search
main
0

Первые сто строк. Петр ПОЛОЖЕВЕЦ, Главный редактор «УГ»

…Мы не отвечаем за прошлое нашей страны. Мы можем отвечать только за свое собственное прошлое. Но мы должны хорошо знать наше прошлое, понимать его, уметь оценивать, чтобы случившееся в прошлом не повторилось в будущем. Это касается не только нас, россиян, бывших советских, но и всех остальных в мире. Тем более людей, занимающихся гражданским образованием…

Будапешт. Последние дни мая. Отцветает акация. Туристы сидят в маленьких кафе на набережных Дуная и потягивают густой, как южная ночь, кофе. В старом городе, на горе, рядом с церковью Матяша проходит мировой конгресс по гражданскому образованию. Участвуют представители около пятидесяти стран. Солируют, как всегда, американцы, что и справедливо: их программа, их деньги, их идеи. В гостиничных номерах на видном месте лежит ежемесячный гид по столице. На третьей странице – календарь, что где происходит в мире. Читаю: «Москва. Девятое мая. Типично русское событие. Отмечают в этот день память погибших в сорок первом году в битве под Москвой. Поминание происходит в основном в парке Победы». На одной из сессий хозяева показывают, на их взгляд, самый удачный урок, скажем так, по граждановедению. Что-то похожее на театр слова. Детям дали задание найти публицистические или документальные описания событий пятьдесят шестого года. Они стоят спиной к залу. Ведущий называет только даты. Когда наступает время проговорить свой кусок, ученик поворачивается к зрителям и проговаривает свой текст. Тексты взяты из газет, журналов, книг. Пронзительные, обжигающие, напряженные. Написанные разными людьми. Но об одном и том же. Как русские, то есть советские, своими танками растоптали венгерскую революцию. После сессии американцы, неловко улыбаясь, спрашивают российских участников: «Вы не обиделись?» Один из наших рассказывает им то ли действительный случай, то ли анекдот. Сидят в баре грустные венгры, смотрят, как по улицам идут танки, и не знают, что им делать дальше: то ли на баррикады отправляться, то ли хватать чемоданы и бежать в соседнюю Австрию. Вдруг рядом с баром останавливается танк и заходят три танкиста. Выпить пива. Один из венгров встает, поднимает свою кружку и говорит: «За свободную Венгрию!». На что русский танкист, поднимая свою кружку, отвечает: «За свободную Эстонию!». Американцы смеются, а потом серьезно говорят: «То, что венгры рассказали о пятьдесят шестом годе, можно спокойно перенести на сегодняшний Ирак и Америку. Все больше американцев задаются вопросом: что мы там делаем?» Кто-то добавляет: «Если бы у нас был такой же закон, как у вас, об обязательной военной службе и все наши сыновья служили в армии, то войны с Ираком точно бы не случилось. Национальные интересы важны для нас до тех пор, пока они не коснутся наших семей, наших детей. Только тогда мы начинаем себя спрашивать: а может быть, это вовсе и не национальные интересы нашей страны, а коммерческие проекты процветающей элиты?» Вечером нам показывают древнюю столицу страны Вишеград и рассказывают о том, как венгры пришли в Карпаты то ли с Волги, то ли из Сибири тысячу лет назад и какая трагическая история у них была: вначале монголы чуть не уничтожили их полностью. Бывший депутат монгольского парламента Нара Ринчин не сдерживается, выходит вперед: «Вот я, потомок тех завоевателей, вернулась сюда…» Дальше наступает очередь турецкого ига. Динчей Коксал улыбается: «Неплохие были времена!» А потом нам показывают представление, как развлекали короля его подчиненные, соревнуясь в стрельбе из разных видов оружия. Дают и нам попробовать поупражняться из лука и арбалета. И, конечно же, средневековые танцы. Возвращаемся около полуночи. Будапешт спит. Гид по привычке продолжает что-то-рассказывать. Краем уха улавливаю фразу: «Если правду говорить, то мы рады, что русские освободили нас от фашистов, но очень жаль, что они остались у нас на целых сорок лет». Перед сном заходим выпить по кружке пива в ближайший бар. Двое американцев и двое русских. Говорим то по-английски, то по-русски. Официант, парень лет тридцати пяти, вдруг заговаривает с нами по-русски. Довольно неплохо. «В школе учил». Потом наступает пора уходить, собирать чемоданы, конгресс закончился, завтра разъезжаться по домам. В гостинице я обнаруживаю, что оставил свои очки и куртку в баре. Спускаюсь к портье попросить его позвонить и узнать: лежит она еще там или уже исчезла? Не успеваю и рта открыть, как он протягивает мне пакет: «Это ваше? Только что принесли из соседнего бара»…

…Мы не отвечаем за прошлое нашей страны. Мы можем отвечать только за свое собственное прошлое. Но мы должны хорошо знать наше прошлое, понимать его, уметь оценивать, чтобы случившееся в прошлом не повторилось в будущем. Это касается не только нас, россиян, бывших советских, но и всех остальных в мире. Тем более людей, занимающихся гражданским образованием…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте