Вот и зима наступила. Правда, без снега, вьюг и трескучих морозов. В Москве, как и в Лондоне, Париже и Мадриде, – одинаковая предновогодняя погода. Мы выравнялись с Европой. Жаль, что только по одному показателю – столбику термометра. Я бы предпочел, чтобы у нас была традиционная русская зима и розы на даче не выбрасывали в декабре бутоны, которые никогда не расцветут, а уровень жизни достигал бы западного. Я всегда поражался спокойствию англичан, французов, итальянцев. Все европейцы, в том числе и вспыльчивые итальянцы, внутренне спокойны. Это спокойствие идет от уверенности в завтрашнем дне, от социальных гарантий, которые дает им государство, от знания, что закон для всех един – и для главы государства, и для подметающего парижские бульвары дворника.
Нам говорят: мы слишком долго жили в тоталитарном государстве, наша экономика слишком долго была плановой, люди среднего поколения не хотят перестраиваться, и поэтому мы так плохо и бедно живем… Правда, не все. В основном бюджетники. Переходный период – тяжелая штука. Особенно когда ломается строй, формация. Надо менять все механизмы: финансовые, экономические, социальные, ментальность людей надо менять.
Ефим Рачевский, директор образовательного комплекса «Царицыно», чья школа была недавно названа в Кремле школой школ, как-то сказал мне: «Вы даже не представляете, как сильно отличается поколение тридцатилетних и сорокалетних родителей. Вторые заходят в кабинет директора стучась, чуть приоткрыв дверь, спрашивая: «Можно?» Первые врываются порывисто, протягивают сразу визитку, они чувствуют себя партнерами школы, заказчиками…» Они платят налоги, поэтому хотят, чтобы школа учила их детей качественно, и таких все больше. Хотя надо честно признать, что для многих родителей школа все еще остается камерой хранения. Они отдают туда на время ребенка и хотят, чтобы его им в целости и сохранности вернули в конце дня, а еще лучше – в конце четверти, учебного года или вообще одиннадцатого класса.
Школа и родители должны научиться работать в режиме открытого диалога, вместе помочь формировать каждому подростку его собственную позицию. Поддержать его, став для него поводырем не только в мире знаний, но в мире ценностей.
Как научиться быть партнером школы, как эффективно помогать ей, как оценивать ее результативность – обо всем этом мы будем писать в следующем году на страницах «Родительской газеты». И не только об этом. Как найти общий язык со своими взрослеющими детьми. Как избежать с ними конфликтов, как остаться друзьями после серьезных выяснений отношений, как уберечь их от пагубного влияния плохих компаний, как различить первые признаки употребления наркотиков, алкоголя и компьютерной зависимости. Я прошу классных руководителей рассказать родителям о нашей специальной газете в газете, которая поможет выбрать им правильную линию во взаимоотношениях со своими детьми и стать реальным партнером школы. Для вас же, дорогие «классные» классные, мы тоже открываем специальную страницу, которая будет выходить каждую неделю. Начнем мы ее с дискуссии, сколько и за что нужно платить классному руководителю. Мы расскажем о тех формах и методах работы, которые вы используете, чтобы сделать каждый класс настоящим коллективом, где каждый ребенок – уникальная индивидуальность. И конечно же, мы ждем от вас писем, статей, размышлений о сущности труда классного руководителя, о том, как вы не просто проводите мероприятия, а проживаете вместе со своими подопечными настоящую жизнь. Школа ведь не подготовка к жизни, а самая настоящая жизнь и есть.
Нам обещают, что к концу следующего года все российские школы, даже те, где нет телефона, будут подключены к интернету. Специально для тех школ, которые именно в рамках нацпроекта впервые получают доступ к Сети, мы открываем в следующем году специальную страницу «ИКТ в образовании». Она, как и страница для классных руководителей, будет выходить каждую неделю. Несколько лет назад, если вы помните, мы выпустили пару очень толстых номеров «Учительской газеты», по 96 страниц, – они рассказывали о применении информационно-коммуникационных технологий в школе на разных уроках, в воспитательной работе, при управлении учебным заведением. Я помню, как встретил на одном из образовательных форумов директора сельской школы из Ленинградской области. Она мне сказала: «Читала всю ночь последний выпуск. Как роман, до утра». Это самая лучшая оценка наших проектов, которую я когда-либо слышал. Используя опыт тех выпусков, мы будем печатать материалы, которые помогут вам наиболее эффективно использовать открывшиеся возможности.
Оставайтесь с нами, и вы станете участниками конкурсов, которые будут объявлены в начале года для читателей каждой из этих страниц. Мы надеемся также, что наши публикации помогут вам принять участие в новых конкурсах в рамках национального проекта «Образование» и победить.
Если вы хотите остаться с нами, не забудьте подписаться на нашу газету на следующий год. У вас в запасе осталось всего несколько дней. Я буду очень признателен каждому из вас, наших давних и верных подписчиков, если вы посоветуете и своим коллегам подписаться на нашу газету на следующий год, а также напомните руководителям своих учебных заведений, что в школьной библиотеке должна быть подшивка вашей «Учительской газеты».
P.S. Я жду ваших писем и лично мне.
Комментарии