Я однажды уже рассказывал о том, что летом две английские газеты печатают общенациональный рейтинг школ. И тогда их тираж возрастает чуть ли не в три раза. Родители будущих учеников покупают газеты, чтобы знать, куда отдать свое чадо. Те, чьи дети ходят в школу, хотят убедиться, что правильно выбрали альма-матер для своего ребенка. А те, у кого уже взрослые дети, хотят удостовериться, что их школа не сдала своих позиций и все еще одна из лучших в округе. Во многих английских семьях в домашних архивах – пожелтевшие газетные страницы школьных рейтингов за многие годы. Так же бережно здесь хранят и школьные журналы, особенно выпускные. Каждая английская школа издает свой собственный журнал. У них разный дизайн, разное качество, периодичность, но смысл всех изданий один: мы гордимся нашей школой; она самая лучшая; мы любим своих учителей, а они – нас; конечно, как везде, есть некоторые проблемы, но мы их решаем все вместе.
Несколько таких журналов мне когда-то подарили, и я до сих пор храню их в своем архиве. Особенно мне нравится журнал, который я получил в подарок в школе Бедалис. Эту школу называют школой трех «эйч». По-английски с буквы «h» начинаются три слова: голова, сердце и руки. В этой школе ребят учат думать, сравнивать, анализировать, ничего не принимать на веру. Учат чувствовать, сопереживать, помогать ближнему. И многие вещи учат делать собственными руками. Мебель, например. Когда профессор из Оксфорда Джейн Гаррет, чей изысканный вкус ценит не только муж – профессиональный архитектор, но и коллеги по университету, увидела столы, шкафы, сделанные детьми, куда-то сразу делась вся ее английская сдержанность, она, всплеснув руками, стала поглаживать деревянные створки кухонного шкафа потрясающей красоты, приговаривая: чудо какое… Кстати, при определении места школы в рейтинге учитывается и то, какой именно журнал она издает. Я вспомнил об этом рейтинге не сейчас, а тогда, когда мы бурно спорили в редакции: надо ли печатать список трех тысяч школ и десяти тысяч учителей, получивших финансовую президентскую поддержку. В конце концов мы все-таки решили напечатать эти списки. Ведь по большому счету это и есть первый общенациональный рейтинг лучших школ и лучших учителей страны. Конечно, он не исчерпывает всех достойных. Но лиха беда начало. Приоритетный национальный проект будет продолжаться, появятся новые названия учебных заведений и новые имена педагогов, мы их тоже напечатаем. И все-таки, чтобы подстраховать себя, мы решили опросить рядовых читателей в десяти регионах. Данные опроса поразили нас. Более 70 процентов опрошенных считают, что такие публикации нужны, и приводят свои аргументы. Не могу удержаться, чтобы не процитировать некоторые ответы. Директор начальной школы-детского сада №122 города Омска Любовь Ивановна Рахметова на наш вопрос ответила так: «Мне было очень интересно узнать имена победителей, все три тысячи прочитала увлеченно, как детектив. И не только омичей. Ведь в Москве на семинарах, курсах знакомишься со многими людьми. И не всегда удается, правда, поговорить подробно, не каждый станет хвастать: моя школа лучшая. Теперь понятно, у кого перенимать опыт, буду возить с собой как памятку». А вот что считает Петр Иванович Полоухин, директор средней школы №1 села Таврическое той же Омской области: «Я увидел в списке соседей – Ленинскую школу. Знал, что участвуют в конкурсе, что надеются на победу, болел за коллег. Сами мы как-то не решились, но успех соседей подогрел азарт. Мы бы, конечно, и так узнали об их победе, но список, который можно положить перед глазами, который изучил каждый учитель, – совсем другое дело. Это уже серьезно, это действует лучше, чем сказанные слова». Учитель краеведения и истории Петропавловской средней школы, лауреат конкурса «Учитель года России – 2004» Александр Витальевич Рахно уверен, что «конкурс должен быть открытым. Публикация списка победителей – одно из условий, обеспечивающих его прозрачность. Другое дело, что об этих школах хотелось бы узнать побольше, не только их названия. Для меня это новые адреса опыта. Непременно обзвоню сибиряков, предложу вступать в созданный недавно межрегиональный клуб «Учитель года». Учитель русского языка самарской средней школы №43 Инна Валентиновна Кипарисова говорит, что «это своеобразный рейтинг школ, рейтинг успешности, это интересно читать». А завуч средней школы №82 города Самары Наталья Степановна Григорьева ответила, что «такая информация повысит престиж школы в глазах общественности, родителей». Вот еще одно мнение. Директора школы №11 Нижнего Новгорода Татьяны Павловны Прохоровой: «Интересно узнать, кто участвовал и победил. Мы тоже участвовали, но, к сожалению, не вошли в двадцатку лучших городских школ. Но от губернатора получили как участники сто тысяч и оборудование для кабинетов. Так что отрицательный результат тоже оказался результатом». Буду объективным и приведу противоположное мнение. Так, директор школы №162 города Самары Тамара Николаевна Фролова спрашивает: «Что делать с этой информацией? У нас все директора и так ее получили». А учитель немецкого языка средней школы №133 того же города Татьяна Евгеньевна Воронкова еще более категорична: «Информация бесполезная. Эти школы и так все знают в своем городе. Про школы других городов никому не интересно знать». Закончить же короткий обзор ваших ответов мне хочется словами учительницы русского языка и литературы Валентины Дмитриевны Гельмановой: «Строго говоря, я уже почти не учитель школы № 7 и даже не омичка. У меня впереди переезд в другой город. Это не как пожар, это хуже. Вроде бы не до чтения газет. Но открыла список, и такая гордость охватила за Омск, за коллег. К тому же я теперь знаю, в какие школы в другом городе в первую очередь идти проситься на работу». Спасибо всем, кто отвечал на наш опрос.
…Приятного вам чтения нового списка – десяти тысяч учителей, получивших президентскую поддержку. Мне очень хочется, чтобы каждый из вас оказался в этом списке.
Комментарии