Внуки вернулись с моря. Сын привез их нам на субботу. «Что делать будем?» – спрашиваю. «Вначале пойдем гулять, потом поиграем в машинки, а потом ты нам почитаешь». Мы отправляемся по отработанному маршруту: голубей покормить, на рыбок в зоомагазине посмотреть, побегать вокруг фонтана у Театра Вахтангова, а потом отправиться на качели. Усаживаю старшего и младшего и начинаю их раскачивать: «Выше кустов, выше деревьев, выше крыш, выше солнца, выше неба!» «А что такое небо?» – вдруг спрашивает старший, Святослав.
– Подними глаза, все, что над нами, – это небо…
– Оно, как крышка, землю закрывает?
– Нет, не закрывает. Мы живем на большой планете. Она называется Земля. Вот представь себе мяч, только очень большой. Земля похожа на мяч.
– Такой большой, как ты?
– Намного больше.
– Как наш дом?
– Еще больше. Однажды маленький муравей заблудился в Москве.
– А почему он заблудился?
– Вышел погулять без папы и мамы, потерял тропинку в траве и забыл, как ему домой вернуться.
– А мы никогда с Петей не ходим гулять одни. Всегда с мамой или папой.
– Молодцы!
– А ты представляешь, недавно Лиза ушла с площадки, не сказав маме. (Лиза – это подружка Святослава.) Хорошо, что она не потерялась, как тот муравей. Мама ее быстро нашла, она в беседке сидела.
-Так вот, про заблудившегося муравья. Для него Москва то же самое, что для нас с вами вся Земля.
– Такая большая?
– Очень.
– А небо высокое?
– Бездонное.
– Его нельзя достать? Нельзя коснуться?
– Нельзя.
– Почему?
– Потому что небо – это воздух, который окружает Землю.
– А почему оно голубое, если это воздух, которым мы дышим, который вокруг нас?
– Если его очень много, то он кажется голубым или синим. Это как вода на море: набери ее в стакан – она прозрачная, а посмотришь издали на море, оно кажется синим.
– Как то, на котором мы были?
– Да. А где вы были, на каком море?
Святослав старательно морщит лоб, вспоминая. Петр молчит, он вообще пока мало говорит. Вздохнув, Святослав смотрит на меня смущенно: «Я забыл…»
– Оно называется Средиземное море. А в какой стране вы были?
– В стране, где не было тебя и бабушки, – он смотрит на меня хитро. Я вспоминаю классический эпизод: «Скажи «рыба». – «Селедка».- А почему вы с нами не поехали?
– У нас было много работы. Но мы часто вспоминали о вас и скучали без вас.
– А как скучали?
– Нам хотелось поговорить с вами, поиграть, почитать вам сказки, вместе погулять, но вас не было рядом, в городе, вы были далеко. Нам хотелось, чтобы вы быстрее вернулись.
– Я тоже по тебе скучал, дедушка. И по бабушке. А ты, Петя?
Двухлетний Петя старательно кивает головой.
– Но я не хотел возвращаться. Море было такое красивое. Я насобирал тебе целую корзину камней, но мама сказала, что с ними нас в самолет не пустят, и я выбрал для тебя только три. Забыл принести. А ты был, дедушка, на море?
– Да, много раз. С твоим папой, когда он был маленьким, потом с бабушкой мы отдыхали, а иногда я езжу в командировки в города, которые расположены на берегу моря.
– А что такое командировки?
– Это когда на моей работе, в газете, меня посылают в какой-то город, чтобы я там встретился с разными людьми, поговорил с ними и написал об этом в газете.
– Как сказку?
– Иногда как сказку – грустную или веселую, иногда просто пересказать, что люди думают.
– А что люди думают?
– Каждый свое, но все хотят быть счастливыми, здоровыми, веселыми.
– Как мы?
– Как вы…
– Давай еще раз выше солнца, выше неба, и пойдем домой. Наверное, папа с мамой приехали за нами уже. Я соскучился. А ты, Петя? – Петя утвердительно кивает головой.
…Мы возвращаемся домой. Я боюсь себе представить тот момент, когда они перестанут задавать вопросы. Перестав однажды спрашивать, они могут больше никогда уже этого не делать. Как предотвратить это? Как уберечь этот дар всему удивляться и спрашивать, которым Бог награждает каждого при рождении? Может быть, всегда стараться отвечать на их вопросы – на все.
Комментарии