search
main
0

Первые сто строк

Знания. Что они в нашей жизни?

Этот вопрос редко звучит на уроках. Учитель думает об этом в одиночестве, он размышляет с теми, кого уже давно нет и кто до сих пор заставляет думать о феномене учительства.

Любой учитель – естественных ли, гуманитарных наук – предается этой философии: о смысле своего учения, о смысле учения вообще.

“ДЕЛА позорного нет, и только бездействие позорно”, – часто цитировал Сократ эти слова Гесиода. Не оправдание всякого действия в этой фразе – она о порочности лени и пренебрежения к труду.

Сам Сократ не был способен ни к какому роду государственной службы. Большую часть времени проводил в дискуссиях и спорах. Но он трудился – он УЧИЛ.

Он учил изустно и не оставил ни одного трактата. Но сам он, его учения остались в работах его учеников, в них самих.

КНИГА. Как ни смешно и ни горестно, философ отказался от нее сознательно. Диалог был образом жизни и способом философствования учителя. Диалог – это подлинная, живая и одушевленная речь знающего человека, письменность же – “подражание” диалогу. Она становится преградой на пути общения людей: ведь книгу не спросишь, как спрашиваешь живого человека, а если и спрашиваешь, то она отвечает “одно и то же”… Письменность прививает забывчивость, так как лишена упражнения память.

ЖИВОЕ ОБЩЕНИЕ, желание познать себя через беседу, взаимный поиск ответов на вопросы, кто я, какой я, влекли и бедняков, и богатых аристократов к босому, внешне безобразному сыну каменотеса, видно, имеющего нечто, что позволяло почитать его и называть Учителем.

ЗНАНИЯ. Самое ли главное – вложить их в учеников? Ведь можно знать и не ведать выхода. Да и нужно ли знать? Зачем все это? Наталья Бояринцева, учитель биологии и химии 52-й кировской школы-гимназии, участница конкурса “Учитель года-96”, думает и помнит о том, что мало обучать науке, что человеку необходимо широкое понимание жизни природы. И это познание начинается с чувственного восприятия, а заканчивается мышлением. Понимание олицетворяет творчество. Задача учителя – не преподнести истину, а научить ее находить.

“Я не хочу замыкаться только на своем предмете. Мне бы хотелось сказать сегодня и о роли учителя. Потому что учитель – это “люблю”, это сокровенно”. Елена Букша – учитель французского и английского языков 14-й ставропольской школы-лицея – еще один конкурсант это года. Ее педагогическая философия – помочь ученикам прозреть и увидеть свет настоящей жизни. Настоящие уроки учителя – это помощь самоопределения в жизни.

Отец подарил мне жизнь бренную, а учитель – вечную – таков смысл слов, сказанных некогда Александром Македонским о своем учителе. Им был Аристотель. Со своими учениками он искал истину. Это было “и легко, и трудно, ибо очевидно, что никто не может ни целиком ее постигнуть, ни полностью ее не заметить, но каждый добавляет понемногу к нашему познанию природы, и из совокупности всех этих фактов складывается величественная картина”.

Результаты поиска Аристотеля остались в рукописях. Но вернее всего его учение сохранилось и отозвалось в учениках. Шарль де Голль размышлял: “Не было ни одного великого полководца, который не черпал бы своего искусства из сокровищницы человеческого разума. В основе побед Александра Македонского мы всегда в конце концов находим Аристотеля…”

Можем ли мы сравнивать понимание древними роли учителя с сегодняшним взглядом на эту профессию? Одинаковый ли СМЫСЛ вкладывается в СЛОВО УЧИТЕЛЬ на протяжении времен?

В античную эпоху профессия учителя была приравнена к профессии ремесленника, ориентированной на заработок. В Древней Греции и Риме обучение было частным. Детей учили чтению и письму. Но как обьяснить образ босого Сократа, не бравшего ни драхмы за свои уроки? Как обьяснить образ мудрого сапожника Симона, не желавшего менять свою свободу на служение учителем в богатом доме? Не о ремесле думает настоящий учитель наедине с собой. О своем высшем призвании: превратить маленькие биографии своих учеников в большие судьбы. Каждый настоящий учитель хоть однажды думает об этом…

Ольга БИГИЛЬДИНСКАЯ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте