Дорогие друзья! Вы держите в руках необычный номер. Во-первых, «Учительская газета» вместе с Министерством образования и науки приготовила для вас подарок. Внутри газеты вы найдете плакат «Что такое ЕГЭ». Это своеобразная «дорожная карта», навигатор, календарь для учащихся. В краткой, сжатой форме там изложены ответы на наиболее часто задаваемые вопросы, связанные с единым государственным экзаменом. Пригодится такой плакат и для педагогов. Они могут использовать его в работе с родителями. Поэтому у меня к вам большая просьба: повесьте этот плакат на самом видном месте в вашей школе, чтобы каждый выпускник мог с ним ознакомиться. Попросите классных руководителей выпускных классов обратить внимание их подопечных на него. Если у вас есть возможность, плакат можно размножить в таком же формате и развесить в нескольких местах. Мы выпустили этот плакат для того, чтобы развеять слухи и страхи, связанные с проведением единого госэкзамена.
Досье «УГ»Внимание! Плакат «Что такое ЕГЭ» в формате pdf вы можете скачать/просмотреть здесь.
Недавно в редакции нашей газеты прошел «круглый стол» со студентами московских вузов, на котором мы обсуждали проблемы ЕГЭ. Все участники однозначно отметили, что ЕГЭ выполняет свою социальную функцию весьма успешно. С контрольно-измерительными материалами тоже стало меньше проблем, но вот подготовка к экзамену и сама процедура его проведения вызывают еще много нареканий. Мне кажется, единый экзамен – отличный инструмент диагностики качества образования в конкретно взятом учебном заведении. Его нужно использовать для того, чтобы улучшить образовательный процесс, найти новые подходы, выявить скрытые резервы коллектива. Но результаты единого экзамена ни в коем случае нельзя использовать для сравнения учебных заведений, находящихся даже в одном городе, не говоря уже о сравнении регионов по количеству набранных баллов выпускниками на итоговой аттестации. Понятно, что надо улучшать качество кимов, процедуры проведения экзамена, что надо более четко сформулировать его цели, но не надо с ним бороться, пытаясь заставить законодателей отменить единый экзамен. Звучат голоса: давайте отменим его если не навсегда, то хотя бы на время кризиса. Зачем? Внятного ответа я не слышу ни от кого. Кризис может длиться еще долго. Это политики могут сказать, не очень задумываясь, что мы начнем выходить из кризиса в ближайшее время, но ни один уважающий себя экономист не даст точного ответа. По самым оптимистичным прогнозам независимых экспертов, мы, Россия, начнем выходить из кризиса не ранее 2012 года. Не уверен я и в том, что отмена единого экзамена позволит, как заявляют некоторые управленцы, сэкономить большие деньги для образования. Временная экономия намного превысит отсроченные потери. Кстати, в условиях кризиса на образовании нужно не экономить, а наоборот, вкладывать средства, точно так же, как и в науку, чтобы после выхода из кризиса было кому строить новую экономику и создавать новые технологии. Мы гораздо легче переживали бы нынешний, если бы наша экономика не зависела от двух труб, нефтяной и газовой.
Во-вторых, вы найдете в этом номере два проекта стандартов второго поколения. С вариантами одного из них, разработанного в рамках ФЦПРО коллективом под руководством А. А. Кузнецова и А. М. Кондакова, вы уже знакомились на наших страницах. Мы активно его обсуждали на нашем форуме, провели несколько «круглых столов» в редакции. Теперь печатаем доработанный вариант. Согласно последнему постановлению правительства можно разрабатывать и альтернативные проекты стандартов и представлять их в специально созданный Министерством образования и науки совет для рассмотрения. Сегодня мы знакомим вас с проектом, подготовленным Институтом проблем образовательной политики «Эврика». Ждем от вас, как и раньше, ваших замечаний, предложений, комментариев к обоим проектам. Будем искренне признательны тем, кто отважится на сравнительный анализ опубликованных документов. Средства для связи с редакцией прежние: электронная почта, телефон, письма.
В-третьих, в этом выпуске вы найдете вкладку о новой системе оплаты труда. Напишите нам, а как в вашем учебном заведении вводится эта система, улучшила ли она ваше положение или ухудшила, с какими рисками столкнулись при ее введении. И вообще давайте поговорим о том, за что надо платить учителю и как оценивать то, за что ему надо платить. Мы собираемся вскоре провести на эту тему «круглый стол» в редакции, и ваши мысли нам бы очень пригодились.
Так уж получилось, что в сегодняшней колонке я обращаюсь к вам с одними просьбами, но ведь мы вместе с вами делаем газету. В конце марта выйдет третий выпуск газеты в газете «Фундаментальные понятия». На этот раз будет рассматриваться тема «Симметрия (отражение)». Нам очень важно знать, как вы оцениваете эти выпуски, обратили ли вы на них внимание, использовали ли как-то в своей работе, не хотели бы вы сами написать что-то в следующие выпуски. Найдите, пожалуйста, несколько минут, чтобы ответить и на эти вопросы.
Ваши письма нужны нам как воздух, как вода, как небо над головой. Знаете почему? Они нам подсказывают, как правильно делать газету, о чем надо писать, против чего выступать, кому помогать. Мы ведь ваша – учительская – газета. Очень хочется в это верить.
Петр ПОЛОЖЕВЕЦ
Комментарии