Вот и отзвенели, отшумели выпускные балы. Значит, можно подводить итоги года. Хотя, как сказал мне недавно директор центра образования «Царицыно» Ефим Лазаревич Рачевский, итоги учебного года он подводит чуть ли не накануне первого сентября. Что тут скажешь? У каждого великого директора свои привычки. Для меня самым важным событием, хотя и не очень замеченным педагогическим сообществом, стало принятие нового закона о стандартах. По большому счету это настоящая революция в образовании. И ее еще предстоит осознать всем участникам образовательного процесса. Если о содержании новых стандартов не говорил только ленивый, то два других блока – требования к результатам, а точнее, результативности образования, и требования к условиям реализации образовательного процесса – оставались и продолжают оставаться в тени. Но именно эти требования – самая большая на сегодняшний день нерешенная проблема и самый сложный вызов, как принято теперь говорить.
Как оценить результаты, качество обучения каждого ребенка? ЕГЭ становится одним из инструментов этого процесса, но, на мой взгляд, далеко не самым главным и не самым важным. Важнее личные достижения каждого ученика, его прогресс. Говорят, тут портфолио выручит. Но как пересчитывать в баллы собранные в одном фолианте вырезки из стенной газеты, проектные разработки, грамоты? А может, и не надо их в баллы пересчитывать… Как оценить усилия Вани Петрова, который в шестом классе в начале учебного года в диктанте делал сорок ошибок, а к концу – всего десять? Все равно двойка, но какой прогресс! Как отразить изменения в поведении Гены Швецова, который был задирой и драчуном, а стал чуть ли не круглым отличником с примерным поведением? Надо думать о том, как разрешить существующий конфликт между результатом образования, который невозможно формализовать и объективно исчислить в баллах, и требованием общества формальной оценки результатов прохождения обучения. Без разработки новых методик оценивания личных достижений и индивидуального прогресса каждого ученика закон о стандарте останется лишь декларацией. Я уверен, что личные достижения ученика и его индивидуальный прогресс – вот самый главный критерий оценки деятельности учителя, качества его работы и основа для начисления ему заработной платы. Еще один вопрос для осмысления: как коррелируется новая система оплаты труда с новыми стандартами?
Что же касается условий реализации образовательного стандарта, то и тут пока неразбериха в общественном сознании. Что это за условия? Материально-технические? Финансовые? Кадровые? Санитарно-эпидемиологические? Здесь вроде бы все ясно. Но есть еще социально-психологические, организационно-управленческие, инвестиционные. Кто за них отвечает в условиях введения нормативного финансирования? Просчитана ли вся физическая база этих условий? И что будет происходить, если эти условия не будут выполняться, кто за это будет отвечать?
Еще одним итогом прошлого года для меня были наши результаты в международном сравнительном исследовании качества чтения. Анализировалось не просто умение четвероклассников читать, а их умение понимать текст, сравнивать, придумывать ассоциации, улавливать скрытые связи. Наши дети наряду с двумя другими странами оказались лучшими. Но меня все больше мучит вопрос: почему эти ребята, которые не только умеют грамотно читать, но и любят читать в начальной школе, делают это с удовольствием, к шестому-седьмому классу показывают не лучшие результаты по русскому языку и математике, теряют мотивацию к обучению? И особо серьезный вопрос: почему они в старших классах практически перестают читать художественную литературу? Учителя литературы почти в один голос утверждали, что если литература перестанет быть обязательным предметом для итоговой аттестации, то им не удастся детей заставить читать. Экзамен – стимул. Или кнут. Значит ли это, что учительский талант, умение, методическое мастерство (я знаю десятки талантливейших учителей литературы) не играют никакой роли? Что они бессильны? Что наши дети стали чистыми прагматиками и это результат нового времени? Или все-таки проблема в другом? В наших историко-литературоведческих программах, огромном количестве обязательных для прохождения литературных произведений? Может быть, лучше каждый год изучать пять-десять авторов, но так, чтобы после этого изучения дети сами захотели прочитать всех тех, кто не вошел в школьную программу? И не надо путать школьный курс литературы с программой филологического факультета…
Третье событие уходящего учебного года для меня знаковое. Потому что я слишком давно и всерьез занимаюсь проблемами гражданского образования. В прошлом году началось масштабное международное исследование качества именно этого образования восьмиклассников. Россия после некоторых сомнений тоже решила принимать в нем участие. И уже есть первые результаты пробного анкетирования. Наши ученики справились со всеми заданиями. Их показатели выше средних результатов тридцати двух стран, участвующих в этом исследовании. Значит, жизнь школы меняется, меняются методы и методики преподавания. И самое главное – дети все больше начинают понимать, что этот мир зависит от них. Это их мир. И они его могут строить, менять, улучшать. Если захотят.
Комментарии