Я получаю десятки писем. С признаниями в любви. Приглашениями приехать. Благодарностями газете за помощь. Критикой наших публикаций. Требованиями немедленно вмешаться в конфликт. Я привык к таким письмам, но это выбило меня из колеи на несколько дней.
Пришло оно из Иркутской области. Наша читательница раздраженно спрашивала меня: «Зачем вы все время повышаете цены на подписку? Зачем наживаетесь на учительских грошах?». Придя в себя, я решил ответить на это письмо публично, в «Первых ста строках», хотя всегда писал в них о другом. Были времена, когда тираж нашей газеты достигал полутора миллионов экземпляров. Тогда мы жили еще в великой стране, занимавшей одну шестую земной суши. Газета стоила всего три копейки за номер. В те дни и у других советских изданий были тиражи, периодически попадавшие в Книгу рекордов Гиннесса. Даже самые влиятельные западные газеты завидовали «Комсомолке», «Известиям» и «Труду». В восемьдесят пятом году, когда я начал работать в «Комсомолке», ежедневно нашу газету утром получали 20 миллионов читателей. Редакции тогда не волновали хозяйственно-финансовые вопросы. За материальную сторону производства отвечал учредитель, «хозяин», чьим органом было издание, – ЦК партии или комсомола, Верховный Совет или Совет Министров, ВЦСПС. В девяносто первом году успешно функционирующая семьдесят лет система рухнула. Газеты стали свободными. Это их потом начнут покупать-перекупать, а в первые годы после распада Советского Союза они выживали только благодаря усилиям журналистских коллективов. Теперь самим приходилось все считать: сколько стоит бумага и где ее покупать, в какой типографии печататься, сколько раз в неделю выходить и какое штатное расписание держать. Цены за подписку мгновенно скакнули вверх. Не было больше доброго дяди, готового платить за убытки. Поскольку все эти годы росла стоимость всего, что необходимо для создания газеты, постоянно увеличивалась и подписная цена. В первые годы «новой независимости» тиражи упали у кого в 20 раз, у кого в 10, у «Учительской газеты» – в три. Но настоящим бедствием для очень многих изданий стал девяносто восьмой год. Финансовый кризис мгновенно увеличил цены на все, что связано с производством, почти в пять раз, зарплаты бюджетников практически во столько же уменьшились. Я понимаю, что, прежде чем выложить половину месячной зарплаты за полугодовую подписку, приходится хорошенько подумать. Денег и так хронически не хватает на самое необходимое. Но мы, я и мои коллеги, очень хотим, чтобы «Учительская газета» принадлежала к разряду самых необходимых вам вещей. Скажу вам честно: мы бы рады делать совершенно бесплатную газету для всех российских педагогов, для преподавателей высшей школы, тех, кто работает в профтехучилищах и техникумах, детских садах и учреждениях дополнительного образования, для родителей, чьи дети учатся в школе. Но кто будет платить за производство газеты?.. Желающих нет. Педагогическое издание – это не нефтяные и газовые месторождения, которые окупят любые вложения. И не алмазные рудники, и не никелевые и алюминиевые заводы. Поэтому олигархи не спешат с поддержкой. Ни правительство, ни Министерство образования, ни профсоюзы не оплачивают наши расходы. Мы их оплачиваем сами, получая средства за подписку от вас. Цена, которую мы заявляем, – это всего лишь себестоимость издания. И ни одной копейки прибыли. Кстати, вам приходится платить к нашей цене часто в самом деле неоправданную сумму еще и монополисту – почте, которая устанавливает свои накрутки за доставку газеты от отделения связи до ваших дверей. Иногда они в некоторых регионах доходят до трети наших затрат. Реклама тоже нас и вас не спасает. Богатые рекламодатели, чей товар – бриллианты, одежда «от кутюр», дорогие автомобили, шикарные круизы, супернавороченная бытовая техника, прекрасно знают, кто наш читатель и сколько он зарабатывает, даже если тянет две ставки и еще где-нибудь подрабатывает. Поэтому, будучи ничьими, мы свободны. И будем свободными до тех пор, пока вы остаетесь с нами. Я иногда думаю, что ничего не изменится в нашей стране до тех пор, пока мы не заставим власть имущих прислушиваться к мнению рядовых граждан о реформах, переменах, нововведениях, и экономических, и политических, и административных, и социальных. Нужно создать такой механизм, который бы не позволял принимать любое кардинальное решение без учета общественного мнения, без проведения общественной экспертизы. Но и мы сами должны проснуться. Сонное безразличие – почти что сон разума, порождающий чудовищ. Новый учебный год – год выборов: депутатов Думы, мэров и губернаторов, президента. Подумайте, что сделали нынешние лидеры, находящиеся у власти в вашем городе, районе, области, стране, оправдали ли они ваши ожидания, выполнили ли свои предвыборные обещания. И подумайте, стоит ли голосовать за них снова? Подумав, напишите нам. Один голос можно и не услышать. Голос всего учительства – уже сила. Мощная, как ураган.
Издавая газету, мы стараемся давать вам как можно больше информации: что делают правительство, Министерство образования, профсоюзы, Дума для системы образования. С чем-то мы соглашаемся, что-то не принимаем. Но и поддерживая чью-то позицию или идею, мы не претендуем на знание истины. Мы тоже можем ошибаться, не замечать каких-то рисков, не прогнозировать отсроченных последствий. Поэтому спорьте с нами, с нашими авторами, предлагайте свое решение проблем, критикуйте.
Наши страницы – ваши страницы. Я рад, что даже в нынешнее непростое время у нас есть столько – почти сто тысяч – постоянных подписчиков. Оставайтесь с нами! Я уверен, что вместе мы многое сможем сделать для российской школы, наших детей, для вас, а значит, для будущего страны, которой, несмотря ни на какие передряги, «социальные травмы» переходного периода, все равно суждено быть великой.
Комментарии