search
main
0

Первые сто строк

Когда вице-премьер, министр финансов господин Лившиц публично говорит, что он взяток не берет, то говорит правду. Но когда утверждает, что получает один миллион восемьсот тысяч, тут он лукавит. У него все давно уже есть. И больших денег от государства ему уже не нужно. (Этих как раз хватает на карманные расходы). Важнее пост, власть – они и дают ему все остальное.

Все наши политики живут по двойному стандарту. И государственные чиновники тоже. И независимые средства массовой информации теряют всю свою обьективность, как только запахнет большими деньгами, которые могут попасть в чужой карман. Всем остальным, не причастным к большим деньгам, кремлевским постам и телеэкрану – нам с вами, милостиво оставлено право наблюдать за игрой в верхах. Великие не заботятся о том, что вчера говорили одно, сегодня – совершенно другое, а завтра – и совсем третье. Мнения, взгляды, оценки, соратники меняются – “ради спасения демократии, мира и спокойствия, стабильности”. Случайно обнародованные факты коррупции, взяток, сомнительных контрактов и договоров, незаконно выбитых льгот тут же забываются. Главное, вовремя крикнуть: а такой-то хочет ввергнуть страну в пучину гражданской войны, стремится занять президентское кресло!

Мне лично не важно, какой Иванов, Петров, Сидоров будет сидеть в правительстве. Существеннее, сможет ли он не просто правительственные бумаги подписывать, а дать этим бумажкам силу. Меня шокировали слова бывшего вице-премьера, а теперь министра общего и профессионального образования господина Кинелева о том, что и президент, и премьер понимали, что требуется образованию, и необходимые бумаги подписывали, распоряжения издавали, но все это так и оставалось документацией. Денег на исполнение не находилось. Чем не двойной стандарт, не игра во власть?

Нашему конкурсу “Учитель года” семь лет. Два раза он проходил в Советском Союзе и уже пять раз в России. Первых двоих победителей в Кремле принимал Горбачев. В 94-м году Ельцин пригласил в Кремль победителей предыдущего года, вручил им президентские премии, выпил с ними фужер шампанского и прилюдно пообещал взять под свой патронаж конкурс. В следующем году встреча не состоялась. Президентские помощники не нашли для нее времени в расписании. В том же году мы напомнили чиновникам из президентской администрации, что грядет День учителя, а в стране 67 тысяч школ и более двух миллионов педагогов – не плохо бы президенту поздравить их с праздником. Нам ответили ясно: тогда и всех остальных надо поздравлять с их праздниками, нет, президент не будет поздравлять. Пройдет немного времени, определится новый победитель, и оргкомитет снова начнет писать письма, обрывать кремлевские телефоны – в надежде на встречу с президентом. Реакция, как и два года назад: посмотрим, найдем окно, сообщим. Не нашли, не сообщили, не организовали. Наверное, выборы помешали. Я не виню президента. У него дел по горло. Но я уверен, что если бы ему доложили о такой встрече, он вряд ли бы от нее отказался. Воистину страной управляет тот, кто входит к президенту с докладом.

Согласно президентскому указу 15 финалистов конкурса получают президентскую премию. Не большую, но для сегодняшней учительской жизни существенную – полтора миллиона рублей. Прошлогодним победителям ее не могли заплатить год – у министерства не было денег. Выдали лишь недавно, на открытии конкурса. Но сколько будут ждать своей награды нынешние победители – никто не знает.

На открытие собирался Черномырдин. Не сумел – казахстанская встреча. Вместо него пришел первый вице-премьер Илюшин. Говорил, как заведено, теплые слова признательности, налегал на значимость педагогического труда. На закрытии не появился ни Черномырдин, ни он. Не успели изготовить президентские дипломы, и поэтому там нечего было делать – так нам обьяснили их отсутствие. Кстати, два предпоследних года бывший вице-премьер Юрий Яров, курирующий образование, был вместе с нами и на открытии, и на закрытии. Не говорю уж о том, что в Америке президент принимает каждый год победителя национального конкурса учителей, обладателя “Хрустального яблока”, вице-президент участвует в торжественной церемонии, а главные телевизионные (коммерческие) каналы ведут БЕСПЛАТНУЮ трансляцию торжества.

Даже если завтра все чиновники России враз откажутся поддерживать наш конкурс, он все равно будет продолжаться. Потому что нужен не для галочки, не для удовлетворения политических амбиций. Он необходим педагогам, как глоток живой воды. Я часто вспоминаю слова Александра Сутормина, первого победителя конкурса, сказанные семь лет назад: “Конкурс нам нужен не для того, чтобы продемонстрировать собственное профессиональное превосходство, а чтобы посмотреть на коллег и увидеть их плюсы”.

…У меня есть мечта. Собрать в Москве, у Лужкова, всех глав местных администраций, и чтобы Юрий Михайлович рассказал им, как он заботится о московском образовании. А рассказывать и в самом деле есть что. Лужков любит своих, московских, учителей. И они его тоже. Прошлые выборы – лучшее тому свидетельство. Жаль, что господин Черномырдин и его окружение российских учителей не любят. Нелюбовь способствует накоплению социальной критической массы. Недовольства. Неприятия. Неповиновения. Будем ждать?..

Петр Положевец

Почта “УГ”

С 7 по 14 октября редакция получила

227 писем

Письмо номера

Храню четыре сотни учительских откровений

Чем стал для меня конкурс “Учитель года”? Шесть лет назад я не смог бы ответить однозначно. Правильно говорят, что “лицом к лицу лица не увидать”. Теперь я знаю, конкурс – это своеобразный трамплин для меня. Он раскрыл мои возможности, изменил мое мироощущение. Я понял, как много значит для учителя признание его профессионализма.

Сколько хороших, добрых, талантливых учителей приехало тогда в Москву! Помню интеллигентную учительницу литературы из Казахстана, обаятельного учителя труда из Златоуста. Фамилии не остались в памяти, а ощущения от общения с прекрасными людьми сохранились. Помню добрые, улыбчивые лица. Как и ту атмосферу добра и света. Спасибо организаторам конкурса. Великое дело – показать педагогам, что есть такой путь выдвижения и признания талантливого учителя. Каждый может попробовать свои силы, и думаю, что каждый извлечет свои уроки.

Помню свой урок. Тот, который сделал меня “Учителем года-90”. Сейчас, кажется, я бы не так говорил, не так бы его провел. Но в одну и ту же реку нельзя войти дважды.

Тогда я получал весь год письма. Добрые, хорошие, со словами благодарности. Храню их до сих пор. Четыре сотни учительских признаний и откровений.

Спасибо тебе, конкурс, за все это. Я глубоко признателен бывшему главному редактору “Учительской газеты” Геннадию Николаевичу Селезневу. Как я, сельский учитель, волновался перед вручением приза!

Геннадий Николаевич тактично, вежливо, очень мягко советовал мне, как себя вести, как одеться, помогал во всем, не жалея времени. Спасибо Петру Григорьевичу Положевцу! Он приехал в Поповку, и его статья вызвала новый поток писем, а значит, прибавила мне хороших знакомых и радости от общения с друзьями.

Хрустальный пеликан “прижился” в Поповке. За шесть лет появились у него собратья в Минске и Брянске, Подмосковье и Рязани, Ярославле…

Пусть география мест обитания пеликана расширяется.

Александр СУТОРМИН, учитель русского языка и литературы, “Учитель года-90”

д. Поповка,

Чернский район,

Тульская область

Строку диктует чувство

Не ходил бы ты, сынок… в педагоги

О профессии педагога мечтал со школьной скамьи. Закончив школу с серебряной медалью, решил поступать в педагогический. Родители отговаривали, мама сетовала, что все нормальные дети выбирают в городе медицинский или пищевой вуз, а я иду в педагоги. Не послушался я ее, а, видно, зря.

Своих первых учеников я полюбил. Вместе ходили в цирк, театры, музеи. Мне казалось, что они понимают меня. Прошло пять лет. Теперь мои воспитанники в девятом классе. Однажды один из них мне заявил: “Что вас слушать? Вы-то существуете, а я живу”. Что я мог ответить этому пятнадцатилетнему отпрыску? У него уже есть машина, он хорошо одет, посещает по вечерам бары… На карманные расходы ему выделяют столько, сколько я не заработаю за месяц.

Мне 24 года. Все мое богатство – это диплом об окончании пединститута да пятилетний опыт работы в школе. Жилья нет, говорят, лет через двадцать, может, дадут квартиру. Хорошо, что предупреждают, чтоб не надеялся. Хотел было ссуду взять, да боюсь, проценты набегут, за всю жизнь не расплатишься.

Чтобы выжить, занимаюсь репетиторством, работаю летом во время отпуска. Сейчас вместо того чтобы читать книги, готовиться к урокам, в выходные дни с такими же бедолагами выезжаю на поля. На убранных участках земли собираю остатки урожая: лук, кукурузу, помидоры. Все больше осознаю свое унижение, но что-то держит в школе. Хочется выпустить своих учеников. А там посмотрим.

Юрий КУЛЬПИНОВ, учитель русского языка и литературы

Изобильный,

Ставропольский край

От редакции. Мы приглашаем Юрия Анатольевича Кульпинова в январе будущего года на “круглый стол” редакции “УГ”. Ждите приглашения!

Воспоминания о лете

Светит нам огонек

Коллектив учителей-хормейстеров 324-й школы давно вынашивал мечту о непрерывности обучения, гармоничном сочетании учебы и отдыха детей. Отдел образования Западного округа помог нам в реализации мечты. Для наших ребят в одном из живописных уголков Подмосковья летом открылся лагерь. Место под городом Клином хранит память о Чайковском, Блоке, Менделееве. На этой благословенной земле нас ожидали чудные открытия.

Педагоги задумались: “А как через красоту русской природы пробудить в детях творческое начало?” Разработали сценарий жизни в лагере “Волшебный край Берендея”. Детей ожидало долгое путешествие, в котором на каждом шагу встречались добро и зло, любовь и коварство. Дети в роли подданных царя – берендят выступали хранителями и защитниками природы, красоты. Мудрый Берендей ежедневно в своих грамотах-посланиях давал советы: как жить в обществе, в семье, как вести себя с друзьями и недругами. Все включились с радостью в игру. Дети сами стали творить, создавать добрую сказку.

Ребята придумывали спектакли, писали сценарии, сочиняли песни, создавали костюмы… С некоторой тревогой ожидали взрослые первый концерт хора “Элегия”. Для многих детей классическая музыка скучна и непонятна. С первыми звуками зал затих. Дети, затаив дыхание, слушали своих сверстников, поющих произведения Моцарта и Чайковского, Глиэра и Шуберта.

Каждый вечер перед сном мы собирались вместе, садились в круг и зажигали свечу. Пели под гитару и говорили о прожитом дне. Сколько добрых слов было сказано при свете маленького огонька.

Все это осталось в прошлом, в незабываемом прекрасном “Орленке”. Но не прошли бесследно те счастливые летние дни. Недавно прошел в школе слет берендят. Мы поняли, как стали ближе и роднее друг другу. Впереди у нас учеба, подготовка к музыкальным конкурсам. Но всегда нам светит тот маленький огонек.

Светлана АНТОНОВА

Москва

Чья власть

Воду слить, школу закрыть

Наша школа малокомплектная, всего 70 детей да 12 учителей.

В прошлом году зимой чуть не замерзли. Каждую неделю еле-еле доставали пять тонн угля и гоняли по трубам тепленькую воду. О предстоящих морозах даже думать страшно. На сегодняшний день нет ни тонны угля. Поговаривают, что власти могут скомандовать так: “Воду из труб слить, школу закрыть”. А что поделаешь!

Текущий ремонт провели руками учителей, за их средства, да кое-кто из родителей помог. Здание школы было построено 16 лет назад на средства тогда еще колхоза-миллионера “Рубежное”. “Миллионер” стал нищим, а здание ветшает.

Доедаем, донашиваем, доживаем… Горькие мысли приходят в голову: “Зачем нам такая власть, которая не учит, не кормит, не жалеет свой народ?” Да и есть ли она в России, ведь никто ни за что не отвечает. Указы издаются и не выполняются, обещания даются и не сдерживаются. Трудно сказать, выживет ли школа. За двадцать лет своей педагогической деятельности я впервые не могу ответить на этот вопрос утвердительно.

Михаил ДУДАРЕВ, директор сельской школы

с.Рубежное,

Климовский район,

Брянская область

Самый острый вопрос министру

Как учить голодных детей?

Наверное, в министерстве уже устали от наших просьб: “Дайте денег”. Но мы спросим о другом: “Когда наконец-то станут разумно распределять то, что есть?”

На нашу школу, как снег на голову, было выделено для организации летней оздоровительной площадки около 30 млн.рублей. Выходило тогда аж по 14 тысяч в день на питание одного ребенка. Конечно, это хорошо. Но лето кончилось, и сегодня детей в школе, даже тех, что в интернате, кормить нечем. Так неужели нельзя было более разумно распорядиться бюджетными деньгами? Ведь дети одни и те же. Что они, есть хотят только летом? Если бы даже каждому ученику те 14 тысяч да растянуть на несколько дней, глядишь бы, и питались дети весь учебный год.

Но кто об этом думает?

Ведь сейчас, во время учебного года, о питании детей беспокоятся только учителя. Власти разводят руками, мол, урезали дотации району на 10 млрд.рублей.

Как учить полуголодных детей?

Г.ШАДРИН, В.СЕНОКОСОВА и другие учителя

(Всего 19 подписей)

с. Прокопьевская Салда,

Верхотурский район,

Свердловская область

Фото из конверта

Гарнизонный ребенок

“Общительный мальчик”, – говорят о нем.

И рисовать любит. На дверях в квартире, на листках бумаги и даже на своих детских книжках.

о больше всего Игореша любит фантазировать, особенно на военные темы. Про танки и пулеметы, про солдат. И это понятно: гарнизонный ребенок. Не один год провел среди солдат и офицеров в военном городке. Правильнее будет сказать – в гарнизонном поселке под Мурманском. Где папа – старший лейтенант Федоров – командует ротой. А сейчас Игорь, приехав на побывку к деду в Екатеринбург, так и остался здесь по меньшей мере на год. Потому что сестренка недавно родилась – зачем надо везти ее в скорую полярную ночь?

Хотя читает Игорь по слогам и писать еще не умеет, уже сочиняет стихотворения. Незамысловатые, если судить по строгим меркам.

Едет Игорь в трамвае по центру города и через запотевшее стекло видит памятник Георгию Константиновичу Жукову:

Маршал Жуков на коне,

На коне, как на войне…

Дома высказывает свою обиду плюшевому медвежонку – ни маме, ни бабушке нет до него дела из-за вечной занятости. Да и деду, когда работает, не до внука – на страдание малыша внимания не обращает:

Меня друг обидел.

А я видел,

Как дождь рисует

На стекле…

Когда, опять же в порыве непримиримости, по-своему “расправляется” с обидчиком. Не громко, а словно рассуждая сам с собой:

Светлане подарю

На праздник

Конфету шоколадную

И пряник.

А Сережке положу

В карман

Обман и еще один

Обман…

Говорить о даровитости Игореши в стихотворчестве, пожалуй, преждевременно: ничего выдающегося не создал, похожих талантов в том же детском саду можно насчитать с десяток. Балуются, играя словами. И радуются маленьким своим открытиям, потому что знакомы с творчеством Маршака и Михалкова, Чуковского и Барто.

Дети растут быстро. Растут и забывают собственные поэтические творения. Забудет скорее всего Игорешка и одно из последних своих стихов, о таких детских и недетских строчках…

Хотелось бы узнать мне,

Чья вина,

Когда идет солдатская

Война.

Я думаю об этом

Днем и ночью:

Война – она всегда

Плохая очень…

Кем станет Игорь, когда вырастет?

– Командиром хочу быть, как мой папа, – говорит, то и дело примеряя на себе его танковый шлемофон или офицерскую фуражку с высокой тульей.

– А как же писать стихотворения?

– Может быть.

Придет скоро то время, когда задумается малыш о своей профессии со всей серьезностью. Пусть хоть кем будет, только бы вырос человеком неравнодушным. Хорошо, если школьные учителя помогут ему развить сегодняшнее умение мыслить творчески.

Юрий УТКОВ, член Союза писателей

Екатеринбург

Фото Дмитрия ОВСЯННИКОВА

Друзья на суше и на море

У ребят из Пензенского кадетского корпуса – счастливые лица. В этом году они побывали в Анапе на фестивале “Казачок”. Здесь нашли много новых друзей. Курсанты Анапской школы морских пограничников угощали ребят солдатской кашей. Затем побывали кадеты на боевом спортивном катере. Познакомились с жизнью моряков, услышали их рассказы про море. Пензенские ребята теперь знают: везде на море и на суше важно иметь рядом друзей.

Сергей ТАРАСОВ

Фото автора

Обзор писем

Ищите солнце среди туч

езденежье, бессилие, безысходность – это лейтмотив многих писем, поступивших в редакцию за последнее время. Хочется педагогу поделиться своими печалями, известно ведь – выскажется человек, и полегче станет на душе. Хоть и разговор получился нелегким.

Если бы встретились Зинаида Ивановна Паршина с Алтая и Галина Сергеевна Струкова из Подмосковья, то, наверное, сразу нашли бы сочувствие друг у друга. Из села Елунино вот что пишет З.И.Паршина: “На День знаний в нарядном спортзале собрались ученики, их родители, учителя. На празднике были названы все молодые педагоги, познакомились собравшиеся со всеми классными руководителями. Обо мне не было сказано ни слова. Как будто меня и нет в школе. Вот так меня проводили на пенсию”.

У Галины Сергеевны Струковой ситуация иная. На пенсию-то ее проводили с почестями, а зато позже, когда понадобилось провести сокращение штатов, не услышала она хороших слов.

Понимаю, что сейчас, когда самим директорам приходится несладко, недосуг им до обид пенсионеров. Как-то услышала на одном совещании от руководителя областного уровня: “Хорошая школа для меня сегодня – это та, в которой идут занятия без перерыва и в полном обьеме и в которой для детей организовано горячее питание”. И все.

“Сегодня не до сентиментальностей, – говорят многие. – Больно уж жизнь сурова”.

Но чем меньше мы оставляем места для доброты, милосердия, тем большее пространство захватывают зло и жестокость. А хватит ли на нас той самой человечности, когда мы подойдем к определенному жизненному рубежу?

“Жизнь учителя, – делится своими мыслями А.Шафоростов, – подошла к той черте, когда иссякает терпение. Если сейчас наше правительство не примет самых экстренных мер, то хватит одной спички, чтобы полыхнул пожар”. А.Шафоростов знаком с настроениями учительства не понаслышке. Он много лет возглавляет Павловский райком профсоюза Воронежской области.

Отчаявшийся голодный человек, конечно же, не способен к созиданию, к добру. На мой взгляд, самая страшная невыносимая потеря – это утрата чувства собственного достоинства. А то, что учителей, да и не только их, пытаются превратить в холопов, выбить остатки человеческого достоинства, – несомненно.

“Как справедливо заметил один поэт: “Не обязательны пуля и кнут, чтобы холопов плодить повсеместно. Голод и холод почище согнут, и унижение – это известно”.

Учителя Колпинского района с мая этого года безуспешно взывают к губернатору, его заместителю и другим высоким начальникам славного города на Неве. Просят, умоляют выполнить их же постановление. Суть дела такова. В декабре прошлого года вышло распоряжение мэрии Санкт-Петербурга “О реконструкции общежитий ПТУ в жилые дома для работников образования”. Обрадовались тогда ветераны труда, стоявшие 10-15 лет в очереди на получение жилья. Наконец-то вспомнили о них. Первым таким обьектом было назначено общежитие ПТУ N 6 по улице Павловской. 30 апреля в торжественной обстановке “счастливчикам” были вручены сертификаты на новые квартиры. “К 10 июня будут готовы для заселения 60 квартир, вручим вам ключи”, – пообещали педагогам.

На исходе октябрь, а у незадачливых новоселов на руках одни бумажки-ордера. Для завершения строительства не хватает… двух миллиардов рублей. Интересно, перед тем как выпустить то распоряжение, власти просчитывали его экономическую целесообразность? Или так спешили обрадовать педагогов накануне выборов, что забыли про источники финансирования? Обидно за учителей, зря надеялись.

Хотелось бы, конечно, чтобы писем о грустном житье-бытье было в нашей почте поменьше. Но что поделаешь, письма – это зеркало учительских настроений. “Но есть все-таки в нашей жизни праздники”, – восклицает Людмила Тихоновна Кононова, учительница из Нальчика. Конечно, права Людмила Тихоновна. Надо только почаще поднимать голову вверх, и среди туч непременно выглянет солнце.

“Я с удовольствием читаю “Учительскую газету”, – пишет Л.Т. Кононова. – Радуюсь успехам коллег, перенимаю их опыт. На День знаний провели со своими десятиклассниками конкурс-игру “Интеллект”. Спасибо за номер со сценариями классных мероприятий. Спасибо за поддержку учителей”.

…Каждый день ложатся на редакционный стол ваши письма. И поэтому наш разговор с вами, дорогие читатели, будет продолжаться. Пишите нам. Оставайтесь с нами.

Надежда ТУМОВА

Жилье для учителя

У ребят из Пензенского кадетского корпуса – счастливые лица. В этом году они побывали в Анапе на фестивале “Казачок”. Здесь нашли много новых друзей. Курсанты Анапской школы морских пограничников угощали ребят солдатской кашей. Затем побывали кадеты на боевом спортивном катере. Познакомились с жизнью моряков, услышали их рассказы про море. Пензенские ребята теперь знают: везде на море и на суше важно иметь рядом друзей.

Сергей ТАРАСОВ

Фото автора

От добра добра не ищут

Ближайшие к Подмосковью области всегда были притягательными для тех, кто ищет жилье и работу. Так, к примеру, в Чернском районе Тульской области за последние пять лет получили работу 52 учителя. А всего в районе 367 педагогов.

Тем же учителям, кто ныне ищет работу, труднее найти подходящее место. Все вакансии почти заполнены. Но, как говорят, от добра добра не ищут. Если человек решается на переезд, значит, ему совсем невмоготу.

“Пожалуйста, помогите нам, – пишет Елена Андреевна Завьялова,- хотим переехать в Россию. Наш город Шахтинск пустеет, предприятия закрываются, люди покидают обжитые места. Зарплату не выплачивают месяцами”. В семье Завьяловых три человека. Глава семьи может работать сварщиком, монтажником, каменщиком. Супруга имеет специальность учителя черчения и рисования, может работать в начальных классах, вести труд. Адрес: 472350, Казахстан, Карагандинская область, г.Шахтинск, ул. Казахстанская, д. 128, кв. 38. Завьяловым.

Второй год безуспешно пытается найти работу учительница химии Лилия Федоровна Сотникова. Отовсюду ей приходят ответы, что вакантных мест нет. Семья согласна на переезд в любое село, находящееся в России. Приглашения направлять по адресу: 745006, Туркменистан, г. Красноводск, ул. Махтумкули, д. 128, кв.18. Сотниковым.

Вакансии

Чернский районный отдел образования приглашает на работу учителей английского языка. Обеспечат хорошей нагрузкой четырех педагогов. Жилье предоставят по договоренности: общежитие или частную квартиру. Звонить по телефонам: 2-10-36, 2-12-48, заведующей роно Александре Афанасьевне Кузнецовой.

P.S. Напоминаем читателям, все обьявления публикуются бесплатно.

Подготовила

Надежда ТУМОВА

Почта “УГ”

Адрес:

103012, Москва, ГСП-2, Ветошный переулок (проезд Сапунова), 13-15.

Ваш адвокат

Рубрику ведет Адольф Сергеевич РОЗЕНОЕР

Какие льготы полагаются семье, имеющей ребенка-инвалида? Какими законами и постановлениями предусмотрены эти льготы?

Е.СТЕПАНОВА

Саратовская область

В результате проведения медико-социальной экспертизы детям в возрасте до 16 лет может быть установлена категория “ребенок-инвалид”, исходя из комплексной оценки состояния здоровья и степени ограничения жизнедеятельности. О признании ребенка инвалидом выдается справка по установленной форме.

Положение о признании лица инвалидом утверждено постановлением Правительства РФ N 965 от 13 августа 1996 г. Согласно этому постановлению рекомендовано завершить до 1 сентября 1996 г. создание учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы граждан независимо от возраста, прекратив при этом деятельность врачебно-трудовых экспертных комиссий (ВТЭК).

Постановлением Правительства РФ N 901 от 27 июля 1996 г. утверждены правила предоставления льгот семьям, имеющим детей-инвалидов по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг.

Семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включаются в отдельные списки жилищного учета для получения квартир в первоочередном порядке. Эти семьи могут состоять на учете для улучшения жилищных условий одновременно и по месту работы, и по месту жительства.

Семьям, имеющим детей-инвалидов, предусмотрена скидка не ниже 50 процентов оплаты жилья в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилфонда), а в домах без центрального отопления – стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм.

Основанием для предоставления льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива является справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы.

Семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Одному из работающих родителей для ухода за детьми-инвалидами предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц (ст. 1631 Кодекса законов о труде РФ).

Оплата каждого дополнительного выходного дня полагается в размере дневного заработка за счет средств Фонда социального страхования РФ.

В соответствии с Федеральным законом о социальной защите инвалидов утвержден Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях (постановление Правительства РФ N 861 от 18 июля 1996 г.).

Для детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать общеобразовательные учреждения, обеспечивается обучение на дому (с согласия родителей).

Такое обучение организует коллектив ближайшей общеобразовательной школы: предоставляет бесплатно учебники, обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте