенции, о которых так ратуют в последнее время чиновники всех рангов, и не только от образования.

Гражданское общество – это не миф и не навязанный нам Западом, как пытаются интерпретировать деятельность гражданских институтов некоторые эксперты, инструмент борьбы с государством. Гражданское общество – это возможность каждого человека быть услышанным, повлиять на то, какие решения принимает власть на местах и в центре, желание сделать нашу жизнь лучше. Проект «Я – гражданин России» помогает ребятам понять, что такое гражданское общество, как функционируют демократические институты в нормальном государстве. Ну и что из того, что этот проект был придуман в Америке, в Центре гражданского образования?.. Он давно переведен почти на сотню языков мира, адаптирован к национальным условиям и традициям. Я сам видел, как он работает в Мексике, Палестине, Венгрии, Польше, Иордании, США и Северной Ирландии. И везде он дает один и тот же эффект. Жаль, что лучшие национальные команды – проект «Гражданин» делают только командой – 14 июля соберутся впервые не в Москве, а в Вашингтоне. Редакция «УГ» несколько лет назад предлагала и Министерству образования, и кремлевской администрации, и Центру стратегических исследований провести такой форум именно в России.

Я сожалею о том, что никто на той встрече не сказал президенту, что Россия отказалась официально участвовать в международном сравнительном исследовании компетенций, знаний, мотиваций, приобретаемых нашими учащимися в ходе изучения так называемых общественных дисциплин. Мы боимся результатов? Других причин я не вижу, финансовые затраты на этот проект просто смехотворные…

…Мы будем писать обо всем этом теперь на страницах «Учительской газеты». Спасибо всем, кто остался с нами снова, и особенно тем, кто выбрал нашу газету впервые или вернулся к ней после долгого перерыва.

…А кто у нас лучший по подписке, мы сообщим вам сразу, как только Наталья Юрьевна окончательно обработает все тиражные ведомости.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте