Над всей нашей жизнью поставлена воля. Ей решать, сбудутся ли мечты и планы, улыбнется ли судьба, уступят ли цели, выстоит ли человек в жизненных бурях, не утратит ли уважение к своему делу и любовь к жизни и людям…
Я смотрел на поднимающихся на сцену Колонного зала и удивлялся – не скажешь, что это учителя (женщины и мужчины) из самых разных уголков страны (порой глубинок), я бы решил, что это – преуспевающие… бизнесмены. Держались уверенно, лучились энергией, каждый с удовольствием вносил в зал свой имидж. Не сомневаюсь, что первый вице-премьер Правительства России Виктор Илюшин, поздравляя и пожимая руки лауреатам конкурса “Учитель года-95”, получил добрый заряд энергии этих людей.
Да, они немного не такие, как большинство. Они не побоялись вынести таинство своего педагогического искусства на суд высокого жюри коллег – они как бы стали олимпиониками совершенно уникального состязания. Могу, без сомнения, сказать: нашему конкурсу ближе, чем истым олимпийцам, девиз: главное – участие, но и все-таки он внес в учительскую профессию нечто большее, чем состязательность. В основе искусства жить, как и творить в своей любимой профессии, – освобожденность от любых форм страха. В последние десятилетия мы боролись с ним, пытаясь остаться самими собой, утвердить свое первородство, свое педагогическое авторство. Полная свобода, открывшая все шлюзы творчества, еще больше выделила таланты и их устремления. И конкурс стал такой пирамидой, на вершину которой можно взобраться, только победив свой страх. Нынче в некоторых далеких регионах с делегатами в Москву работали имидж-мейкеры. И правильно там поступали: конкурсант – это свободный и уверенный в себе человек. Один из нынешних финалистов умеет носить смокинг и бабочку, но каждый день обливается холодной водой и следит за своей физической формой. Такая гармоничность – черта большинства финалистов. А это – обретение нового качества жизни, в которой пока, увы, по-прежнему хватает забот и проблем. Но как радостно видеть на конкурсе не “синих чулок” и “ботаников”, а раскрепощенных, самобытных, готовых к тяжелым состязательным испытаниям людей.
Но, странное дело, при всей открытости конкурса мы недосчитались представителей четверти регионов страны. Известно, что поначалу многих отпугнула его состязательность. Теперь из Брянска, Пензы, других мест едут с охотой и азартом. И недоезд делегатов – это не отсутствие конкурса в регионах. Проводится он повсеместно. И я верю, наступит такой момент, когда 89 финалистов встретятся в Москве.
В чем же сейчас причина недоезда?
Деньги – скажут одни.
Возможно. Но никто не обратился с такой проблемой в редакцию.
Уверен, ее-то мы смогли бы решить. В ближайших номерах “УГ” мы расскажем, почему из довольно благополучного Липецка так никто и не выбрался в Москву.
Дело, сдается мне, в другом. Я слышал, как две столичные, не сомневающиеся в себе учительницы, побывав на торжественном открытии в Колонном зале “по разнарядке”, в один голос заявили: “Ясно, зачем нас сюда зазвали, но – все, со следующего года и мы стартуем…”
Конкурс – это, конечно, не беговая дорожка. Но, на мой взгляд, все-таки состязание. И вот этот-то барьер, очевидно, и остается пока преодолимым не для всех. Поэтому хочу вас ободрить, обращаясь к уникальному человеку – чемпиону чемпионов, писателю и публицисту Юрию Власову: “Надо держаться правила: “Любая мысль переходит в твой физический строй. Приучайся к дисциплинированному мышлению. Дави отрицательные чувства. Гаси “мусор”. Возникает умение преодолевать сомнения и спорные мысли. Развитие мышечной системы, тренировка внутренних органов ведут к увеличению мощности организма. На мой взгляд, мышцы – подлинные хранилища энергии, откуда она в случае нужды изымается организмом”.
Это не призыв к ежедневной утренней зарядке. Но мы говорим о конкурсе – т.е. состязании, где требуется очень много сил, энергии. И поэтому – совет, как победить страх, стать уверенней.
Над всей нашей жизнью поставлена воля. Не чья-то. Наша с вами – собственная.
Юрий КОВЕШНИКОВ
Почта “УГ”
С 30 сентября по 7 октября редакция получила 245 писем
Письмо номера
Мы выбираем или нас выбирают?
Часто руководители всех рангов повторяют, что сегодня человеку предоставлена полная свобода выбора. Это касается и сферы образования. Мол, ученик может выбрать школу, а учитель – учебник, программу. Хочу поспорить с этим утверждением. Сегодня школа выбирает нужного ей ученика. Кто-то подойдет, а кто-то – нет. Разнообразия-то особого не видно. Особенно для родителей, у которых в кошельке негусто. В школах теперь много платных услуг. Хочешь изучать второй иностранный язык – плати, хочешь получить дополнительное образование – тоже плати.
Состоятельные родители могут еще поломать голову над тем, какую школу выбрать. А если для семейного бюджета любая поездка ребенка в автобусе или метро уже накладна, то какую школу они выберут? Конечно же, ту, что ближе к дому. Другой-то не дано. А у сельских ребят, само собой, никакого выбора, школа одна-единственная в округе.
Что может выбрать учитель сегодня, особенно сельский? Да ничего. Ему лишь бы продержаться на плаву. Потому разговоры о вариативности программ, учебников для сельских учителей являются пустопорожними. От таких разговоров больше вреда, чем пользы. Потому что разговоры отвлекают внимание от главных задач. Надо ведь создавать для всех учителей условия для нормального труда, а всех учеников обеспечить крепкими, хорошими знаниями в обьеме государственного стандарта. И это должно быть в любой школе – сельской, городской, столичной.
Екатерина ГРИДНЕВА
Новосибирск
Напоминаем: авторам посланий, опубликованных под рубрикой “Письмо номера”, гарантирована бесплатная подписка на “Учительскую газету” на 1-е полугодие 1997 года. Один из авторов (его имя станет известно в конце года) будет приглашен в Москву. Его ждет встреча с журналистами редакции и, конечно же, сюрприз.
Признание
Любовь, как озарение
Любовь к профессии педагога, как озарение, пришла ко мне однажды и осталась навсегда.
В 1954 году я стала работать в детском доме пионервожатой, затем воспитательницей. Поначалу не получалось, не было дисциплины. Теперь-то я понимаю, почему. Я росла в большой, дружной семье. Мне, как младшей, досталось много материнской любви и обожания братьев и сестер. Потому мне так хотелось нести детям тепло и радость. Для большинства же детдомовцев такие отношения были непривычными. Дети не принимали меня всерьез. Я очень переживала. Скоро поняла, что только доброта и сердечность не могут обеспечить успех педагогу, нужен еще твердый, волевой характер. Да и сами ребята просили меня быть с ними построже.
Дети очень наблюдательны, они сразу чувствуют наши сильные и слабые стороны. Учитель должен с этим считаться. Когда мои воспитанники поняли, что я работаю с душой, отдаю им все время (я была с ними от подьема до отбоя), началась удивительная полоса в нашей жизни. Из сорока проработанных в педагогике лет самые яркие впечатления остались у меня от работы в детском доме.
Я встретилась с яркими, сильными характерами, многому научилась у ребят. Детдомовцы не любят фальши, лицемерия. Только искренний, справедливый, требовательный педагог найдет дорогу к их сердцам.
Валентина МИЛЛЕР, преподаватель педагогического колледжа
Опочка,
Псковская область
Отклик
Закроют школу – исчезнет село
Прочитал в газете заметку “Выживут ли маленькие школки?”. Действительно, деревня, в которой закрывается школа, обречена.
Мы видим, что нашему государству сейчас не до наших проблем, значит, вопросы со школами надо решать самим на местах. В нашем районе администрация, можно сказать, пестует маленькие школы. Таких у нас в районе десять. На территории хозяйства “Дружба” находится три школы. Поистине отцовское внимание проявляет руководитель П.К.Котов к ученикам. К началу учебного года проведен капитальный ремонт во всех школах. И не только в них, отремонтирован клуб. Все сделано добротно, со вкусом, на радость детям и взрослым.
Много хороших слов можно сказать о председателе товарищества “Рассвет” Н.М.Стопкине и главе администрации села Пески А.П.Новикове. Благодаря помощи рачительных руководителей учеников встречают в школе порядок, чистота и гармония. Везде цветы, картины, прекрасная мебель, телевизоры. Есть просторная, хорошо оборудованная столовая, спортивный зал, мастерская. Приятно осознавать, что руководители хозяйств пекутся о школах. К тому же делается все, чтобы и учителя были свои, и чтобы в селе пускали корни наши ребята, будущие хозяева земли.
А.ШАФОРОСТОВ, председатель РК профсоюза работников образования
Павловск,
Воронежская область
Копилка полезных советов
Хотите иметь королевскую осанку?
Кто не мечтал о хорошей осанке? “Плывет, как лебедь”, – говорят о стройной женщине. Но как сохранить осанку на долгие годы?
Прежде всего нужно ходить и сидеть не сутулясь. Время от времени проверяйте свою осанку, став спиной к стене и прижав к ней пятки, таз, лопатки, затылок. Ладони поднимите вверх и также прижмите их к стене. Это, кроме всего, отлично развивает осанку. Помогут и наклоны вперед, надо достать руками пол, не сгибая ног в коленях. Возьмите на заметку упражнения, которые выполняются лежа: “качалка на спине”, “мостик”, “прокатный стан” (катание вперед-назад на резиновом мяче, находящемся между лопатками). Можно придумать много таких упражнений и начинать ими утро.
Чтобы суставы никогда не беспокоили вас, налегайте на овощи: морковку, свеклу, капусту и зелень. Не забывайте про яблоки, арбузы, дыни и тыкву. Летом обязательно используйте различные салаты. Их можно приготовить даже из ботвы свеклы, редиски. А если вы любите экспериментировать, то включите в рацион листья подорожника, лебеду. Постарайтесь, чтобы каждый день в вашем рационе были овощи, фрукты, различные травы. Все это поможет избежать остеохондроза, болезни суставов.
Виктор СЕРГЕЕВ
Истра,
Московская область
От редакции.
Нет человека, которому никогда бы не приходилось давать советы, делиться своим житейским опытом. Мы открыли “Копилку полезных советов”. Присылайте нам свои рецепты сохранения здоровья, улучшения настроения и другие, те, что помогают вам, вашим друзьям. Поделитесь своими секретами. Наша “Копилка” открыта для всех читателей.
Опыт
Закаляйтесь и почаще улыбайтесь
Я работаю учителем начальных классов. Всегда особое беспокойство вызывало здоровье детей. Часто они пропускают занятия по болезни, ходят хмурые, вялые. Потому на педсовете в школе решили: “Давайте всерьез займемся здоровьем детей, каждый в своем классе и все вместе”. Разработали программу, обсудили ее, а затем принялись за дело.
Мой рабочий день и моих учеников всегда начинается с улыбки. Я спрашиваю детей: “Какого цвета картинки вы хотели бы видеть на уроке?” Если многие дети называют краски теплых тонов, то я говорила, что это хорошо, мы будем очень плодотворно работать. В противном случае стараюсь настроить ребят на положительные эмоции. Важно, чтобы все улыбались. Для поднятия настроения очень помогает зарядка под музыку при открытом окне.
На каждом уроке обязательной стала физкультурная минутка. Мы все хором читаем какую-нибудь считалочку, например: “Дует ветер нам в лицо, закачалось деревцо, ветер тише-тише, деревцо все выше-выше”. А после третьего урока мы обязательно выбегаем на улицу. В режим дня моих детей входит обязательное обливание ног холодной водой перед сном. Все они должны спать с открытой форточкой.
При таком режиме дня мои подопечные вскоре забывают о простудных заболеваниях. Они всегда веселы, добры и, главное, здоровы.
Валентина БЕЛИХИНА
Котерево,
Московская область
А у нас. А у вас?
Я докажу тебе логически
Эту фразу можно часто слышать от ребят нашей школы. Театр начинается с вешалки, а с чего начинается школа? Я считаю, с порога, с того пути, который ребенок проходит от дверей до своего класса. У нас везде цветы, мягкая мебель, ковровые покрытия. Все дышит уютом. Это очень важно, так как в областную физико-математическую школу поступают ребята из сел и поселков. Значит, школа для них должна стать родным домом.
Мышление. Из чего состоит и каким законам подчиняется? Что нужно делать, когда тебе говорят “подумай”? На эти и другие вопросы ребята находят ответы на новом уроке в школе – логике. Знакомство с основными законами логики – дело важное и вдобавок интересное. Вот несколько цитат из анкет учащихся 8-х классов: “Логика помогла улучшить память. Стал меньше делать ошибок в разговорной речи. Стал лучше учиться и решать задачи”. Действительно, знание логики дисциплинирует мышление, учит ребят рассуждать.
Несмотря на то, что школа наша молодая, у нас есть специальная самостоятельная цель – сформировать логическую культуру мышления у учеников. Руководствуясь принципом “не навреди”, педагогический коллектив сочетает классическую модель обучения с инновационной и разрабатывает собственную программу развития молодого человека.
Татьяна НИКИТИНА, учитель информатики и логики областной физико-математической школы-интерната
Самара
Акция “УГ”
Как казачата писали письмо английской Королеве
Анапа. Толстой. Англия. Какая тут может быть связь? – удивится читатель. Томить его долгим ожиданием разгадки я не намерена.
В Анапе прошел третий Всероссийский фестиваль “Казачок”. На него прибыли потомки казаков с берегов Волги, Дона, Терека и Кубани. Приехали показать свое искусство и других посмотреть. Засияли на фестивале новые звездочки: ансамбль “Джиргал” из Калмыкии, “Веснушки” из станицы Васюринской Краснодарского края, “Уссурийский казачок”, “Урюпинский казачок”… Перечислять можно долго. Но не только этим интересен фестиваль. Глава администрации федерального курорта Анапы Михаил Боюр вместе с директором педагогического центра “Каникулы” Александром Гаврей как учредители, подводя итоги фестиваля, думали уже о том, как на кубанской земле организовать круглогодичный лагерь с названием “Казачок”. Уж очень об этом просили ребята.
…Кипела фестивальная жизнь. Дни летели за днями. Работала школа казачьей культуры, проходил смотр на звание “Юный атаманец”, выбирали в один из дней самую умелую, самую обаятельную “Берегиню” фестиваля. Много ярких событий вместили фестивальные дни.
Школа казачьей культуры
Вы знаете, почему казак смел, отважен и никогда не уронит своей чести? Потому что он чтит свои корни и знает, чей он потомок. Казаком нужно родиться, жить и умереть. Об этом говорил с ребятами на занятиях в школе казачьей культуры Владимир Владимирович Наумов, заместитель атамана Союза казаков России. Посмотрели затем ребята фильм “Конец белых атаманов”. Его автор Нина Соболева была гостем фестиваля. И говорила с ребятами не только о фильмах (а их у нее более семидесяти). Размышляла о жизни, о ее смысле. Однажды на русском кладбище в Париже подошел к Соболевой священник и предложил подойти к могиле соотечественника. “Да я вроде всех обошла”, – ответила тогда Соболева. “Нет, этой могилы вы не знаете”. Священник повел ее в дальний уголок. На вросшем в землю камне прочла Соболева такие слова: “Помни, казак, все, что ты делаешь в этом мире, ты делаешь в добро или во зло России. Есаул Иванов”. Вот какое завещание оставил потомкам безвестный есаул. Сколько таких горьких судеб, трагических жизней нам неведомы. В лихие годы покинули они страну, а умирали на чужбине с думой о России.
Не могу молчать
Как вы знаете, именно с таких слов начал свое обращение к людям в далеком 1908 году великий граф Лев Николаевич Толстой. “Люди, братья! – взмолился он. – Опомнитесь, одумайтесь, поймите, что вы делаете. Вспомните, кто вы. О казнях, повешениях, убийствах, бомбах пишут и говорят теперь, как прежде говорили о погоде”.
Спустя восемь десятилетий внучатый племянник великого писателя граф Николай Дмитриевич Толстой, живущий в Англии, также воскликнет: “Не могу молчать”. Обостренное чувство чужих страданий… Это, видимо, передается по наследству. В австрийском городе Лиенце Николай Дмитриевич видел могилу невостребованных прахов наших соотечественников. Почему они лежат в чужой земле? Здесь 1 июня 1945 года произошла страшная трагедия. По Ялтинскому соглашению все наши соотечественники, по разным причинам оказавшиеся после войны за границей, должны быть возвращены на Родину. Казаки из Лиенца добровольно уезжать не хотели, знали, что их на Родине ждали сталинские лагеря. Англичане подогнали вагоны и стали загонять людей в них. Женщины, дети, старики сопротивлялись. Река Драва буквально кипела от тел, люди бросались в бурный поток. Все это Николай Дмитриевич Толстой узнал из рассказов очевидцев, из документов. Разве мог он молчать? Вскоре вышла в свет в Англии и во Франции его книга “Жертвы Ялты”.
После выхода книги в английской прессе разразился скандал, ведь Толстой обвинил англичан в предательстве. Он назвал имя человека, который, будучи бригадиром генштаба пятого корпуса, издал тот роковой приказ о выдаче казаков. Это был генерал Тоби Лоу, а ныне уважаемый всеми лорд Олдингтон. “На мой вопрос, – писал в книге Толстой, – лорд ответил, что ничего не может припомнить о выдаче казаков”.
Британский суд, защищая честь лорда Олдингтона, вынес решение оштрафовать писателя. За правду всегда приходится страдать. Толстой может лишиться имения, главное – уникальной библиотеки и своих архивов, которые он собирал четверть века.
Книга “Жертвы Ялты” в этом году наконец-то появилась в нашей стране. Ее первыми читателями стали участники фестиваля “Казачок”. Узнав, что архивы Толстого могут быть проданы с молотка, казачата решили написать послание и отправить его в Англию.
Письмо английской Королеве
Желающих приложить свою руку к письму Королеве Елизавете Второй было много. Поэтому писали по очереди. Получилось очень длинное послание. “Мы, казачата России, – писали ребята, – узнали из книги русского писателя, живущего в Англии, трагическую историю наших прадедов, связанную со второй мировой войной. Мы также узнали о собственной судьбе графа Николая Дмитриевича Толстого-Милославского. Узнали и о том, как его судил британский суд и постановил оштрафовать писателя-историка на полтора миллиона фунтов стерлингов. Судебные исполнители описали у него дом, имущество и, самое главное, уникальную библиотеку и архивы. Более четверти века собирал писатель документы, в которых отражена история зарубежного казачества. Мы так мало знаем о судьбе казаков после революции. Об этом наши отцы нам не рассказывали. В нашей стране это было запрещено. Теперь нам предстоит узнать неизвестные страницы, чтобы написать полную историю казачества. Без библиотеки и архивов Николая Дмитриевича Толстого нам этого не сделать.
Дорогая Королева! Очень просим, сделайте так, чтобы граф Николай Дмитриевич Толстой сохранил для нас библиотеку и архив. Когда мы вырастем, мы хотим изучать этот архив”.
Для подписи под этим письмом понадобилось несколько больших листов ватмана. Все участники фестиваля, а их около полумиллиона, желали поставить свои фамилии под письмом, адресованным английской Королеве.
Послесловие
Пока мы, взрослые, мучаемся сомнениями, не знаем, как принять и оценить те или иные открывшиеся нам неизвестные страницы истории, думаем, как относиться к казачеству, наши дети действуют. Они выросли в иное время и потому свободнее нас могут поступать по велению души.
Вот так на кубанской земле, на фестивале “Казачок”, у Николая Дмитриевича Толстого, живущего в Англии, появились защитники. Они живут в России на родине великого графа Толстого и являются потомками казаков.
Письмо английской Королеве будет передано в посольство Великобритании. О том, как это будет происходить, мы расскажем в ближайших номерах “Учительской газеты”.
Надежда ТУМОВА
На снимке: участники фестиваля пишут письмо английской Королеве.
Фото Сергея ТАРАСОВА
Фото из конверта
Многим львовским школьникам хорошо известен адрес: улица Аральская, дом 10. Здесь в жилом доме, в комнате на первом этаже, находится уникальный мини-музей. Его создал один человек, доктор биологических наук, профессор, академик, участник Великой Отечественной войны Константин Адрианович Татаринов.
Еще учась в школе, Костя Татаринов серьезно начал увлекаться биологией и накапливать материал по различным видам позвоночных животных. Затем поступил на биофак университета и продолжил работу над коллекцией. После войны, став научным сотрудником Львовского научно-природоведческого музея Академии наук Украины, Татаринов много путешествовал. Из всех поездок привозил разнообразный материал.
Первых посетителей музей принял в сентябре 1986 года. Это были семиклассники 73-й львовской школы. Затем завязалась дружба со старшеклассниками из 87-й школы. Они изучали новый предмет – экологию и не могли обойти своим вниманием музей. Сегодня экспозиция музея позволяет наглядно проследить развитие всего животного мира. Живут в музее экзотические рыбки, пятнистые саламандры, змеи, полозы, удавчики…
Очень помогают ребятам в познании многообразия животного мира и печатные труды К.А.Татаринова. Школьники с удовольствием читают его книги “Прекрасное рядом”, “Наши друзья”, “Чтобы жили лебеди”. Необходимой для учителей стала “Хрестоматия по зоологии”.
Недавно профессору Константину Адриановичу Татаринову исполнилось 75 лет. Поздравить его пришли многие друзья. Среди них те, кто открывал десять лет назад музей, помогал в его создании, и те, кто недавно подружился с ученым. За десять лет музей на Аральской посетили более тысячи человек. Вот сколько друзей у профессора Татаринова.
Геннадий ТЕЛЬНОВ
Львов
На снимке: в гостях у юбиляра.
Фото автора
От редакции:
Представляем новую рубрику “Фото из конверта”. Надеемся, что она привлечет внимание наших читателей. Присылайте фотографии, на которых запечатлены интересные люди, события, моменты жизни. Фотографии должны обязательно сопровождаться текстом. Авторов самых выразительных снимков ждут сюрпризы.
Гласный час
Часто приезжаем в Москву. Обязательно бываем на Красной площади. Благоустраивается все вокруг. Можно уже любоваться Казанским собором, Воскресенскими воротами. В Александровском саду приятно пройти по набережной речки. Однако Исторический музей не работает в течение многих лет. Хотелось бы знать, когда он откроется?
Татьяна ЕРЕМИНА, Алла ТРОШИНА, учащиеся 11-го класса
Шатура,
Московская область
Отвечает Александр Иванович ШКУРКО, директор Исторического музея.
Исторический музей закрыт на реконструкцию десять лет назад. Из-за трудностей с финансированием восстановительные работы идут медленно. Готова к пуску только третья часть здания, которая вступит в действие в феврале будущего года. А сегодня для посетителей открыты наши филиалы. Это Покровский собор, Новодевичий монастырь, Палаты бояр Романовых. В них проводятся различные выставки. В год закрытия музея на реконструкцию в 49 залах и запасниках хранилось 4 миллиона 350 тысяч экспонатов. Для сравнения скажу, что в 1883 году, когда музей открывался, в его фондах было всего четыре с половиной тысячи экспонатов.
Исторический музей включен в число особо ценных обьектов культуры Российской Федерации. К ним относятся Большой, Малый, Мариинский театры, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени Пушкина. Эти учреждения должны получать финансовую и материальную поддержку от государства. Для завершения работ по реконструкции Исторического музея необходимо 40 миллиардов рублей. Музей должен открыться полностью в сентябре будущего года, ко времени празднования юбилея Москвы.
* * *
Интересно, есть ли в наше время долгожители? Хотелось бы знать их имена. Кого называют самыми старыми жителями Земли?
Елизавета ПАНИНА
Плавск,
Тульская область
Самым старым мужчиной на Земле является 114-летний Кристиан Мортенсен. Он родился в Дании в 1882 году, в начале века эмигрировал в Соединенные Штаты, живет в Сан-Рафаэле (штат Калифорния). Работал портным, молочником, железнодорожным монтером. Словом, не чурался любой работы. Может, потому и живет долго? В настоящее время у него есть подруга, которая намного моложе его. Грете Сторк 81 год. Когда ее спросили о том, ощущает ли она разницу в возрасте с Кристианом, то дама ответила, что ее 114-летний друг выглядит максимум на 85 лет.
Самой старой дамой на Земле является француженка Жанна Кальме. В свои 124 года она находится в хорошей физической форме. По ее словам редко чувствует себя усталой, не принимает никаких лекарств и много двигается. Иногда даже может себя побаловать маленькими радостями, в число которых входит рюмка портвейна после обеда.
Секрет долголетия, по мнению Жанны Кальме, заключается в умении радоваться жизни и всегда сохранять бодрое настроение.
(По материалам зарубежной печати).
Гласный час провела
Надежда СЕМЕНОВА
Почта “УГ”
Адрес:
103012, Москва, ГСП-2, Ветошный переулок (проезд Сапунова), 13-15.
Комментарии