Пока все спорят о программе “Основы православной культуры”, вышедшей из коридоров Министерства образования, я расскажу вам о колледже Лаган, расположенном чуть севернее Белфаста, это в Северной Ирландии. Более двадцати пяти лет назад у группы родителей, известной под названием “Все дети вместе”, возникла идея создать школу, где бы учились ребята из враждующих общин – католической и протестантской. Прошло долгих десять лет, прежде чем такая школа появилась. На берегу реки сняли небольшой дом, набрали первых двадцать восемь учеников и начали занятия. Теперь там учатся более тысячи ребят. Школа давно переехала на новое место. Его выбрали, мне кажется, не случайно. С холма, где она расположилась, виден весь Белфаст как единое целое, не разделенное враждой и ненавистью. На гербе колледжа – старый мост Олд Шоус Бридж, соединяющий две общины, бегущая река, раскрытая книга, голуби и встающее солнце. Лаган-колледж, как это солнце, стал для многих североирландцев символом надежды и новой эпохи.
Школа открыта для детей из обеих общин. Причем должен выдерживаться “демографический” баланс: шестьдесят процентов на сорок. И учителя тоже представляют две общины. В английских школах руководство почти не интересуется вероисповеданием своих педагогов. Здесь, принимая учителя на работу, устраивают ему дотошный допрос. Стараются понять меру его терпимости к другим взглядам, традициям, привычкам. Здесь важно не то, к какой церкви ты принадлежишь, а то, как следуешь Божьим заповедям. Нет религии выше или ниже, нет главной или второстепенной. Есть твоя необходимость в Боге. А путь к нему тебе выбирать самому. Детей не переубеждают, им не навязывают другие религиозные взгляды, их учат пониманию другой веры. Это проходят в курсе истории религий, обязательном для всех. А на службу ребята ходят к “своим” священникам. Их здесь шесть, и они представляют шесть разных конфессий. На богослужения вход никому не заказан. На большие праздники специально приглашают на службу друг к другу. Родители могут освобождать своих детей от “религиоведения” или службы, но такого никто не помнит.
Дети здесь доверяют учителю. Они считают: то, что он утверждает, и есть правда, а учителя стараются всеми способами утвердить в ребячьем сознании одну простую мысль: мы богаче оттого, что мы такие разные; приняв другого человека таким, каким он есть, ты сам станешь лучше и многообразнее.
Теперь в школе работать гораздо легче, чем было десять лет назад: конфликт в регионе почти потушен, а тогда дети возвращались домой и продолжали чувствовать на улицах, в городе социальное, этническое зловещее напряжение, готовое в любой миг взорваться. Они ложились спать с этим ощущением и с ним просыпались. Возвращались в школу и начинали рассказывать учителям, хотя те и сами хорошо знали, где вчера в городе стреляли и кто убит.
Дети первыми в Белфасте, стали жить между собой мирно. Взрослым еще долго придется вытравливать из себя старые обиды, предрассудки и взгляды. Почти все ребята, закончившие эту школу, поддерживают “Движение за мирное решение конфликтов”, они часто проводят свои мероприятия в маленьком старом городке Дерри у необычного памятника: стоят над пропастью двое ребят, красивые, стройные, лица одухотворенные, – по разные стороны пропасти стоят, но уже протягивают навстречу друг другу руки. Еще усилие – и дотянутся. Теперь уже и взрослые мечтают о том времени, когда в Белфасте окончательно исчезнет колючая проволока и ворота, все еще разделяющие протестантскую и католическую общины. А бывшие ученики Лагана часто читают уже своим детям выученную еще в школе первую часть “Генриха IV”: “…враждующие лорды – Одной природы, кровного родства, Чьи взоры, словно молньи в бурном небе, Еще недавно скрещивались грозно В междуусобной яростной борьбе, Теперь, сомкнувшись стройными рядами, Пойдут одним путем и не восстанут На родичей и близких,и друзей”.
Все мы родичи на этой Земле…
Петр ПОЛОЖЕВЕЦ
Комментарии