Нину Александровну в школе называли «лисичкой». Не потому что хитренькой была или умела к любому начальству подлизаться. Просто однажды на новогоднюю вечеринку она вырядилась во все желтое. Платье желтое, туфли желтые и шляпа желтого цвета с загнутыми вверх полями. Ее лучшая подружка, учительница литературы Анна Семеновна Подлозова, так и ахнула, увидев Нину: «Ты на лисичку похожа. На гриб». Вот и прицепилось это прозвище к ней намертво. Она и платье-то больше не надевала, и шляпу забросила на антресоли, не помогло. Хотела обидеться на Анну и перестать с ней разговаривать, но подумала, что подруга не со злости «приклеила» ей это имя, да и не такое оно уж плохое, и где найдешь еще такую подругу. С ней она дружила давно, с первого курса института. Хотя учились они на разных факультетах, но жили в общежитии в одной комнате, вместе по утрам наматывали круги на местном стадионе, вместе плакали, слушая, как играет сонаты Бетховена Татьяна Николаева, заехавшая в их провинциальный город на гастроли.
Когда пришло время отправляться по распределению, они обе попросились в одну и ту же школу – дальний райцентр. В городе было две школы, по полторы тысячи учеников в каждой, по пять параллельных классов, тридцать человек в каждом. Первая школа считалась элитной, располагалась в центре городка, между райкомом партии и старой, позапрошлого века церковью. Школьный двор почти переходил в городской парк, ухоженный, чистенький, с фонтаном в центре, скульптурной группой юных пионеров, идущих бодрым шагом в светлое будущее, и гранитной Доской почета, где раз в год менялись фотографии передовиков производства. Под тенистыми липами стояло несколько будочек – там продавали газированную воду и мороженое, а иногда и жареные пончики с повидлом. Вторая школа считалась дальней, почти сельской, потому что находилась в километрах трех от центра, рядом с рынком, на берегу чистой и спокойной речки Горбашки. В эту школу ходили дети не только из городка, но и из деревень, расположенных на другом берегу речки. Юные выпускницы пединститута попали в «неэлитную» школу. Директором у них была строгая Римма Сергеевна, женщина без возраста. Ей можно было дать и сорок лет, и все шестьдесят. Она носила черные костюмы, белые блузки с рюшами, черные туфли, и у нее всегда были одинаково уложены волосы. Муж Риммы Сергеевны служил в местном районном суде. Однажды Римма Сергеевна, вернувшись из роно, сказала: «От нас ждут новых методик, новых технологий, прорывов. Будем учить по-новому. На следующий педсовет жду конкретных предложений». Первой выступила Нина Александровна: «Я хочу, вместо того чтобы всю четверть изучать ботанику в классе, провести с детьми недельную экспедицию на Черном болоте, найти и описать занесенные в Красную книгу растения – а там их аж пять видов, и есть мхи, которые не изменились на протяжении миллиона лет». Нина Александровна не знала, что это был настоящий проект. Так в то время начинали работать лишь в немногих европейских школах, методисты только приступили к описанию алгоритма такой учебно-исследовательской деятельности. Вы не поверите: восьмидесятый год, страна еще учится по одним и тем же программам, по одним и тем же учебникам. А директор взяла и разрешила эксперимент. Целую неделю Нина Александровна с утра до вечера готовилась к экспедиции: переговорила со всеми родителями, у туристической станции выпросила палатки, договорилась с физруком и учителем труда, что они отправятся вместе с ней. Это была настоящая экспедиция! В один из дней они заблудились, и пришлось возвращаться почти десять километров назад. В другой день утопили рюкзак почти со всеми собранными материалами, физрук вынужден был нырять за ним. Вечерами они сидели у затухающего костра и слушали рассказы Нины Александровны о том, что было на этом месте миллионы лет назад, какие леса здесь шумели и какие динозавры прятались в зарослях. Через месяц на директора написали в обком партии анонимку, что она, вместо того, чтобы организовать учебный процесс, отпустила детей в какой-то непонятный поход. Но это еще полбеды! Она разрешила учительнице литературы провести урок в местной церкви, ссылаясь на то, что там есть иконы, место которым в художественном музее, а дети их никогда не видели и, может быть, никогда и не увидят. Да что урок в церкви, учительница попросила детей посмотреть по углам, поспрашивать своих родителей, дедушек и бабушек, есть ли у них в доме иконы, как они появились. И кощунство – в школе организовали выставку икон и даже экскурсии проводили. Нагрянула комиссия. Проекты по биологии и русской литературе осудили как ненаучные, непедагогические, наносящие вред учебному процессу и воспитанию подрастающего поколения. На комсомольском собрании молодых учительниц пропесочили, а директрисе на бюро райкома партии вынесли выговор…
Прошло двадцать пять лет. Нина Александровна Вочарова и Анна Семеновна Подлозова давно не живут в Синегорье. Обе они в девяносто втором году оказались в Канаде и создали там свою маленькую частную школу. Вначале в ней учились только дети эмигрантов. Теперь это одна из самых престижных школ Онтарио. Римма Сергеевна после выговора долго болела, потом ушла на пенсию и через пару лет переехала к сыну в Москву. Он занимает большую должность в крупной компании. У него свой дом в Подмосковье. Там и живут теперь Римма Сергеевна с мужем.
Она подошла ко мне в нашем дачном магазинчике: «Простите, вы, кажется, редактор «Учительской газеты»?» «Да», – ответил я, слегка удивившись. «Я читаю вашу газету до сих пор, хотя уже почти двадцать лет не работаю в школе… Вот вы рассказываете своим читателям разные истории, а хотите, я вам расскажу свою?..»
…Вокруг их дома нет ни роз, ни гладиолусов, ни астр. Только ландыши, иван-да-марья, ромашки и колокольчики. Римма Сергеевна так захотела…
Комментарии